РУС ENG 

Механизм создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития требует совершенствования

23 Октября 2017 г.

Руслан Шамуков/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности, результативности и целевого использования бюджетных средств, направленных в 2015 - 2017 годах в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на создание и функционирование в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития».

Объекты контрольного мероприятия: Минвостокразвития России, Минфин России (камерально); Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока»; Правительство Хабаровского края; Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края; Администрация Приморского края; Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края; Департамент промышленности Приморского края; Департамент градостроительства Приморского края; Департамент финансов Приморского края.

Проверяемый период: 2015-2017 гг.

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.

Финансирование мероприятий по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) в Дальневосточном федеральном округе осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» с общим объемом финансирования из федерального бюджета в размере более 167 млрд руб. «К 2025 г. планируется создание 21 ТОСЭР. Фактические расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР составили 5,2 млрд рублей», - сообщил на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

По состоянию на 14 сентября 2017 года в Дальневосточном федеральном округе создано 18 ТОСЭР, заключено 177 соглашений с резидентами об осуществлении деятельности на ТОСЭР с заявленными объемами частных инвестиций в сумме 1 175,8 млрд рублей и созданием 34,88 тыс. рабочих мест. На территориях ТОСЭР реализуются мероприятия по созданию 160 объектов инфраструктуры. До конца 2017 года планируется ввод в эксплуатацию 35 объектов инфраструктуры ТОСЭР, а также реализация 23 инвестиционных проектов с объемом частных инвестиций 36,8 млрд руб.

Следует отметить, что Счетной палатой еще на этапе разработки Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» отмечались системные недостатки и риски, связанные с его принятием. В частности, обращалось внимание на недостаточную проработку законопроекта, в том числе в части финансово-экономического обоснования, а также на наличие значительного количества отсылочных норм. Кроме того, отмечались риски, связанные с несвоевременной подготовкой подзаконных актов.

Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки

По итогам проверки отмечены недостатки, связанные с планированием создания и организацией функционирования ТОСЭР.

В частности, отсутствуют критерии отбора территорий для создания на них ТОСЭР. Не утверждены 15 из 18 перспективных планов развития ТОСЭР, отсутствует система оценки эффективности ТОСЭР, в том числе с учетом использования средств бюджетов всех уровней. Правительством Российской Федерации не утверждены программы развития инвестиционной и предпринимательской деятельности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, разработка которых предусмотрена Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Из более чем 19 млн гектар земельных участков, расположенных в границах созданных ТОСЭР в аренду и собственность АО «Корпорация развития Дальнего Востока», осуществляющего функции управляющей компании ТОСЭР, передано только около 2 тыс. гектар или менее 1% общей площади ТОСЭР. Доля земельных участков, на которые разработана документация по планировке территорий, также составляет менее 1% общей площади ТОСЭР.

Отмечено, что утвержденные ранее схемы территориального планирования выборочно проверенных регионов не корректировались. В результате они не учитывают в полном объеме необходимых мероприятий по созданию и развитию ТОСЭР и не согласовывались с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минвостокразвития России и Минэнерго России.

В ходе состоявшегося обсуждения был затронут ряд вопросов, касающихся достаточности законодательного регулирования создания и функционирования ТОСЭР и их влияния на социально-экономическое развитие субъектов Дальневосточного федерального округа.

Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Осипов проинформировал участников заседания о создании в составе правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока специальной рабочей группы, в которую включены представители отраслевых министерств, Минфина России и Минэкономразвития России, на которой рассматриваются решения по созданию инфраструктуры ТОСЭР. «По отдельным мероприятиям у нас незначительные отклонения от плановых сроков есть. Мы поставили для себя предельно жесткие сроки, потому что нам надо выполнять обязательства перед резидентами. Максимизируем возможность отработки в более короткие сроки», - отметил он.

Генеральный директор АО «Корпорации развития Дальнего Востока» Денис Тихонов сообщил, что задержка с утверждением планов перспективного развития ТОСЭР обусловлена необходимостью их доработки на основании замечаний, представленных членами Наблюдательных советов ТОСЭР. «Все ППР сегодня в работе. Согласовываем планы-графики и разрабатываем планы проектов планировок территорий. Мы везде синхронизированы с резидентами, все обязательства которые берем в соглашениях, мы выполняем», - подчеркнул Денис Тихонов.

Также Денисом Тихоновым отмечено, что в настоящее время совместно с заинтересованными министерствами ведется работа по внесению изменений в законодательство в части корректировки функций АО «Корпорация развития Дальнего Востока», а также разработки методики учета вновь созданных рабочих мест.

На Коллегии также было обращено внимание на отсутствие в настоящее время действенного механизма оценки уровня выпадающих доходов бюджетной системы всех уровней в связи с созданием и функционированием ТОСЭР, а также на необходимость формирования условий для создания в ТОСЭР высокотехнологичных производств.

В ходе проверки в Приморском и Хабаровском краях выявлены нарушения на общую сумму 730 млн руб., в том числе более 700 млн руб. – нарушения бюджетного законодательства, 15 млн руб. – нарушения закона о ТОСЭР и почти 4 млн руб. – нарушения ведения бухучета.

Приморский край

В Приморском крае выявлены нарушения при реализации мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР «Михайловский» при строительстве автомобильной дороги Хабаровск – Владивосток – Меркушевка. Соответствующий контракт подписан Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края с АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» (сроки выполнения работ - апрель-октябрь 2017 г.).

В частности, проверкой установлено, что в ходе исполнения контракта Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении работ в летнее время было необоснованно принято и оплачено производство работ в зимнее время, а также работы по снегоборьбе на общую сумме 1,2 млн руб.

Помимо этого, Департаментом были приняты и оплачены фактически невыполненные работы по перевозке скального грунта на сумму 7,6 млн руб. при строительстве полотна автодороги.

Аналогичные нарушения, связанные с приемкой фактически невыполненных работ (на сумму 963 тыс. руб.), выявлены и при строительстве инфраструктуры ТОСЭР «Надеждинская» - автомобильной дороги Зима Южная – Раздольное – Хасан.

Присутствующий на заседании Первый вице-губернатор Приморского края Василий Усольцев заверил членов Коллегии, что возврат неправомерно использованных средств в бюджет Приморского края будет осуществлен до конца 2017 г.

По указанным фактам подготовлено обращение в Генеральную прокуратуру.

Хабаровский край

В Хабаровском крае выявлены нарушения при подготовке проектно-сметной документации на Детский больничный комплекс на территории ТОСЭР «Комсомольск», а именно отсутствие оформленных в установленном порядке договоров между Правительством края и АО «Корпорациия развития Хабаровского края» о предоставлении бюджетных инвестиций на сумму 100 млн руб.

Проверка также выявила несвоевременное отражение в бухгалтерском учете двух земельных участков сельхозназначения на сумму 4 млн руб., переданных АО «Корпорация развития Хабаровского края» из краевой казны. Земельные участки были отражены в бухгалтерском учете только спустя 1,5 года.

Кроме того, проверкой установлены факты нарушений муниципальных контрактов при строительстве инфраструктуры ТОСЭР, заключенных администрацией г. Хабаровска, в связи с чем направлено информационное письмо в Контрольно-счетную палату Хабаровского края.

Как сообщил присутствующий на Коллегии Первый заместитель Председателя Правительства Хабаровского края Юрий Чайка, Правительство Хабаровского края уже утвердило План мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Контрольно-счетную палату г. Хабаровска, представления - Губернатору Хабаровского края, Губернатору Приморского края, обращение - в Генеральную прокуратуру, отчет о результатах проверки - в палаты Федерального Собрания.

 

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх