РУС ENG 

Обновление парка школьных автобусов в регионах в 2016 году происходило с нарушениями установленных сроков

27 Апреля 2017 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходования Минпромторгом России бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку школьных автобусов российского производства, а также расходов, связанных с обеспечением их доставки до конечного потребителя в 2016 году».

Объекты контрольного мероприятия: Минпромторг России, Минобрнауки России, высшие исполнительные органы государственной власти регионов, Павловский автобусный завод, Автомобильный завод «ГАЗ», «Форд Соллерс Холдинг» и другие.

Проверяемый период: 2016 – 2017 гг.

С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

На заседании Коллегии Счетной палаты было отмечено, что на протяжении многих лет в России сохраняется проблема транспортной доступности образовательных организаций. Так, по информации регионов, по состоянию на 1 января 2016 года в стране существовало 55,6 тыс. населенных пунктов с численностью жителей до 5 тыс. человек, в которых отсутствовали общеобразовательные организации. При этом в таких населенных пунктах проживало 287,4 тыс. детей школьного возраста.

В таких обстоятельствах Правительством России было принято решение об осуществлении перевозок детей начиная с 1 июля 2017 года только с использованием автобусов с годом выпуска не более 10 лет. На цели обновления парка школьных автобусов из федерального бюджета в 2016 году было направлено 3,9 млрд руб., на которые были закуплены и поставлены в регионы 2 468 школьных автобусов. Благодаря данной мере заявленная потребность регионов на 2016 год была удовлетворена на 51%.

Мероприятия по осуществлению закупки школьных автобусов в 2016 году оказали положительное влияние на финансовые и производственные показатели производителей отечественных автобусов (единственных исполнителей по госконтрактам с Минпромторгом России). Производство автобусов в целом по России в 2016 году выросло на 18,6%. Например, по ООО «ПАЗ» производство выросло на 39,7%, ООО «КАВЗ» – на 78,9%, ООО «ВОЛГАБАС» – на 13,9%. Показатели выручки у производителей отечественных автобусов также показали положительную динамику. Аудитор отметил высокий уровень локализации производства базовых транспортных средств (шасси), используемых для производства школьных автобусов (более 80%) ООО «Автозавод «ГАЗ», ООО «КАВЗ», ООО «ПАЗ».

Вместе с тем, по информации регионов, по состоянию на 1 января 2017 года в целом по России для перевозок детей до общеобразовательных учреждений используется 1,9 тыс. автобусов (6,9% парка школьных автобусов) с годом выпуска больше 10 лет. В 54 из 85 регионов страны при перевозке детей используются автобусы с годом выпуска более 11 лет, в 8 регионах – произведенные до 2000 года.

Правительством России в целях обновления парка школьных автобусов в 2016 году были определены единственные исполнители по поставке школьных автобусов: ОО «Автозавод «ГАЗ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «ПАЗ», ООО «КАВЗ», ООО «ВОЛГАБАС». Минпромторогом России с данными организациями были заключены трехсторонние государственные контракты. При этом госконтракты на 76,6% общего объема закупок были заключены в пользу Группы компаний «ПАО ГАЗ» (контролирует ООО «Автозавод «ГАЗ», ООО «КАВЗ», ООО «ПАЗ»).

Проведенный Счетной палатой анализ представленных Минпромторгом России материалов к проекту распоряжения Правительства России о закупке школьных автобусов у единственных исполнителей выявил следующие недостатки и нарушения. Так, Минпромторгом России не был проведен анализ их объемов производства, производственных мощностей и степени их загрузки. Кроме этого, Минпромторгом России в качестве обоснования цены госконтрактов были использованы расчеты производителей автомобильной техники, предлагаемых в качестве единственных исполнителей, без подтверждения их обоснованности и должной детализации статей затрат. Расчетов со стороны самого министерства в Правительство России представлено не было. В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Однако при обосновании цены госконтрактов на закупку отдельных типов школьных автобусов министерством этот метод не применялся. В результате школьные автобусы закупались по ценам выше рыночных. По словам Сергея Агапцова, экономия в случае использования метода сопоставимых рыночных цен при закупке автобусов только типа ГАЗ-322121 могла бы составить около 179,5 млн руб. Перерасчет контрактной цены в связи с самовывозом автобусов получателями не производился.

На заседании Коллегии было обращено внимание на то, что принятые Минпромторгом России нормативные правовые акты по осуществлению закупки школьных автобусов у единственных исполнителей не содержат ряд важных особенностей. Например, министерством не выдвигались требования к поставке школьных автобусов повышенной проходимости (с полным приводом) и в «северном» исполнении (утепленные) в регионы с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. В результате, по информации Хабаровского края, Тюменской области и Чукотского автономного округа, поставленные школьные автобусы не подходят для эксплуатации в сложных климатических условиях. Также министерством не был установлен порядок передачи школьных автобусов из федеральной собственности в собственность регионов с последующей передачей при необходимости в муниципальную собственность.

Было установлено, что 72,1% от общего количества закупленных школьных автобусов по госконтрактам с единственными исполнителями поставлены в регионы с нарушениями установленных сроков. Например, по ООО «Автозавод «ГАЗ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «КАВЗ», ООО «ПАЗ» нарушения сроков поставки составляли от 1 до 55 дней. При этом Минпромторгом России к данным производителям автомобильной техники не предъявлялись законные требования по уплате пени. По расчетам Счетной палаты, общий объем пени в пользу федерального бюджета в указанных случаях мог бы составить 50,3 млн руб. (основной нарушитель сроков поставки - ООО «Автозавод «ГАЗ»).

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо Президенту России, представление в Минпромторг России, информационные письма в Минобрнауки России и ФАС России, отчет в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх