РУС ENG 

Информационная система ТЭК не введена в эксплуатацию в установленные сроки

16 Мая 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета на создание и развитие государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса в 2014 – 2016 годах».

Объекты проверки: Министерство энергетики РФ (камерально); Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ (г. Москва).

Проверяемый период деятельности: 2014-2016 гг.

С докладом выступил директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство (дорожные фонды) Олег Чернявский.

Проверка показала, что задачи, решаемые государственной информационной системой топливно-энергетического комплекса (далее – ГИС ТЭК), а именно сбор и обработка информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК, соответствуют полномочиям Минэнерго России.

Несмотря на проведенную работу и финансирование в утвержденных объемах, ГИС ТЭК до настоящего времени в эксплуатацию не введена. При этом государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики» ввод системы в эксплуатацию предусмотрен в 2016 году.

Обязанность по созданию ГИС  ТЭК возложена на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации (далее – агентство)*.

В ходе проверки установлено, что объем бюджетных ассигнований, направленных Минэнерго России на создание ГИС ТЭК в период 2014-2016 гг., составил 968,1 млн руб.

Расходование бюджетных средств осуществлялось с нарушением требований законодательства.

Планы информатизации Минэнерго России утверждались с превышением установленных Минкомсвязи России сроков. Вследствие позднего утверждения планов информатизации финансирование мероприятий по созданию ГИС ТЭК осуществлялось Минэнерго в отсутствие утвержденных планов информатизации. Утвержденные планы информатизации не в полной мере соответствовали установленным формам. Кроме того, в план информатизации Минэнерго на 2014 г. мероприятия по созданию ГИС ТЭК не включались, хотя финансирование их осуществлялось.

В 2014-2016 гг. в отсутствие утвержденных планов информатизации агентством принято обязательств по созданию ГИС ТЭК на общую сумму 862,3 млн. руб.

Из-за некачественного планирования расходов и нарушения сроков реализации мероприятий по созданию информационной системы  на конец года образовывались значительные остатки неиспользованных средств. Так, по итогам 2014 г. остаток бюджетных средств составил 357 млн. руб., или 69% выделенного объема средств, в 2015 г. – остаток составил более 10% от годового объема.

Планирование бюджетных ассигнований на эксплуатацию ГИС ТЭК осуществлялось Минэнерго России без учета фактических сроков ее создания. В результате, бюджетные ассигнования на эксплуатацию системы в сумме 271,9 млн. руб., предусмотренные в федеральном бюджете на 2016 г., по целевому назначению не использовались и в конце года в полном объеме были перераспределены.

Российским энергетическим агентством, реализующим мероприятия по созданию ГИС ТЭК, не обеспечено качественное проведение закупочных процедур. По этой причине участниками данных процедур подавались многочисленные жалобы в Федеральную антимонопольную службу на нарушения положений Федерального закона «О контрактной системе». Некачественное составление аукционной документации, а также ненадлежащая приемка привели к поставке оборудования, непригодного для создания информационной системы. Например, при приемке системы хранения данных резервирующего контура стоимостью 70,5 млн. руб. не было выявлено его несоответствие заявленным требованиям. Указанное несоответствие было выявлено только при проведении дополнительной экспертизы. Отсутствие указанного оборудования не позволяет обеспечить функционирование информационной системы в полном объеме. К настоящему времени за счет банковской гарантии возмещены расходы на приобретение вышеуказанного оборудования только на 24 из 70 млн. руб.

Планирование закупок производилось без учета фактических сроков реализации мероприятий по созданию информационной системы. Так, сроки проведения конкурса на выполнение работ по созданию подсистемы защиты информации не учитывали степень реализации других мероприятий по созданию системы. Это привело к превышению общего срока окончания работ по договору на 130 дней.

До настоящего времени не исполнен договор на выполнение НИОКР стоимостью 607 млн руб**. Установленный срок окончания - не позднее 21 сентября 2015 г, то есть превышение составило более 1,5 лет.

Реализация мероприятий по созданию ГИС ТЭК не обеспечила создание всех необходимых условий для ее эксплуатации. Так, распоряжением Правительства определен перечень подлежащих утверждению Минэнерго форм предоставления субъектами системы ТЭК информации для их включения в данную систему. Однако Минэнерго данная работа должным образом не организована. За три с лишним года после подписания вышеуказанного распоряжения Правительства Минэнерго утверждено только 100 из 622 форм предоставления информации.

Кроме того, не внесены в установленные сроки изменения в Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», в том числе в части включения в состав субъектов ГИС ТЭК органов местного самоуправления, потребителей топливно-энергетических ресурсов, сервисных нефтегазовых компаний.

Российское энергетическое агентство не достигло 5 из 8 показателей эффективности, предусмотренных Соглашением о порядке и условиях предоставления из федерального бюджета субсидии на создание ГИС ТЭК. Например, не обеспечена подготовка необходимого числа администраторов и пользователей системы. При установленном показателе 1500 человек фактически подготовлен 571, или 38%. При этом Минэнерго проверки соблюдения условий Соглашения непосредственно в агентстве не проводило.

Российским энергетическим агентством нарушались требования Инструкции по применению единого плана счетов при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни. Так, по учету не отражены объекты интеллектуальной собственности, созданные в рамках НИОКР по созданию системы ТЭК. Решений об их оценке Агентство не принимало.

«Необходимо отметить, что оценить эффективность использования бюджетных средств на создание информационной системы в настоящее время не представляется возможным в связи с тем, что она не введена в эксплуатацию. Вместе с тем отмеченные недостатки и низкий уровень исполнительской дисциплины негативно влияют на эффективность и результативность бюджетных расходов» - подводит итоги проверки директор департамента.

Коллегия приняла решение направить представление в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ, информационное письмо в Министерство энергетики РФ, а также информацию об итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Справочно:

* в соответствии с Соглашением о порядке и условиях предоставления в 2014-2015 гг. из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации субсидии на иные цели от 15 сентября 2014 г. № 14/0411.3070059.612/02/142 и приказом Минэнерго России от 21 ноября 2014 г. № 856 «Об организации в Минэнерго России работы по созданию и вводу в эксплуатацию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса»;

** в целях создания ГИС ТЭК ФГБУ «РЭА» заключен договор от 30 октября 2014 г. № 151.КС.44/2014 с ЗАО «ЛАНИТ» на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стоимостью 607,0 млн. рублей, со сроком окончания работ – не позднее 21 сентября 2015 г.;

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх