РУС ENG 

Счетная палата выявила дополнительные резервы налогообложения имущества

12 Декабря 2017 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки администрирования налоговыми органами имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 годы, с целью формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, включая работу по сокращению дебиторской задолженности по имущественным налогам во Владимирской, Калужской и Тульской областях (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации), а также анализа практики работы федеральных, региональных и местных органов власти в части администрирования имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 годы.

С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

Счетная палата пришла к выводу, что ведение с 1 января 2017 г. в действие Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» а также другие действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, не устранили условия, негативно влияющие на пополнение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Так, отсутствие обязанности в установленный срок лицу, приобретающему в собственность объект недвижимости в результате купли-продажи, приватизации, дарения или наследования, либо вновь созданный объект недвижимости, обратиться в уполномоченные органы в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества негативно влияет на полноту баз данных, содержащих информацию об объектах недвижимости и их владельцах, формирование которых осуществляется Росреестром, сведения, о которых направляются в налоговые органы для исчисления имущественных налогов.

Отсутствие необходимости проводить государственный кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 г., для государственной регистрации прав влечет невозможность определения кадастровой стоимости таких объектов. Как следствие - отсутствие возможности исчислить налог, исходя из его кадастровой стоимости.

Отсутствие нормативно закрепленных определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания» влечет злоупотребления при регистрации и постановке на учет объектов капитального строительства и способствует уклонению от уплаты налогов.

Имущественные налоги с физических лиц в целом в доходах консолидированных бюджетов регионов имеют незначительную роль: в 2013 г. – 3,2%, 2014 г. – 3,3%, 2015 г. – 3,5%, 2016 г. – 3,2%.

В 2016 г. сумма поступления имущественных налогов с физических лиц составила 321,7 млрд руб., что на 3,5 млрд руб. (1,1%) меньше суммы поступлений в 2015 г. Это обусловлено увеличением задолженности по состоянию на 1 января 2017 г. и связано с переносом срока уплаты имущественных налогов с физических лиц с 1 октября на 1 декабря (данный порядок действует с 2016 г.), в связи с чем комплекс мероприятий по взысканию задолженности, проводимый налоговыми органами, осуществлен в I полугодии 2017 г.

Вместе с тем, в 34 регионах обеспечен постоянный прирост поступления имущественных налогов с физических лиц, в том числе в 2016 г. к уровню поступлений 2015 г. В 12 регионах (г. Москва, Тамбовская, Амурская и Сахалинская области, Республики Карелия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Адыгея, Татарстан и Тыва, Чеченская Республика и Камчатский край) обеспечен прирост поступления имущественных налогов с физических лиц более, чем на 10% в 2014 и 2015 гг. в сопоставлении с предыдущими годами, и не снижен объем поступления налогов в 2016 г. к уровню 2015 г.

Если в 2014 и 2015 гг. снижение поступления имущественных налогов в сопоставлении с предыдущим годом отмечено в 12 регионах: в 2014 г. – Смоленской, Калининградской, Мурманской, Астраханской, Кировской, Саратовской, Свердловской, Магаданской и Кемеровской областях Ненецком АО, Кабардино-Балкарской Республике и Приморском крае; в 2015 г. – Калужской, Липецкой, Курганской, Свердловской, Челябинской и Иркутской областях, Республиках Дагестан и Хакасия, Чувашской Республике, Пермском и Приморском краях, Чукотском АО, то в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снижение поступлений отмечено в 38 регионах. Причем в Свердловской области установлена тенденция снижения поступления имущественных налогов с физических лиц на протяжении всего исследуемого периода. Снижение поступлений обусловлено увеличением объема предоставляемых льгот, применением понижающего коэффициента при исчислении налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости.

Наименьшая доля (менее 1%) поступления имущественных налогов с физических лиц в доходах региональных консолидированных бюджетов в 2013-2016 гг. установлена в республиках Тыва и Саха (Якутия), Магаданской и Сахалинской областях, Ненецком АО, Ямало-Hенецком АО и Чукотском АО, Республике Ингушетия и Чеченской Республике, с 2015 г. – в Республике Крым, что связано с географическим расположением ряда регионов и незначительным количеством налогоплательщиков и объектов налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также низкой платежной дисциплиной налогоплательщиков.

Постоянная наибольшая доля (более 5%) поступления имущественных налогов с физических лиц в доходах региональных консолидированных бюджетов в 2013-2016 гг. установлена только в трех регионах: Владимирской, Московской областях и Краснодарском крае.

Налоговыми органами сформировано и отправлено в 2017 г. 71,6 млн налоговых уведомлений (включая 54,7 млн почтовых отправлений), в том числе треть уведомлений направлена впервые за налоговые периоды 2014 и (или) 2015 гг.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа. С 2016 г. направление налогового уведомления осуществляется не позднее 1 ноября, тогда как годом ранее – не позднее 1 сентября. В случае возникновения у налогоплательщиков спорных вопросов, связанных с исчислением имущественных налогов с физических лиц, время их урегулирования смещено на конец и за пределы текущего финансового года. А это влечет несвоевременную уплату налогов и рост задолженности на конец финансового года. «Направление налогового уведомления за 30 дней до срока уплаты всех имущественных налогов с физических лиц влечет риски несвоевременного поступления указанных налогов в бюджеты в случае отсутствия у налогоплательщиков финансовой возможности одновременно уплатить всю сумму налогов», - добавил аудитор.

В целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 г. объем совокупной задолженности по имущественным налогам с физических лиц составляет 212,6 млрд руб., что в 2 раза больше показателя по состоянию на 1 января 2014 г. В 48 субъектах Российской Федерации задолженность возросла более, чем в 2 раза, в том числе в 8 регионах – более, чем в 2,5 раза (Брянской, Калужской, Липецкой, Псковской и Пензенской областях, Чувашской Республике, Республике Дагестан и Чеченской Республике).

Значительный рост задолженности по имущественным налогам с физических лиц в 2016 г. обусловлен в том числе переносом срока уплаты налогов с 1 октября на 1 декабря, так как основной комплекс мероприятий по взысканию задолженности, проводимый в предыдущие годы налоговыми органами в 4 квартале, осуществлен в начале 2017 г.

По состоянию на 1 июля 2017 г. по отношению к аналогичному показателю по состоянию на 1 января 2017 г. совокупная задолженность по имущественным налогам с физических лиц снижена на 36,8 млрд руб. (на 17,3 %).

Среднероссийский показатель соотношения задолженности к поступлениям по имущественным налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог с физических лиц, земельный налог) имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2013 г. указанный показатель составляет 46,4%, в 2014 г. – 51,8%, в 2015 г. – 57,7%, в 2016 г. – 73,6%. Аналогичная тенденция прослеживается в 65 субъектах Российской Федерации, в том числе в 11 регионах (Ивановской, Астраханской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской и Смоленской областях, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском и Забайкальском краях) данный показатель ежегодно увеличивается более чем на 8 процентных пунктов.

У отдельных автовладельцев задолженность по транспортному налогу составляет от 30 до 185 тыс. руб.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговые органы производят зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. «При этом налоговые органы возвращают физическим лицам денежные средства, - например, по налогу на доходы физических лиц – федеральный налог - при наличии задолженности по имущественным налогам физических лиц (местный налог). Данная ситуация связана с тем, что статьей 78 Налогового кодекса не предусмотрено проведение зачетов при наличии переплаты или задолженности по налогам различных видов», - пояснил Сергей Штогрин. По состоянию на 1 июля 2017 г. задолженность по имущественным налогам физических лиц, которым возвращена переплата по федеральным налогам, при наличии задолженности по региональным и местным налогам, в целом по стране составила 21,3 млрд руб. При этом переплата тех же налогоплательщиков по федеральным налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет региона, составляет 42,9 млрд руб.

В соответствии с Налоговым кодексом не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью менее 5 лошадиных сил. Согласно же Кодексу внутреннего водного транспорта не подлежат государственной регистрации шлюпки, суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт или 10,88 л. с. В связи с несогласованием положений Налогового кодекса и Кодекса внутреннего водного транспорта из-под налогообложения выпадают моторные лодки с двигателями мощностью от 5 до 10,88 лошадиных сил.

Отсутствие сведений в налоговых органах об инвентаризационной или кадастровой стоимости объектов недвижимости влечет неисчисление, и соответственно неуплату имущественных налогов с физических лиц. Так, в Тульской области в отношении двух торговых центров, находящихся в центре города, лощадью 735,9 кв. м и 679,5 кв. м, принадлежащих физическим лицам, не исчислен и не предъявлен к уплате налог на имущество физических лиц за ряд лет, в том числе по которым утрачен срок взимания налога.

За 2014 г. налогоплательщикам предоставлены льготы по транспортному налогу в отношении 14 605 легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л. с. на сумму 370,5 млн руб., в том числе в отношении 877 «дорогостоящих» автомобилей, при исчислении налога по которым применяется повышающий коэффициент, на сумму 51,1 млн руб. За 2015 г. – в отношении 33 483 автомобилей на сумму 1 034,4 млн руб., в том числе в отношении 1 310 «дорогостоящих» автомобилей на сумму 96,5 млн руб. Указанные льготы (включая льготы по «дорогостоящим» автомобилям) предоставлены в 36 регионах, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Так, отсутствие ограничения по количеству и мощности транспортных средств, на которые предоставляется льгота, а также ограничения по виду использования транспортного средства непосредственно при производстве сельскохозяйственной продукции приводит к регистрации на одного главу крестьянского (фермерского) хозяйства нескольких автомобилей (от 2-х до 8-ми автомобилей), включая автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л. с. (среди которых LЕХUS LХ570, ИНФИНИТИ FХ45, БМВ 740IА).

В ряде регионов льготы по транспортному налогу предоставлены в отношении следующих марок автомобилей РОЛЛС РОЙС GНОSТ, РОЛЛС РОЙС ВРЕИТ, ЛАМБОРГИНИ ГАЛЛАРДО, ЛАМБОРГИНИ НURАСАN, БЕНТЛИ КОНТИНЕНТАЛЬ FLУING SРUR, БЕНТЛИ КОНТИНЕНТАЛЬ GТ, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ SLS АМG.

Результаты опроса по уплате физическими лицами земельного, транспортного налогов и налога на имущество физических лиц, проведенного Счетной палатой в 2017 г. показали, что из 167 респондентов ответили, что не уплачивают налоги по следующим причинам: 18,4% – так как исчисленная сумма налога стала слишком высокой, 12,2% – ранее имущество являлось льготируемым, 2% – отсутствует реальная ответственность за неуплату налогов.

Предложения Счетной палаты:

Счетная палата предлагает Правительству поручить уполномоченным органам подготовить предложения по следующим вопросам:

об установлении срока, в течение которого лицо, приобретающее в собственность объект недвижимости в результате купли-продажи, приватизации, дарения или наследования, либо вновь созданный объект недвижимости, обязан обратиться в уполномоченные органы в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества;

о проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости права, на которые возникли до 31 января 1998 года;

о нормативном закреплении определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания»;

необходимо ускорить проведение во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, выявления неиспользуемых земель, земельных участков используемых незаконно или не по назначению, а также для установления собственников земельных участков

о наделении налоговых органов правом проведения зачетов сумм переплаты по федеральным налогам, зачисляемым в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности по региональным и местным налогам, зачисляемым в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации;

об унификации положений статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1.1. статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

о введении регистрации моторных лодок с мощностью двигателя от 5 до 10,88 лошадиных сил и беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 килограммов и пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции менее 115 килограммов;

об исключении возможности предоставления льгот в отношении автомобилей, исчисление транспортного налога по которым производится с учетом повышающих коэффициентов, определяемых в соответствии с Перечнем легковых автомобилей Минпромторга России средней стоимостью от 3 млн рублей;

об исключении возможности установления льгот по транспортным средствам без ограничения количества льготируемых транспортных средств на одно физическое лицо, а также видов и мощности транспортного средства;

об установлении срока направления налогового уведомления налогоплательщику налоговым органом не позднее 90 дней до наступления срока платежа.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, представления - в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области, в Управление Федеральной налоговой службы по Калужской области, в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Владимирской области, в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому округу г. Калуги, в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району города Тулы, информационные письма - в Федеральную налоговую службу и в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также отчеты в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх