РУС ENG 

В организации детского отдыха в регионах установлены многочисленные нарушения

18 Января 2018 г.

Фото Валерий Матыцин/ ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка выполнения поручений Президента Российской Федерации и соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей в части целевого и эффективного использования в 2016 году и истекшем периоде 2017 года субсидий (иных межбюджетных трансфертов), предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании (в том числе при организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)», а также экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения поручений Президента Российской Федерации и соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей в части целевого и эффективного использования в 2016 году и истекшем периоде 2017 года субсидий (иных межбюджетных трансфертов), предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании (в том числе при организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)».

Объекты проверок: Минтруд России, Минобрнауки России, Правительство Республики Тыва, Правительство Архангельской области, Правительство Брянской области, Администрация Смоленской области, а также органы исполнительной власти 85 регионов.

Проверяемый период: 2016-2017 гг.

С докладом выступил аудитор Владимир Катренко.

На заседании Коллегии Счетной палаты было отмечено, что Президентом Российской Федерации в июле 2016 года утвержден перечень поручений № Пр-1300. Правительству были адресованы 5 поручений. Поручением Заместителя Председателя Правительства определены ответственные исполнители, в том числе Минобрнауки и Минтруд. Анализ исполнения поручений Президента показал, что отдельные поручения Правительством не выполнены, выполнены не в полном объеме, либо с нарушением срока от 19 дней до 1 года.

До 2017 г. полномочия органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня по организации отдыха и оздоровления детей не были конкретизированы. Также не был определен федеральный орган, осуществляющий разработку и реализацию государственной политики в данной сфере: Минобрнауки России стал им только в апреле 2017 г. (до этого мониторингом в этой сфере занимался Минтруд России).

Объем финансирования мероприятий по отдыху и оздоровлению детей в 2017 г. составил более 62 млрд руб., в том числе средства регионов – 42,3 млрд руб., внебюджетные и благотворительные средства – 19,8 млрд руб. Средства федерального бюджета на отдых и оздоровление детей в 2017 году не направлялись. В 2016 г. финансирование данной сферы составило более 70 млрд руб., из них средства регионов – 42,8 млрд руб., внебюджетные и благотворительные средства – 22,6 млрд руб., средства федерального бюджета – 4,6 млрд руб.

Проверкой установлено, что Минтруд России при планировании оздоровительной кампании в 2016 г. данные о численности детей, которых регионы планировали направить на отдых и оздоровление, не анализировал. «Средства федерального бюджета распределялись между регионами по заявочному принципу. Это привело к сильной дифференциации финансовой поддержки регионов», – сказал Владимир Катренко. Так, 24% от общего объема федеральных средств (1,1 млрд руб.) были получены шестью регионами (Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская область Республика Дагестан, Республика Тыве, Республика Марий Эл, Республика Ингушетия). При этом доля средств федерального бюджета в общем объеме финансирования составила в Карачаево-Черкессии и Астраханской области – более 70%, в Дагестане и Тыве – более 65%, в Марий Эл – почти 61%.

30% средств или 1,4 млрд. рублей были направлены 46 регионам, у которых доля средств федерального бюджета составила менее 10%. А, например, в бюджетах Приморского края, Свердловской, Тульской, Тамбовской области – менее 1,5%, Ростовской области – вообще менее 0,7%.

При этом в 2016 г. средства представлялись в форме иных межбюджетных трансфертов. Соглашения с регионами не заключались, целевые показатели не устанавливались, уровень софинансирования и меры ответственности – определены не были. По итогам 2016 г. 22 региона не обеспечили соблюдение своих гарантийных обязательств. В результате отдыхом и оздоровлением было охвачено на 8,5 тысяч детей меньше, чем планировалось. Экономия, образовавшаяся у 10 субъектов в сумме 10,5 млн рублей, была перераспределена только 2 из 69 регионов, имеющих на это право – Чеченской Республике и Владимирской области – по индивидуальному расчету. При этом обоснованность такого подхода в перераспределении средств – отсутствует.

В ходе проверки Счетной палаты было установлено, что регионы ненадлежащим образом обосновывали стоимость путевок. Так, в Республике Тыве стоимость одного дня пребывания в лагере за счет средств федерального бюджета была установлена более чем в 2 раза выше стоимости одного дня пребывания в том же лагере за счет средств республиканского бюджета. В результате – расходы на приобретение путевок за счет средств федерального бюджета были необоснованно завышены на 22,5 млн рублей.

