РУС ENG 

Совокупный объем Резервного фонда по состоянию на 1 января 2017 г. составил 972,13 млрд руб.

17 Апреля 2017 г.

Алексей Павлишак/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния».

Объекты проверки: Министерство финансов; Федеральное казначейство; федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль реализации проектов и целевого использования средств Фонда национального благосостояния; инициаторы инфраструктурных проектов.

Проверяемый период деятельности: 2016 г.

С докладом выступила аудитор Татьяна Мануйлова.

Совокупный объем Резервного фонда по состоянию на 1 января 2017 г. составил 972,13 млрд руб. и уменьшился по сравнению с началом 2016 г. на 2,67 трлн руб. (на 1 января 2016 г. – 3,64 трлн руб.), или на 73,3%, в том числе на 58,7% за счет использования средств фонда на финансирование дефицита федерального бюджета в сумме 2,14 трлн руб. и на 14,6% за счет отрицательной курсовой разницы в размере 531,5 млрд руб.

В ряде случаев в 2016 г. операции по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты и в ценные бумаги по сделкам репо проводились одновременно с использованием средств Резервного фонда, что свидетельствует о нерациональном расходовании средств фонда.

По итогам исполнения федерального бюджета за 2016 г. дефицит составил 2,96 трлн руб., что на 78,1 млрд руб. меньше показателя, утвержденного законом «О федеральном бюджете на 2016 год», а также получены дополнительные доходы по итогам 2016 г. в объеме 91,5 млрд руб.

Совокупный объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) по состоянию на 1 января 2017 г. составил 4,36 трлн руб. и уменьшился по сравнению с началом года на 868 млрд руб. (на 1 января 2016 г. – 5,23 трлн руб.), или на 16,6%, в основном за счет отрицательной курсовой разницы.

Имеет место тенденция снижения доходности размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, что характеризуется снижением показателя доходности, выраженной в корзине разрешенных иностранных валют, с момента их создания: 2013 г. – 1,91% годовых по Резервному фонду и 1,9% по ФНБ; 2014 г. – 1,75% годовых и 1,74% годовых соответственно; 2015 г. – 1,59% годовых и 1,58% годовых соответственно; 2016 г. – 1,49 % годовых и 1,48 % годовых соответственно.

В 2016 г. общая сумма доходов от размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, на депозиты и субординированные депозиты в кредитных организациях (в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов), а также в привилегированные акции кредитных организаций составила 26,6 млрд руб., или 3,2% общего объема средств ФНБ, размещенных в указанные активы (824,7 млрд руб.). В целом доходность размещения средств ФНБ в указанные активы остается на низком уровне.

По состоянию на 1 января 2017 г. инициаторами проектов на их реализацию использовано 404,3 млрд руб., или 87,3% средств ФНБ, размещенных в финансовые активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов (463,2 млрд руб.).

Отмечаются системные недостатки и проблемы в реализации инфраструктурных проектов: несоблюдение сроков реализации мероприятий, предусмотренных паспортом инвестиционного проекта, низкий уровень выполнения строительных работ, несоблюдение сроков проведения конкурсных процедур, нарушение подрядчиками договорных обязательств по поставкам оборудования и выполнению работ, что сопровождается значительными рисками реализации проектов.

По проекту «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)» перечислено средств ФНБ 21,7 млрд руб. При этом отмечается низкий уровень выполнения работ по строительству ЦКАД. По состоянию на 30 ноября 2016 г. стоимость принятых работ составляет: по пусковому комплексу № 1 – 1,03 млрд руб., или 2,1% объема работ, предусмотренных долгосрочным инвестиционным соглашением; по пусковому комплексу № 5 – 2,9 млрд руб., или 6,8% объема работ, предусмотренных долгосрочным инвестиционным соглашением.

Остаток дебиторской задолженности на 1 января 2016 г. составлял 26,1 млрд руб. и на 1 ноября 2016 г. – 23,8 млрд руб., что связано с наличием непогашенных авансов по заключенным договорам и соглашениям. В ходе реализации проекта авансирование осуществлялось в суммах, превышающих фактические объемы работ в соответствии с календарными планами на 2015 и 2016 гг.

По инфраструктурному проекту «Строительство «интеллектуальных сетей» установленные договором сроки поставки и монтажа оборудования подрядчиком в ряде случаев не выполнялись, имело место сохранение значительных объемов дебиторской задолженности.

По состоянию на 1 января 2017 г. наименьшее освоение средств ФНБ установлено по проекту «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» – 29,7 млрд руб. или 59,4% средств, перечисленных на проект (50 млрд руб.).

Отмечается недофинансирование отдельных инфраструктурных проектов за счет иных источников, предусмотренных паспортами инвестиционных проектов, в том числе заемного финансирования, предоставленного кредитными организациями инициаторам проектов, собственных средств инициаторов проектов и средств прочих участников проектов, что увеличивает риски для средств ФНБ в текущей структуре финансирования проектов.

Таким образом, максимально не используются механизмы государственно-частного партнерства и риски в большей степени ложатся на государство.

С учетом изложенного было отмечено, что фактическая реализация отдельных инфраструктурных проектов свидетельствует о неэффективном использовании размещенных средств ФНБ.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, а также отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх