РУС ENG 

В ФЦП по сейсмоуселению не участвуют регионы с наивысшим индексом сейсмической опасности - Краснодарский край и Республика Дагестан

18 января 2017 г.

Виктор Клюшкин/ ИТАР-ТАСС 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий региональных программ по сейсмоусилению в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» в 2013-2015 годах государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Объекты контрольного мероприятия: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, правительства Республики Алтай и Карачаево-Черкесской Республики, администрации муниципальных образований Республики Алтай и Карачаево-Черкесской Республики (выборочно, при необходимости).

Проверяемый период: 2013-2015 гг., при необходимости более ранние периоды.

Доклад представлен направлением деятельности.

Как было отмечено на Коллегии, ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» (далее – ФЦП, Программа) была утверждена взамен ФЦП «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 гг.), которая была завершена досрочно в связи с неэффективностью ее реализации.

Новая программа была разработана в целях создания условий для устойчивого функционирования жилищного фонда и основных объектов жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации. При этом четкие цели и задачи в Программе не установлены. Не разработан механизм ее реализации с указанием конкретных результатов в каждом регионе, не предусмотрена мобилизация всех имеющихся на территории регионов ресурсов, включая привлечение средств граждан и юридических лиц в целях максимально возможного использования средств капремонта и реконструкции зданий и жилых помещений в сейсмоопасных районах страны. Кроме того, целевые показатели и индикаторы ФЦП не взаимоувязаны с целевыми показателями и индикаторам госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…».

Общий объем финансирования Программы на весь период ее реализации (I этап – 2009-2012 гг., II этап – 2013-2015 гг., III этап – 2016-2018 гг.) предусмотрен в объеме 62,4 млрд рублей, в том числе 19 млрд рублей - в течение II этапа. Фактически в проверяемый период на реализацию Программы из федерального бюджета были перечислены субсидии в общей сумме 14,1 млрд рублей (или 74% предусмотренного объема). Финансирование Программы за счет средств регионов, участвующих в Программе, в 2013 г. составило 1,9 млрд рублей (37% объема средств федерального бюджета поступивших в виде софинансирования), в 2014 г. - 704,5 млн рублей (16%), в 2015 г. – 548,9 млн рублей (12%).

Остаток неиспользованных субсидий, предоставленных за счет бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий ФЦП, по состоянию на 1 января 2014 г. составил 3,3 млрд рублей (более 65% предоставленного объема), на 1 января 2015 г. – 2,3 млрд рублей (или 51,1%), на 1 января 2016 г. – 1,1 млрд рублей (или 22,8%). Основной причиной образования остатков явилось позднее заключение Соглашений на предоставление субсидий (в IV квартале), что в свою очередь приводит к позднему проведению конкурсных процедур, по итогам которых заключаются государственные контракты на выполнение работ по сейсмоопасным объектам.

По итогам проверки были выявлены многочисленные нарушения и недостатки, в том числе отсутствие надлежащей системы управления и должного контроля за ходом реализации Программы со стороны государственного заказчика – Минстроя России, что влечет за собой риски недостижения основных целей ее реализации.

В частности, Минстроем не был обеспечен надлежащий контроль за предоставляемой регионами документацией, подтверждающей исполнение условий Соглашений, а также за выполнением принятых регионами обязательств по финансированию ФЦП за счет собственных средств в полном объеме и в предусмотренные Соглашениями сроки.

Установленные в Соглашениях целевые показатели результативности использования субсидий не соответствуют целевым показателям и индикаторам эффективности реализации ФЦП, как по утвержденным значениям, так и по количеству самих показателей.

В утвержденных Минстроем формах отчетности о ходе реализации ФЦП отсутствует графы «Неиспользованные остатки субсидии» и «Дебиторская задолженность», что не позволяет оценить ни общий объем средств федерального бюджета, израсходованных регионами в истекшем году, ни объем дебиторской задолженности подрядчиков по заключенным контрактам.

Предоставление субсидий в заявительном, а не в плановом порядке, привело к тому, что за истекший период из 27 регионов, имеющих индекс сейсмического риска выше 0,1%, в Программе приняли участие только 15. При этом в Программе не участвуют регионы с наивысшим индексом сейсмической опасности - Краснодарский край (индекс - 9%) и Республика Дагестан (7%).

Согласно результатам проверки, бюджетные ассигнования направлялись в основном на реконструкцию (сейсмоусиление) или строительство новых сейсмостойких объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта. При этом сейсмоусиление имеющихся в регионах сейсмоопасных жилых домов и основных объектов жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и др.) в проверяемом периоде не проводилось.

Результаты проверки также свидетельствуют о недостоверности отчетных данных о выполнении программных мероприятий, направляемых Минстроем в Минэкономразвития.

Так, в соответствии с Соглашениями, заключенными на 2015 г. Минстроем с 13 регионами, к софинансированию за счет федеральных средств было предусмотрено 70 объектов, в том числе 21 объект, переходящий с 2014 года. В отчетности Минстроя о выполнении программных мероприятий за 2015 г. приведены сведения о выполнении работ в полном объеме и 100% степени готовности объектов.

Вместе с тем, согласно результатам проверки, по состоянию на 1 января 2016 г. 100% исполнение достигнуто только по 8 переходящим объектам и по 13 вновь начинаемым объектам. При этом по 12 переходящим объектам исполнение составило 14-60%, на одном объекте (Камчатский край) строительные работы не начинались. По 22 вновь начинаемым объектам исполнение составило 7-83% и по 14 объектам (Саха (Якутия), Северная Осетия и Кабардино-Балкария) строительные работы не начинались.

Кроме того, согласно отчетам Минстроя, установленные ФЦП показатели за 2014-2015 г. выполнены в полном объеме при том, что средства, выделенные на реализацию Программы, были освоены регионами в среднем на 59% и 71%, соответственно.

Проверка также показала, что единая информационная система «Сейсмобезопасность России», разработанная в 2009-2011 гг. по заказу Минрегиона в рамках ФЦП за счет средств федерального бюджета в объеме 67,3 млн рублей, Минстрою, как правопреемнику, не передана и соответственно не используются. Вместе с тем одним из целевых показателей эффективности реализации ФЦП является повышение уровня участия органов исполнительной власти регионов, расположенных в сейсмических районах, в формировании и использовании единой информационной системы по обеспечению сейсмической безопасности территорий. Более того, Минстрой в отчетах за 2014 и 2015 гг. отчитался об исполнении указанного показателя в полном объеме.

Следует также отметить, что по информации Минстроя и разработчика системы (АО «Производственный и научно исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве»), а также по результатам ранее проведенных проверок в Минрегионе, на балансовых (забалансовых) счетах указанная информационная система не была учтена. Расходы на поддержание доменного имени системы («сейсморус.ру») до настоящего времени несет разработчик без финансирования со стороны Минстроя. Учитывая, что АО «ПНИИИС» планируется к приватизации, существует риск утраты информационной системы, разработанной за счет средств федерального бюджета.

В ходе проведения выездных проверок в Республике Алтай и Карачаево-Черкесской Республике были выявлены нарушения в части соблюдения условий и порядка предоставления субсидий, а также нарушения требований законодательства о контрактной системе.

Так, проверка в Республике Алтай показала, что в 2015 г. субсидия была предоставлена региону при отсутствии в республиканском бюджете необходимых ассигнований на исполнение расходных обязательств по реализации мероприятий ФЦП. При заключении Соглашения Правительством Республики Алтай была предоставлена выписка из закона о республиканском бюджете на 2015 г. об объеме бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию программных мероприятий, не соответствующих фактически утвержденным. Изменения в закон в части принятия расходных обязательств в объеме, советующем условиям Соглашения, были приняты только спустя два месяца.

Кроме того, установлены факты приемки и оплаты фактически не выполненных работ, а также работ, не соответствующих условиям контракта, по объекту «Реконструкция (сейсмоусиление) общеобразовательной школы в с. Кебезень Турочакского района» на общую сумму 34,8 млн рублей. В частности, была произведена оплата работ по благоустройству и озеленению территории. Однако по факту в декабре 2015 г. на объекте были проведены только строительно-монтажные работы на сумму 30 млн рублей, не предусмотренные контрактом. Указанные факты дают основания полагать о возможном причинении ущерба экономическим интересам государства. По данному нарушению будет направлено письмо в Генеральную прокуратуру.

В ходе проверки в Карачаево-Черкесской Республике установлено несоответствие значений показателей региональной программы по сейсмоуселению значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленных Соглашением о предоставлении субсидий в 2015 г. В 2016 г. указанное нарушение было устранено.

Проверка также показала, что в 2013-2015 гг. в нарушение закона о контрактной системе было допущено необоснованное продление сроков выполнения работ по 10 госконтрактам, заключенным на выполнение работ в рамках ФЦП.

Кроме того, в нарушение условий госконтракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Дошкольное образовательное учреждение на 85 мест, аул Каменномост» подрядчику был выплачен не предусмотренный контрактом 30% аванс в размере свыше 15 млн рублей.

Всего в ходе проверки были выявлены нарушения на сумму 1,7 млрд рублей, в том числе: нарушение порядка предоставления межбюджетных субсидий на сумму 1,6 млрд рублей; нарушение условий предоставления межбюджетных субсидий на сумму 10 млн рублей; принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования или лимиты бюджетных обязательств, на сумму 90,5 млн рублей; приемка и оплата работ, несоответствующих условиям контракта на сумму 34,8 млн рублей; нарушения условий реализации контрактов на сумму 15,6 млн рублей. По фактам выявленных нарушений составлено 2 протокола об административных правонарушениях.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, представления - в Минстрой России, Правительства Республики Алтай и Карачаево-Черкесской Республики, обращение – в Генпрокуратуру. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

* Федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 365. Государственный заказчик-координатор Программы – Минстрой России, как правопреемник Минрегиона России.

С 2014 г. мероприятия ФЦП осуществляются в рамках Госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуации…», с 2017 – переводится в состав Госпрограммы по обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России.


Материалы по теме

Наверх