РУС ENG 

Объем доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду сократился по сравнению с уровнем 2015 г. на 4,7 млрд руб или 17%

13 Декабря 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности администрирования Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 2015 – 2016 годах платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Объекты проверки: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю и Кемеровской области.

Проверяемый период деятельности: 2015-2016 гг.

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» с юрлиц и индивидуальных предпринимателей за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в результате осуществления ими на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственной и (или) иной деятельности, взимается плата, которая зачисляется в бюджеты бюджетной системы. Негативное воздействие на окружающую среду согласно закону – это выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их сбросы в водные объекты, а также размещение отходов производства и потребления.

Размер платы за выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты юрлицами и индивидуальными предпринимателями определяется самостоятельно, исходя из объемов сбросов или выбросов каждого загрязняющего вещества.

Полномочия по контролю за правильностью расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения возложены на Росприроднадзор.

В ходе проверки установлено, что объем фактически собранных Росприроднадзором доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 г. по сравнению с уровнем 2015 г. сократился на 17% (с 26,8 до 22,1 млрд руб.). Сокращение доходов не связано с уменьшением объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов их в водные объекты, которые, по данным Росстата и Росприроднадзора, в 2016 г. сохранили уровень 2015 г. Одна из причин сокращения в проверяемом периоде объема доходов – изменения, внесенные в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Так, с 2016 г. в соответствии с изменениями, внесенными в закон «Об охране окружающей среды», исключено применение дополнительного коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юрлиц, работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в соответствии с принятым Правительством РФ распоряжением от 8 июля 2015 г. № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды. При этом ряд веществ, по отношению к которым ранее применялись указанные меры, в настоящем перечне отсутствует. В их число, например, входят сажа (углерод) и оксид железа, которые относятся к III классу опасности и оказывают существенное отрицательное влияние на здоровье человека.

В этой связи исключение указанных веществ из перечня представляется не вполне обоснованным. Кроме того, отсутствие платы за них также привело к сокращению доходов бюджетов бюджетной системы.

Проверка показала, что только по 12 крупнейшим предприятиям Кемеровской области (ГРЭС, ТЭЦ) объем недополученных за 2016 г. доходов бюджетов бюджетной системы РФ от платы за выбросы 3,9 тыс. тонн сажи в атмосферный воздух составил 5,4 млн руб. (расчетно). Согласно данным Росстата и Росприроднадзора выброс сажи за 2016 г. в атмосферный воздух Кемеровской области составляет 15,3 тыс. тонн, а в целом по стране – 199,3 тыс. тонн.

Проверкой также установлено, что действующее законодательство об охране окружающей среды не содержит четкой нормативно-правовой регламентации порядка согласования лимитов на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов (далее – лимиты).

Так, Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю на основании методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты были согласованы лимиты ООО «НОВОГОР Прикамье» на сбросы 21 загрязняющего вещества, превышающие нормативы допустимых сбросов от 1,3 до 19 раз в 2015 г. и до 37 раз в 2016 г. При этом положения данной методики применяются для разработки и утверждения нормативов допустимого сброса, а не лимитов.

Разрешение сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов, многократно превышающих установленные нормативы и фактические объемы сбросов, позволило ООО «НОВОГОР Прикамье» учитывать сверхлимитные сбросы аммония-иона, меди и СПАВн/г при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду как осуществленные в пределах лимитов, что повлекло недополучение доходов бюджетов бюджетной системы РФ в виде платы за негативное воздействие в сумме 5,9 млн руб. (расчетно).

В ходе контрольного мероприятия установлены недостатки правового регулирования вопросов исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.

Так, показатель покрытия затрат, используемый для расчета дополнительного коэффициента для каждого пользователя недр, рассчитывается без учета географии (места) реализации проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа. Это приводит к сокращению размера платы за выбросы попутного нефтяного газа в атмосферный воздух не только в тех регионах, где реализуются проекты по его полезному использованию, но и в тех, где такие мероприятия не проводились.

Например, проверка представленных в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю расчетов платы за выбросы попутного нефтяного газа ОАО «РИТЭК» показала, что она определена с учетом затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа на территориях Республики Татарстан, Самарской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Это позволило снизить размер платы за выбросы загрязняющих веществ за 2015 г. в Пермском крае на 75,2 млн руб. и Волгоградской области на 166,3 млн руб. При этом в Пермском крае и Волгоградской области проекты по полезному использованию попутного нефтяного газа ОАО «РИТЭК» не осуществлялись.

Таким образом, снижение платы за выбросы загрязняющих веществ, где проекты по полезному использованию попутного нефтяного газа не реализуются, не связано с улучшением экологической ситуации на таких территориях.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить представления руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководителям Управлений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю и по Кемеровской области, обращение в Генеральную прокуратуру и информационное письмо Заместителю Председателя Правительства, а также отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх