РУС ENG 

Необходимо разработать механизм погашения дебиторской задолженности организаций с долей участия государства более 25%

31 января 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки организации и осуществления процедур банкротства предприятий и организаций, отнесенных к первой группе должников* (кроме предприятий и организаций, включенных в перечень стратегических), с целью снижения дебиторской задолженности по доходам.

Объекты контрольного мероприятия: Федеральная налоговая служба, Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственная фирма «Ресма» и Федеральное государственное унитарное предприятие «Мослес».

Проверяемый период деятельности: 2015 г. и 1 полугодие 2016 г.

С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

В ходе осуществления процедур банкротства от всех организаций банкротов в счет погашения задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, в 2015 г. поступило 6,9 млрд руб., в первом полугодии 2016 г. 3,3 млрд руб. Эти показатели являются незначительными к общей сумме дебиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов организаций банкротов первой группы должников (за исключением стратегических организаций).

Из 444 банкротов первой группы должников (за исключением стратегических организаций) процедура финансового оздоровления была введена только в отношении трех организаций. В налоговые органы было направлено 31 обращение о предоставлении рассрочки или отсрочки платежей, но ни по одному из них положительного решения не было принято. «Это свидетельствует об отсутствии в настоящее время эффективных механизмов урегулирования потенциальной задолженности перед федеральным бюджетом по обязательным платежам», - заявил Сергей Штогрин. По его словам 85% дебиторской задолженности банкротов приходится на конкурсное производство, что указывает на заинтересованность участников банкротства в распродаже имущества должника и скорейшем погашении задолженности или ее списании. Сумма списанной дебиторской задолженности банкротов-должников перед бюджетом в 2015 г. составляла 131 млрд руб. Это почти в 20 раз превышает показатель поступления платежей в счет погашения задолженности. В первом полугодии 2016 г. этот показатель составил 46 млрд руб. (в 14 раз больше суммы поступивших платежей).

Всего за 2015 г. и за шесть месяцев 2016 г. налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье Уголовного кодекса о преднамеренном банкротстве в территориальные подразделения МВД направлен 661 материал. Возбуждено 105 уголовных дел, вынесено 26 обвинительных приговоров. «Правоприменительная практика в делах о банкротстве складывается таким образом, что правоохранительные органы делают вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного статьей «Преднамеренное банкротство», основываясь только на выводах арбитражного управляющего», - пояснил аудитор. В соответствии с действующим законодательством функция подготовки заключений о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, которая ранее выполнялась упраздненной Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, возложена только на арбитражного управляющего. Не имея правового статуса эксперта, арбитражный управляющий фактически наделен правом проводить экспертизы по обстоятельствам, которые в дальнейшем будут служить основанием для возбуждения уголовного дела или для отказа.

Проверка организаций-банкротов - ФГУП «НПФ «Ресма» (г. Москва) и ФГУП «Мослес» (Московская область), - находящихся в конкурсном производстве, показала, что государственные организации в связи с возникшей задолженностью по налогам и не предоставленной возможностью рассрочки или отсрочки платежей расплачиваются распродажей государственного имущества, имеющего особое историческое и культурное значение или специальное назначение. Например, здание 1896 года постройки, входящее в ансамбль «Рогожской ямской слободы», общей площадью 1389,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Школьная, д. 46 оценено в 201,2 млн. рублей и может быть продано на предстоящих торгах в половину от оценочной стоимости. «Распродажу осуществляет конкурсный управляющий, не заинтересованный в сохранности государственной собственности. При этом должностные лица организаций и курирующих данные организации государственных органов, действие которых привело к утрате государственного имущества, к ответственности не привлечены», - заявил Сергей Штогрин.

Указанные федеральные государственные унитарные предприятия находятся в плане приватизации: ФГУП «НПФ «Ресма» с 2006 г., ФГУП «Мослес» с 2014 г. При этом Росимуществом и ТУ Росимуществом в Московской области в 2015 г. принято решение о ликвидации ФГУП «Мослес».

По мнению Счетной палаты, необходимо на законодательном уровне предусмотреть порядок погашения дебиторской задолженности организаций, имеющих долю участия государства более 25%, перед бюджетом, аналогичный порядку, предусмотренному параграфом 5 главы IX 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также нужно закрепить на законодательном уровне обязанность по проведению финансового анализа организаций, отнесенных к первой группе должников, на предмет проверки признаков фиктивного и преднамеренного банкротства за соответствующим государственным органом. В целях сохранения государственного имущества и предотвращения банкротства организаций, имеющих долю участия государства более 25%, предусмотреть на законодательном уровне возможность реструктуризации дебиторской задолженности перед бюджетом. В случае невозможности реструктуризации, в том числе при наличии задолженности перед негосударственными кредиторами, предусмотреть особый порядок ликвидации указанных организаций без ущемления прав кредиторов.

Кроме того, в нарушение 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» без согласования с собственником имущества крупной сделки ФГУП «Мослес» был заключен договор подряда от 10 февраля 2012 г. с ФГУП «Рослесинфорг» на выполнение лесотехнических работ на территории Московской области по площади 6 тыс. га на сумму 68 млн руб., которые ФГУП «Мослес» не были выполнены. ФГУП «Мослес» и ФГУП «Рослесинфорг» находятся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства. С учетом штрафных санкций сумма требования ФГУП «Рослесинфорг» к ФГУП «Мослес» по указанному договору составила 76,96 млн руб. Данная сумма по определению Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2016 г. не включена в реестр требований кредиторов по причине пропущенного ФГУП «Рослесинфорг» срока, в связи с чем денежные средства в сумме 76,96 млн руб. можно считать фактически утраченными.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную налоговую службу и Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также отчет и информацию об основных итогах контрольного мероприятия – в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*К 1 группе должников относятся следующие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, за исключением налогоплательщиков, обладающих признаками отсутствующих должников:

стратегические предприятия и организации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р, и перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009, а также организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 № 96 (далее – стратегические предприятия и организации);

должники, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по выплате капитализированных платежей, а также прав требования, перешедших к Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в результате выплат возмещения по вкладам) в совокупности (в том числе с учетом оспариваемых в судебном и внесудебном порядке сумм) составляет не менее чем 300 млн. рублей;

унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации;

акционерные общества, доля Российской Федерации в которых составляет 25 % и более.


Ключевые факты

  1. В ходе осуществления процедур банкротства от всех организаций банкротов в счет погашения задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, в 2015 г. поступило 6,9 млрд руб., в первом полугодии 2016 г. 3,3 млрд руб.
  2. Из 444 банкротов первой группы должников (за исключением стратегических организаций) процедура финансового оздоровления была введена только в отношении трех организаций.
  3. В налоговые органы было направлено 31 обращение о предоставлении рассрочки или отсрочки платежей, но ни по одному из них положительного решения не было принято.
  4. Сумма списанной дебиторской задолженности банкротов-должников перед бюджетом в 2015 г. составляла 131 млрд руб.
  5. Всего за 2015 г. и за шесть месяцев 2016 г. налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье Уголовного кодекса о преднамеренном банкротстве в территориальные подразделения МВД направлен 661 материал. Возбуждено 105 уголовных дел, вынесено 26 обвинительных приговоров.

Материалы по теме

Наверх