РУС ENG 

В 2016 г. доход государства от реализации СРП составил около $2 млрд

26 Октября 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и компаний-операторов по реализации действующих соглашений о разделе продукции за 2016 год», а также утвердила Заключение на доклад Правительства Российской Федерации «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2016 г.».

Объекты контрольных мероприятий: Минэнерго России, Минприроды России, Росприроднадзор, Ростехнадзор; Общество с ограниченной ответственностью «Зарубежнефть-добыча Харьяга», Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.»; ФТС России (камерально); Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления (камерально); Сахалинская таможня Дальневосточного таможенного управления (камерально); Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и по Сахалинской области (камерально); Межрайонная инспекция ФНС № 1 по Сахалинской области (камерально); Межрайонная инспекция ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (камерально).

Проверяемый период деятельности: 2016 г. и истекший период 2017 г.

С основным докладом выступил аудитор Александр Жданьков.

В настоящее время в России реализуется 3 соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское СРП»).

За весь период реализации действующих Соглашений добыто почти 162,5 млн тонн нефти с конденсатом, 223,2 млрд кубометров газа, произведено около 80 млн тонн сжиженного газа. В 2016 г. в сравнении с 2015 г. объем выручки снизился на 18,3% и составил 8,3 млрд долларов США.

Совокупные затраты с начала работ по проектам составили $73 млрд. Из них 3,7 млрд - это затраты 2016 г. Все затраты, подлежащие возмещению, с начала работ составили $66,4 млрд, из них за 2016 г. – $3,5 млрд. Доход государства за весь срок действия проектов составил $37,9 млрд. Из них $22,5 млрд поступили в федеральный бюджет, около $15,4 млрд - в региональные. В 2016 году государство в целом получило около $2,1 млрд.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в области реализации СРП по-прежнему сохраняются системные проблемы, на которые Счетная палата уже неоднократно обращала внимание по итогам предыдущих проверок. При этом по ряду проблемных вопросов, в том числе при непосредственном участии Счетной палаты, удалось добиться некоторых положительных результатов.

«Вопрос передачи в собственность государства имущества, созданного при выполнении СРП, постепенно решается», - отметил в ходе своего выступления Александр Жданьков. По словам аудитора, в 2016 г. в собственность государства был передан 81 объект недвижимости (все, что возмещено государством по Харьягинскому СРП). По проекту «Сахалин-1» в 2017 г. подписан акт передачи права собственности государству по 10 пилотным объектам. Идет процесс регистрации данного имущества. «Однако механизм передачи в собственность государства имущества, которое в дальнейшем планируется к созданию в рамках СРП, так и не разработан, хотя мы говорили о такой необходимости», - подчеркнул аудитор Жданьков. Что касается передачи в собственность государства имущества по Сахалину-2, то это будет возможно только после 2021 г., так как сейчас оно находится в залоге.

В настоящее время Минэнерго России совместно с Росимуществом и оператором Харьягинского СРП ведется работа по определению порядка передачи движимого имущества государству, порядка его учета и списания.

По рекомендации Счетной палаты по итогам прошлых проверок операторами проектов обеспечен учет результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках реализации проектов. Настоящая проверка показала, что созданы реестры и базы данных практически всех проектных, технологических и эксплуатационных документов.

Остается нерешенным вопрос реализации газа проекта «Сахалин-1». Переговоры между операторами проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» о покупке газа находятся на завершающем этапе.

«Вопрос комплексный. От итога переговоров зависит не только ресурсная база действующего завода СПГ проекта «Сахалин-2», поступления государству доходов от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», но и газоснабжение Хабаровского края. Решение должно быть принято в конце 2017 года - первой половине 2018 года», – сообщил Александр Жданьков.

Давняя проблема разногласий между консорциумом «Сахалин-1» и государством в отношении уплаты налога на прибыль, исчисленного консорциумом по ставке 20% с 2009 г. и доначисленного по требованию ФНС России по ставке 35%. В 2017 г. компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» обратилась к российской стороне с предложением мирового соглашения, которое было подписано Минфином России по поручению Правительства Российской Федерации.

В очередной раз Счетная палата обратила внимание на недостаточное участие в реализации СРП российских организаций. В прошлом году Счетной палатой предложено Минпромторгу России активизировать свое участие в специальных комитетах по российскому участию в рамках СРП. Такая работа постепенно начала реализовываться в 2017 году.

Во исполнение требований Счетной палаты в июне 2016 г. Минэнерго разработало методику размещения контрактов стоимостью свыше $5 млн и направило ее на согласование оператору проекта «Сахалин-1». Однако после рассмотрения методики оператором Минэнерго не предпринимало активных действий по ее внедрению в практику тендерных процедур в рамках проекта «Сахалин-1», результаты выполнения государственного контракта в виде экспертных предложений к методике размещения контрактов стоимостью свыше $5 млн в работе с оператором не использовало. В итоге в 2016 г. из 20 контрактов стоимостью более $5 млн 8 были заключены без конкурса.

В ходе проверки также установлено, что оператор проекта «Сахалин-2» в соответствии с рекомендациями Счетной палаты прекратил аренду дорогостоящего жилья в Москве, оптимизировал затраты на аренду жилых помещений на Сахалине на 40%.

Как было отмечено на Коллегии, системные проблемы, переходящие из года в год, указывают на отсутствие должного межведомственного взаимодействия и недостаточно эффективную работу государства в уполномоченных комитетах. По итогам прошлой проверки Счетная палата рекомендовала активизировать работу межведомственной комиссии по вопросам СРП. Рекомендация выполнена Минэнерго в 2017 году.

«По итогам текущего контрольного мероприятия мы предлагаем рассмотреть на комиссии ряд вопросов, в том числе по разработке механизма контроля вывоза с территории России товаров (оборудования), затраты инвесторов на приобретение (создание) которых полностью возмещены», - сообщил Александр Жданьков. По словам аудитора, такой механизм должен позволить нивелировать риски утраты оборудования, которое должно быть передано государству, при его нахождении за рубежом.

Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты в целом подтверждают информацию в докладе Правительства «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2016 г.». По рекомендации Счетной палаты в указанном докладе Правительством Российской Федерации  сформулированы конкретные мероприятия по решению приоритетных задач в рамках СРП.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство РФ, Минэнерго России, Минприроды России, ФТС России, а также компаниям-операторам проектов («Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», «Эксон Нефтегаз Лимитед», и ООО «Зарубежнефть-добыча Харьяга). Отчет о результатах контрольного мероприятия и заключение на доклад Правительства будут направлены в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

Проект «Сахалин-1» включает в себя разработку и освоение трех нефтегазоконденсатных месторождений: Чайво (открыто в 1979 году), Одопту (открыто в 1977 году) и Аркутун-Даги (открыто в 1989 году). Оператор проекта - компания «Эксон Нефтегаз Лимитед».

Проект «Сахалин-2» включает в себя разработку и освоение Пильтун-Астохского (открыто в 1986 году) и Лунского (открыто в 1984 году) месторождений нефти и газа в Охотском море. Оператор проекта - компания «Сахалин Энерджи».

Проект «Харьягинское месторождение» включает в себя разработку и освоение 2-го и 3-го объектов Харьягинского нефтяного месторождения на территории Ненецкого автономного округа (открыто в 1970 году). С 1 августа 2016 г. оператор проекта - ООО «Зарубежнефть-добыча Харьяга».


Материалы по теме

Наверх