РУС ENG 

Счетная палата выявила многочисленные нарушения при ликвидации Росфиннадзора

13 марта 2017 г.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка ликвидационных мероприятий по упразднению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

Проверка проводилась в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора; Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве; Федеральном казначействе; Федеральной налоговой службе; Федеральной таможенной службе; Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.

Для обеспечения проведения мероприятий по упразднению Росфиннадзора* и деятельности ликвидационной комиссии Минфин утвердил смету бюджетных расходов на общую сумму 2,04 млрд руб. Предложения ликвидационной комиссии по увеличению (на 70,1 млн руб.) бюджетных ассигнований до 2,11 млрд руб. были поддержаны Министерством. При этом в ходе дальнейшего исполнения ликвидационных мероприятий в смете не была отражена передача бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от Росфиннадзора Федеральному казначейству, ФНС и ФТС на общую сумму 2,23 млрд руб. 

«Отсутствие надлежащего контроля со стороны Минфина России за деятельностью ликвидационной комиссии привело к тому, что ликвидационные мероприятия не были завершены в установленный срок. Распоряжением Правительства сроки ликвидации Росфиннадзора были продлены до 1 декабря 2016 г.» - отметила аудитор Татьяна Блинова.

В нарушение приказа Минфина в ликвидационную комиссию Росфиннадзора к установленному сроку (20 ноября 2016 г.) ликвидационные комиссии 68 территориальных органов Росфиннадзора из 79 не представили ликвидационные балансы с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств. Кроме этого, ликвидационная комиссия Росфиннадзора в установленный срок (до 24 ноября 2016 г.) не представила на утверждение в Минфин ликвидационный баланс. Как следствие, Минфин, ответственный за упразднение Росфиннадзора, не выполнил распоряжение Правительства в части утверждения ликвидационного баланса.

Вместе с тем, даже при наличии нарушений и выявленных расхождений на сумму 28,3 млрд руб. (в части учета дебиторской задолженности) и 15,5 млн руб. (в части учета активов), свидетельствующих о недостоверности ликвидационного баланса, он утвержден Министром финансов 30 ноября 2016 г. с нарушением установленного срока.

Проверка показала, что в ликвидационном балансе по состоянию на 30 ноября 2016 г. отсутствовали учетные данные по земельным участкам, переданным управлениям Федерального казначейства, на общую сумму 14,19 млн руб., в том числе в Алтайском крае на сумму 3,4 млн руб., в Кировской области на сумму 5,26 млн руб., в Курганской области на сумму 5,53 млн руб.

Кроме того, выявлены нарушения, допущенные в ходе передачи федерального имущества центральным аппаратом Росфиннадзора и его территориальными органами. Согласно поручению Правительства объекты имущества, закрепленные за упраздняемым Росфиннадзором, подлежали перераспределению исключительно Федеральному казначейству и его территориальным органам. Ликвидационная комиссия не передала Федеральному казначейству имущество центрального аппарата на общую сумму 300,07 млн руб. Также выявлены факты неправомерной передачи имущества сторонним организациям, не являющимся правопреемниками, например, территориальным управлением Росфиннадзора в Камчатском крае по актам приема-передачи объектов нефинансовых активов передано имущество в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю на общую сумму 667,8 тыс. руб. 

Проверкой выявлены многочисленные нарушения при передаче дебиторской задолженности Росфиннадзора. По данным ликвидационного баланса общий объем переданной дебиторской задолженности составил 1,478 трлн руб., в том числе числящейся на балансовом учете – 740,3 млрд руб., на забалансовом учете – 737,5 млрд руб. Более 85% или 630,9 млрд руб. из задолженности, числящейся на балансовом учете, и 95% или 702,1 млрд руб., числящейся на забалансовом учете, приходится на задолженность, которая образовалась в связи с неуплатой штрафов, наложенных на участников внешнеэкономической деятельности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, а также за уклонение от исполнения административного наказания.

Также выявлены факты неправомерного признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию на сумму 28,26 млрд руб. с последующем ее отнесением на забалансовый счет. Несмотря на то, что в соответствии с Бюджетным кодексом решение о признании задолженности безнадежной к взысканию принимается администратором доходов бюджета. Фактически это решение принимали председатели ликвидационных комиссий территориальных органов Росфиннадзора, которые превышали возложенные на них полномочия.

В целях устранения выявленных нарушений и недостатков ликвидационной комиссией приняты необходимые меры реагирования. Указанные нарушения и недостатки устранены, за исключением фактов передачи имущества организациям, не являющимся правопреемниками. Перечень имущества для передачи его иным федеральным органам исполнительной власти определен совместно с Минфином и Росимуществом и представлен в Счетную палату. В бюджетную отчетность внесены необходимые исправления и уточнения. По информации Федерального казначейства имущество от центрального аппарата Росфиннадзора принято в полном объеме, ликвидационная отчетность принята в полном объеме форм и с соблюдением контрольных соотношений. 

Результаты контрольного мероприятия показали, что нормативные правовые акты, регулирующие особенности упразднения федеральных органов исполнительной власти, отсутствуют. Так, нормативно не определены порядок финансового обеспечения ликвидационных мероприятий (определение необходимого объема бюджетных ассигнований и т.д.), правовой статус ликвидационных комиссий (права, обязанности, ответственность, полномочия) и их членов. Также не определен порядок формирования и использования фонда оплаты труда и фонда материального стимулирования членов ликвидационных комиссий.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Министерство финансов России. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.


Справочная информация:
* Указом Президента от 2 февраля 2016 г. «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Росфиннадзор был упразднен. Согласно распоряжению Правительства ликвидационные мероприятия подлежали завершению до 1 сентября 2016 г., Минфин России определен как орган ответственный за проведение ликвидационных процедур. По итогам упразднения Росфиннадзора его функции были переданы Федеральному казначейству, ФНС России и ФТС России. 


Материалы по теме

Наверх