РУС ENG 

Механизм финансовой аренды (лизинга) не оказывает достаточного влияния на решение задачи технологической модернизации отечественного АПК

26 Января 2017 г.

Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности акционерного общества «Росагролизинг» в 2013-2015 гг. и истекшем периоде 2016 г. по реализации механизма финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники».

Объекты проверки: АО «Росагролизинг», Минпромторг России, АО «Петербургский тракторный завод», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», Федеральная таможенная служба.

Проверяемый период: 2013-2015 гг. и истекший период 2016 г.

С докладами на Коллегии выступили аудиторы Бато-Жаргал Жамбалнимбуев и Сергей Агапцов.

В соответствии с долгосрочной программой развития АО «Росагролизинг»* до 2020 года основной задачей Общества является техническая и технологическая модернизация производственной и социальной инфраструктуры села в целях развития инновационной национальной экономики и конкурентоспособного отечественного АПК.

Как было отмечено на Коллегии, в проверяемый период размер уставного капитала АО «Росагролизинг» формировался исключительно за счет средств федерального бюджета** и составил на 1 января 2016 г. – 83,1 млрд рублей, увеличившись с 1 января 2013 г. на 4,2 млрд рублей или на 5,4%.

Ключевые показатели эффективности деятельности АО «Росагролизинг» («Прирост лизингового портфеля» и ROIC (коэффициент рентабельности инвестированного капитала) были запланированы в 2015 г. с отрицательными значениями. При этом фактические значения этих показателей были лучше плановых.

Кроме того, значение показателя эффективности использования бюджетных инвестиций в сумме 2 млрд рублей («процент собираемости по лизинговым договорам, заключаемых в рамках освоения предоставляемых бюджетных средств») фактически составило в 2015 г. 104,5% при установленном плановом значении в размере более 80%. Количество фактически поставленной в 2015 г. сельхозтехники превысило плановые показатели на 6,7% и составило 791 единиц.

В целом в проверяемом периоде обществом был получен убыток в сумме 22,65 млрд рублей. Возникновение убытка связано главным образом с формированием резерва по сомнительным долгам по просроченной задолженности по договорам лизинга, заключенными в основном до 2010 года. По состоянию на 31 декабря 2015 г. величина просроченной задолженности составила 28,4 млрд рублей или 36% к остатку обязательств к оплате по договорам финансовой аренды (лизинга). При этом в структуре просроченной задолженности 4,52 млрд рублей приходилось на договоры коммерческого лизинга.

«Несмотря на увеличение уставного капитала, лизинговый портфель по договорам финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники за 2013-2015 гг. сократился на 5,7% - с 51,3 до 48,4 млрд рублей. При этом количество передаваемой в лизинг сельхозтехники за этот период, также сократилось на 16,6%», - сообщил на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Одной из причин сокращения лизингового портфеля явилось расторжение договоров лизинга, ранее заключенных АО «Росагролизинг» с лизингополучателями, изъятие сельхозтехники и ее последующая реализация по договорам купли-продажи с дисконтом 35,1% от ее балансовой стоимости. Так, за 2013-2015 гг. и истекший период 2016 г. АО «Росагролизинг» была изъята 6 771 единица сельхозтехники на сумму 4,3 млрд рублей, из которой по договорам купли-продажи реализовано 5 510 единиц на сумму 2,3 млрд рублей. Убыток, полученный АО «Росагролизинг» от реализации изъятой техники составил 1,5 млрд рублей. Основной причиной возникновения такой ситуации стала завышенная, по сравнению с ценами производителей, цена сельхозтехники, переданной по договорам лизинга, заключенным в основном в период до 2010 г.

В результате полученные Обществом убытки привели к сокращению стоимости чистых активов, которые на 1 января 2016 г. составили 59,96 млрд рублей. «Впервые,- подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, - размер чистых активов Росагролизинга стал меньше уставного капитала в 2013 году».

При этом аудитор отметил, что в соответствии с требованиями российского законодательства если по окончании 2016 г. стоимость чистых активов АО «Росагролизинг» по-прежнему будет меньше его уставного капитала, то Общество до 1 июля 2017 г. должно будет принять решение либо об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов, либо о ликвидации.

Проверка также показала, что в проверяемый период АО «Росагролизинг» размещало (в основном с целью обеспечения кредитов, взятых в 2007-2009 гг.) средства возвратных лизинговых платежей на депозитных счетах. По данными бухгалтерской отчетности, объем денежных средств, размещенных АО «Росагролизинг» на депозитных счетах, по состоянию на 1 октября 2016 г. составил 4,5 млрд рублей.

Кроме того, проверкой установлено, что с июня 2015 г. средства в сумме 254,9 млн рублей были размещены Обществом на депозитных счетах в ПАО «НОТА-Банк», у которого приказом Банка России в ноябре 2015 г. была отозвана лицензия, вследствие чего возникают существенные риски невозврата размещенных средств.

Согласно результатам проверки, в период 2013-2015 гг. и 9 месяцев 2016 г. АО «Росагролизинг» было передано сельхозтоваропроизводителям по договорам финансовой аренды (лизинга) 17 740 единиц техники на сумму 43,9 млрд рублей. Причем за 9 месяцев 2016 г. объем переданной в лизинг сельхозтехники увеличился как в стоимостном, так и в количественном выражении, составив 4 643 единицы на сумму 14,1 млрд рублей, что на 1 635 единиц или на 5,5 млрд рублей (в 1,6 раза) больше, чем за аналогичный период 2015 г.

Как показала проверка, из приобретенных в первом полугодии 2016 г. 3 946 единиц техники на сумму 10,4 млрд рублей 21,3% (900 ед. на сумму 2,2 млрд рублей) были произведены из машинокомплектов иностранного и белорусского происхождения, что свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых Обществом мер по стимулированию спроса на российскую сельхозтехнику и снижению зависимости производителей сельхозтехники от импорта зарубежных технологий.***

Следует также отметить, что закупаемая АО «Росагролизинг» по федеральному лизингу сельхозтехника российского производства соответствовала установленному советом директоров Общества минимально допустимому уровню локализации производства в размере от 30 до 50% для предприятий, осуществляющих преимущественно сборочное производство сельхозтехники.

Кроме того, в Долгосрочной программе развития АО «Росагролизинг» отсутствуют показатели эффективности мероприятий по импортозамещению, направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной техники закупкой эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукции.

На эффективности деятельности Общества также отражается увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками, которая на 1 октября 2016 г. составила 3,8 млрд рублей.

В то же время, согласно бухгалтерской отчетности, дебиторская задолженность поставщиков сельхозтехники на 1 января 2016 г. по сравнению с началом 2013 г. сократилась на 9% и составила 6,9 млрд рублей. Наибольший объем дебиторской задолженности в сумме 4,2 млрд рублей (55%) на 1 января 2013 г. сложился по ООО «Агромашхолдинг». В целях установления порядка погашения этой задолженности были утверждены мировые соглашения со сроком реализации до 31 декабря 2014 г. Однако в срок они исполнены не были и за 2013-2016 гг. дебиторская задолженность сократилась лишь на 6,6%.

По итогам анализа деятельности предприятий-производителей (ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» и АО «Петербургский тракторный завод») Счетная палата пришла к выводу, что система господдержки в виде возмещения затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники в целом привела к росту объемов их производства, увеличению рентабельности и выходу из убыточности.

В то же время проверка показала, что процесс ценообразования на отдельных заводах-производителях не достаточно обоснован.

Так, анализ основных показателей реализации продукции комбайновым заводом «Ростсельмаш» через дилерские сети и через АО «Росагролизинг» показал, что, исходя из достигнутой заводом рентабельности, основная прибыль Ростсельмаша формируется за счет субсидии из федерального бюджета. При этом реализация продукции через дилерские сети осуществляется с более высокими «дилерскими» скидками, чем через Росагролизинг: скидка дилеру от субсидируемой цены доходила до 25%, а для Росагролизинга была практически вдвое меньше. Соответственно, можно сделать вывод, что часть своих издержек «Ростсельмаш» перекладывает на «Росагролизинг».

«Формально закон не нарушен, однако, учитывая, что «Ростсельмаш» применяет по сути «котловой» метод учета затрат, при рассмотрении ответственными ведомствами вопроса о предоставлении субсидии необходим более детальный анализ ценообразования», - отметил в ходе своего выступления аудитор Сергей Агапцов.

Кроме того, аудитор отметил, что выданные Минпромторгом России без наличия на то правовых оснований заключения о соответствии ЗАО «СП «Брянсксельмаш» критериям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432, позволили заводу-изготовителю получить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 36,1 млн рублей.

Коллегия приняла решение направить представление в АО «Росагролизинг», информационное письмо в Правительство Российской Федерации, обращение - в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

*Основным видом деятельности АО «Росагролизинг» является оказание услуг в сфере финансовой аренды (лизинга). При этом лизинговая деятельность общества не является исключительной, АО «Росагролизинг» вправе заниматься любой иной деятельностью, не запрещенной действующим законодательством Российской Федерации.

**В соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в 2013 г. в уставный капитал общества из федерального бюджета было направлено 2,2 млрд рублей, в том числе: 2 млрд рублей в целях технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и 242,4 млн рублей - в целях сокращения задолженности по лизинговым платежам сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от крупномасштабного наводнения на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

В соответствии с п. 10 части 1 ст. 21 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», и п. 45 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, из федерального бюджета было направлено 2 млрд. рублей в целях реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельхозтехники российского производства и поддержки экспорта, а также повышения обеспеченности сельхозтоваропроизводителей субъектов Российской Федерации сельхозтехникой и оборудованием для своевременного проведения сезонных полевых работ в 2015 году.

***В соответствии с «Основными принципами использования средств уставного капитала», утвержденными Советом директоров общества, при выборе поставщика приоритет должен отдаваться отечественным производителям сельскохозяйственной техники. Кроме того, директивами Правительства от 5 марта 2015 года было предусмотрено плановое и поэтапное замещение Обществом закупок иностранной сельхозтехники на отечественную.


Материалы по теме

Наверх