В ходе проверки также были выявлены отличия данных различных ведомств о количестве действующих на территории Российской Федерации лагерей детского отдыха, а также численности детей, отдохнувших в них. Например, по данным Минтруда России, в 2016 г. отдохнуло 6,92 млн детей, а по данным регионов, – 8,6 млн. По данным Роспотребназдора в летнюю кампанию 2016 года было охвачено 5,86 млн. детей, а по данным Росстата – 4,79 млн. человек. «При этом на объектах проверки выявлены факты завышения численности оздоровленных детей. Все это не позволяет оценить реальную ситуацию по охвату отдыхом и оздоровлением детей», – обратил внимание Владимир Катренко.

Несмотря на поручения Президента России о взятии на контроль руководителями регионов вопросов подготовки педагогических кадров для системы организации детского отдыха, проблемы кадрового дефицита сохраняются. Так, проверкой установлено, что в Брянской области в 2016 г. в лагерях детского отдыха, где отдыхали 669 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, медицинские работники отсутствовали.

Также установлена проблема недобросовестной проверки педагогов при приеме на работу в лагеря детского отдыха. «Так, в Смоленской области в лагере «Торпедо» у 5  воспитателей и вожатых документы, подтверждающие их педагогическое образование, отсутствовали. В Санатории Пржевальского Смоленской области у 17 из 53 работников не был подтвержден факт отсутствия судимости. Это создает риски предоставления услуг ненадлежащего качества и безопасности», – сообщил Владимир Катренко.

Еще одна проблема, которая была установлена в ходе проверки, – ежегодное выявление в регионах лагерей, которые работают без уведомления Роспотребнадзора и МЧС. Так, в 2016 г. на территории 24 регионов выявлено 55 таких лагерей. Наибольшее их количество находилось на территории Республики Крым, Ленинградской, Свердловской, Московской, Тульской и Тверской областей. В 2017 году на территории 12 регионов снова было выявлено 17 «несанкционированных» лагерей. При этом в Республике Саха (Якутия), Ленинградской, Московской, Свердловской и Тверской областях такие лагеря выявляются из года в год. «В 2016 г. на арендованном участке берега реки Катунь (Алтайский край) был организован «несанкционированный» палаточный лагерь «Академия Робинзонов», в котором находилось 53 ребенка, один из которых утонул. О данном лагере руководство края узнало только после трагического случая», – сказал аудитор. Члены Коллегии Счетной палаты сошлись во мнении о целесообразности законодательного установления ответственности для физических и юридических лиц за оказание услуг в «несанкционированных» лагерях для детского отдыха.

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения санитарных норм при организации детского отдыха. Так, при выезде в детские лагеря отдыха в Республике Тыва, Архангельской, Брянской и Смоленской областях выявлена «скученность» детей: на 1 ребенка приходилось чуть более 3 м2 площади для размещения при установленной норме 4 м2. В лагере «Белобережский детский санаторий» Брянской области выявлены нарушения нормативов мутности питьевой воды. В Смоленской области «Санаторий Пржевальского» осуществил приемку продуктов в отсутствии документов, подтверждающих их качество и безопасность. В лагере «Робинзонада» Архангельской области на овощах, хранящихся для питания детей, обнаружена плесень и гниль. При этом по данным регионов, количество случаев заболеваемости в лагерях в 2017 г. составило более 34 тыс. случаев, в 2016 г. – более 35 тыс. случаев.

Поручение Президента России по утверждению порядка информирования территориальных органов МЧС о маршрутах передвижения детей на пути к местам отдыха, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным объектам, до настоящего времени не исполнено. Также не выполнено поручение по разработке порядка межрегионального взаимодействия при направлении детей за пределы региона. Надлежащие меры безопасного пребывания детей в лагерях обеспечены также не были. К примеру, в Архангельской области системой видеонаблюдения не были оснащены 75% лагерей. «Хочу обратить внимание, что по данным МВД, только за май-июнь 2017 г. при проверке лагерей было выявлено более 7 тыс. недостатков, направлено 2,5 тысячи информации в органы прокуратуры и органы исполнительной власти», – добавил Владимир Катренко.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления об устранении нарушений в Правительство Республики Тыва, Правительство Архангельской области, Правительство Брянской области, Администрацию Смоленской области, обращение в Следственный комитет России, информационные письма в Минтруд России, Минобрнауки России, отчеты в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх