РУС ENG 

Росжелдор не проводит должный анализ возможностей использования бюджетных средств РЖД

26 Апреля 2018 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты мониторинга хода реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей»

Объекты мониторинга и контроля: Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Проверяемый период деятельности: 2017 г.

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

В 2017 г. для продолжения реализации инвестиционных проектов ОАО «РЖД»* были предоставлены бюджетные инвестиции в форме взноса в уставный капитал на общую сумму 60,6 млрд руб. Реализация проектов осуществляется в рамках инвестиционной программы, утверждаемой Советом директоров компании.

Анализ Счетной палаты показал, что процессы планирования бюджетных ассигнований на осуществление взносов в уставный капитал РЖД и формирования инвестиционной программы не взаимоувязаны. Суммы взносов в уставный капитал в 2017 г. и сформировавшиеся остатки на начало года на 46,6 млрд руб. превысили объемы финансирования из федерального бюджета, предусмотренные в инвестиционной программе.

При планировании бюджетных ассигнований на осуществление взносов в уставный капитал Росжелдором не проводится должный анализ возможности использования бюджетных средств, а также темпов их фактического освоения. Это привело к формированию значительных остатков на конец года. Так, при формировании изменений в Бюджет-2017 были учтены предложения Росжелдора о дополнительном финансировании проекта «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» на 7 млрд руб. В качестве обоснования потребности в дополнительном финансировании проекта в 2017 г. Росжелдором была указана необходимость поддержания темпов работ в целях окончания его реализации в установленные сроки. Вместе с тем, по итогам 2017 г. неосвоенный остаток средств федерального бюджета, направленных на реализацию проекта, составил 9,8 млрд руб.

Росжелдором при установлении в договорах с ОАО «РЖД» сроков ввода ряда объектов в эксплуатацию не учитываются параметры, предусмотренные паспортами инвестиционных проектов. Так, в соответствии с договором от 27 апреля 2017 г. срок ввода в эксплуатацию отдельных объектов в рамках проекта по развитию Московского транспортного узла установлен на 2025 г. Вместе с тем в соответствии с паспортам срок реализации проекта и выхода на проектную мощность - 2020 г.

Низкий уровень планирования Росжелдором объемов бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД», ежегодно влечет за собой невыполнение ОАО «РЖД» обязательств, принимаемых по договорам передачи акций в счет бюджетных инвестиций и, как следствие, недостижение показателей освоения до конца 2017 года предоставленных бюджетных инвестиций.

По итогам 2017 г. не освоены бюджетные ассигнования в размере 3,7 млрд руб., предоставленные по договору передачи акций от 27 апреля 2017 г. В результате по условиям договора передачи акций от 27 апреля 2017 г. расчетная сумма штрафа составляет 5 % от суммы перечисленных взносов в уставный капитал ОАО «РЖД» (29,8 млрд рублей) или 1,5 млрд руб.

Одной из причин формирования остатков бюджетных средств являются низкие темпы реализации отдельных инвестиционных проектов. Так, проект «Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет» должен быть завершен в 2019 г. для освоения перспективного грузопотока в направлении портов Дальнего Востока. Финансирование проекта из федерального бюджета осуществляется с 2013 г. Из-за невыполнения обязательств по реализации проекта на начало 2017 г. сформировались остатки неиспользованных бюджетных средств в сумме 20,5 млрд руб. Указанные средства были перечислены еще в 2013, 2014 и 2015 гг. В 2017 г. РЖД принято работ по данному инвестиционному проекту только на 3,3 млрд руб.

«В соответствии с решениями, принятыми Правительством, РЖД предоставлено право использовать в 2017 г. средства неиспользованных остатков взносов в сумме 15 млрд руб. на реализацию проекта строительства железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск и других проектов, - заявил аудитор. - По пояснению РЖД не использование бюджетных средств связано с невыполнением своих обязательств подрядной организацией».

В целом на финансирование инвестиционных проектов ОАО «РЖД» в 2017 г. использованы средства федерального бюджета в сумме 80,5 млрд руб., что составляет 69% от общей суммы взносов в уставный капитал и остаков предыдущих лет на начало года. Принято выполненных работ на 68,9 млрд руб.

Анализ Счетной палаты показал, что расходы ОАО «РЖД» на закупку оборудования для ряда объектов строительства и реконструкции в составе проектов инвестиционной программы в 2017 г., финансируемых за счет средств федерального бюджета, превысили сметную стоимость оборудования, утвержденную государственной экспертизой (с учетом соответствующего дефлятора, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации).

В частности, ОАО «РЖД» заключило договоры на поставку в 2017 году оборудования для объекта «Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Забытый-Поливянский» на общую сумму 233,6 млн руб., что на 27 млн руб. превысило стоимость оборудования, утвержденную положительным заключением государственной экспертизы от 10 октября 2016 г. с учетом дефлятора на 2017 год (206,6 млн руб.).

По результатам проверки использования средств ФНБ на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Бама и Транссиба Валерий Богомолов отметил, что в 2017 г. параметры паспорта указанного инфраструктурного проекта были скорректированы. Начало фазы эксплуатации перенесено с 2018 на 2020 г.

В рамках корректировки параметров паспорта проекта ОАО «РЖД» было учтено предложение Счетной палаты о направлении на финансирование проекта дохода в сумме 7,9 млрд руб., полученного в виде процентов на остатки средств ФНБ. В новой редакции паспорта проекта финансирование из федерального бюджета уменьшено на указанную сумму.

В июле 2017 г. ОАО «РЖД» было осуществлено дополнительное авансирование подрядных организаций за счет средств ФНБ на сумму 3,7 млрд руб., что значительно превысило их потребность на 2017 г. В результате неиспользованный остаток средств ФНБ у подрядчиков составил 3,2 млрд руб. (86% от объема дополнительного авансирования). При этом в соответствии с Порядком расчетов по договорам с подрядчиками, утвержденным распоряжением Компании, зачет авансовых платежей по договорам на выполнение строительно-монтажных работ производится в полном объеме ежегодно не позднее 31 декабря.

ОАО «РЖД» при расчете в 2017 г. начальных (максимальных) цен договоров на выполнение строительно-монтажных работ применяло дефляторы не соответствующие Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. Это привело к увеличению стоимости строительства на сумму 45,7 млн руб. и соответственно расходов за счет средств ФНБ. В частности, по результатам государственной экспертизы сметная стоимость работ по объекту «Реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов на станции Уссурийск» в ценах 1-го квартала 2016 г. составила 405 млн руб.

В результате применения ОАО «РЖД» при расчете начальной (максимальной) цены договора индекса-дефлятора, не соответствующего Прогнозу, цена договора на выполнение работ по указанному объекту составила 521,1 млн руб. или превысила начальную (максимальную) цену, рассчитанную с учетом дефлятора, установленного Прогнозом, на 17 млн руб.

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов отметил, что в ряде случаев ОАО «РЖД», не дожидаясь взносов из федерального бюджета, осуществляет финансирование инвестиционных проектов за счет собственных средств, чтобы не прерывать ход строительства, с последующим возмещением из федерального бюджета. Это позволяет по ряду инвестиционных проектов получать опережающее исполнение.

В части замечаний Счетной палаты Вадим Михайлов заверил, что они будут рассмотрены самым внимательным образом и на каждое замечание в компании будет выработан соответствующий план действий. Он выразил надежду, что к концу года остатки неиспользованных бюджетных средств будут сведены к нулю.

Коллегия приняла следующие решения: по результатам мониторинга инвестиционной программы ОАО «РЖД» направить информационные письма Росжелдору и ОАО «РЖД»; по результатам проверки использования средств ФНБ на модернизацию Бама и Транссиба направить представление в ОАО «РЖД». Отчеты о результатах мероприятий будут направлены в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*Строительство Московского транспортного узла, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, комплексная реконструкция участка М.Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского, строительство железнодорожной линии «Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск». 1 этап: Двухпутная электрифицированная железная дорога на участке Журовка – Миллерово, Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с развитием пропускных и провозных способностей, Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах проверки, размещается на Портале финансового аудита.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх