РУС ENG 

Высшие органы финансового контроля России и Белоруссии дали заключение на проект бюджета Союзного государства на 2018 г.

20 Декабря 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела Заключение на проект бюджета Союзного государства на 2018 г., подготовленное высшими органами финансового контроля России и Белоруссии.

С сообщением выступил аудитор Александр Жданьков.

На Коллегии было отмечено, что, как и в предыдущие годы, проект бюджета Союзного государства на 2018 г. был сформирован в отсутствие прогноза дальнейшего развития интеграции в рамках Союзного государства.

Анализ Основных приоритетов бюджетно-финансовой политики Союзного государства на 2018 г. показал, что документ не учитывает необходимость повышения эффективности управления задолженностью перед Союзным государством по предоставленным бюджетным кредитам (на 1 октября 2017 г. она составила более 2,4 млрд руб.), а также распоряжения имуществом, созданным и приобретенным в результате реализации программ и мероприятий Союзного государства.

В соответствии с проектом доходная часть союзного бюджета прогнозируется в сумме 6,9 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2015 г. на 2 млрд рублей. При этом расходная часть не изменилась и, как и в последние четыре года, запланирована в сумме 4,9 млрд рублей.

 «Рост доходов по-прежнему связан с  ростом остатков средств бюджетов Союзного государства прошлых лет, которые с 2016 года включаются в неналоговые доходы. Действенных мер по их эффективному использованию в проекте бюджета не отражено. При этом профицит союзного бюджета ежегодно возрастает и в 2018 году составит уже 30% его доходной части - 2,1 млрд руб.», - отметил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Александр Жданьков.

Анализ проекта доходной части бюджета выявил ряд недостатков, в том числе отсутствие плановых показателей по отдельным видам доходов при том, что данные об исполнении бюджета за предыдущие периоды свидетельствуют об их фактическом наличии.

Кроме того, по-прежнему остается низким качество планирования ТРО Союза доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По предварительной оценке исполнения союзного бюджета в 2017 г., указанные доходы будут исполнены всего на 16,5% планового показателя. При этом в проекте бюджета на 2018 год запланировано повышение их объема в 4,5 раза (4,5 млн руб.) в отсутствие конкретных проектов.

По словам аудитора А.Жданькова, некачественное планирование доходов в целом связано с отсутствием нормативного документа, определяющего порядок (методику) планирования доходов бюджета Союзного государства в разрезе источников их поступления, а также правовой неурегулированностью вопросов союзной собственности, исключающей достоверный обособленный учет на территории Российской Федерации имущества, создаваемого и приобретаемого в результате реализации союзных программ и мероприятий.

В расходной части бюджета по-прежнему наибольшую долю занимают программы (56,7% общего объема расходов). На финансирование восьми программ в бюджете 2018 г. предусмотрено 2,8 млрд руб., что на 13,2% ниже показателя 2015 г. При этом значительный объем средств (201,75 млн руб.) зарезервирован на четыре новые программы, концепции которых одобрены Советом Министров Союзного государства.

Расходы на 26 мероприятий в 2018 г. планируются в сумме 1,25 млрд руб., с ростом на 28,6% к уровню 2015 г.

Кроме того, в случае принятия соответствующих решений Советом Министров Союзного государства проектом Декрета планируется из зарезервированных средств профинансировать один проект (реконструкция мемориального комплекса «Брестская крепость») и три новых мероприятия (участие в финансировании работ по созданию музея-усадьбы Ф.М. Достоевского в Брестской области, Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области и проведение Пятого Форума регионов Беларуси и России).

Вместе с тем, как показывает практика, резервирование средств на новые программы и мероприятия может повлечь риски невостребованности большей части указанных средств, что во многом обусловлено длительным процессом согласования проектов программ. При этом проект новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, предусматривающий сокращение сроков их согласования и утверждения, до настоящего момента не согласован и не утвержден (более 2,5 лет).

Проверка также показала низкое качество обоснования расходов бюджета. Так, не представлены обоснования и расчеты объемов финансового обеспечения расходов органов Союзного государства и ТРО Союза на общую сумму 198,5 млн руб. При расчетах показателей расходов Парламентского Собрания и ТРО Союза применен некорректный среднегодовой курс рубля к иностранным валютам, что влечет риск отсутствия покрытия расходов на общую сумму 1,2 млн руб.

С учетом высказанных замечаний Коллегия приняла решение утвердить Заключение Счетной палаты Российской Федерации и Комитета госконтроля Республики Беларусь на проект бюджета Союзного государства на 2018 г. и направить его в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.


Материалы по теме

Наверх