РУС ENG 

В 2017 г. ГК «Автодор» не привлечены средства инвесторов в сумме 14,7 млрд руб. или 55% от планового объема

27 Апреля 2018 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения, передаваемых в доверительное управление».

Объекты анализа: Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор», Госкомпания).

Исследуемый период: 2010-2017 годы и истекший период 2018 года.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

В соответствии с проектом отчета Госкомпании о выполнении Программы деятельности по состоянию на 1 января 2018 г. в доверительном управлении ГК «Автодор»* находилось 2 936,7 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Финансовое обеспечение мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог осуществляется за счет предоставления Госкомпании субсидии из федерального бюджета.

Всего в 2017 г. (с учетом переходящего остатка и средств от возврата дебиторской задолженности) Госкомпании были предусмотрены средства федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в размере 90,8 млрд руб. По состоянию на 31 декабря 2017 г. фактическое использование составило 87,8 млрд руб. или 96,7%. За счет предоставленной субсидии в 2017 г. ГК «Автодор» осуществлялось финансирование 7 крупных инвестиционных проектов.

Проведенный анализ показал, что бюджетные ассигнования использовались Госкомпанией неритмично: более 50% были использованы в 4 квартале, в том числе 40,7 млрд руб. – в декабре 2017 г.

Кроме того, согласно полученным результатам, Госкомпанией в период с 20 по 31 декабря 2017 г. были выданы авансы в рамках заключенных договоров и соглашений на общую сумму 34 млрд руб. Как отметил аудитор Валерий Богомолов в ходе своего выступления на Коллегии, практика авансирования исполнителей в конце года приводит к образованию дебиторской задолженности. «На 1 января 2018 года объем дебиторской задолженности ГК «Автодор» по объектам строительства и реконструкции составил 74,2 млрд рублей, увеличившись по отношению к 2016 году на 3,3 млрд рублей», - сообщил он.

В ходе анализа также было установлено, что авансирование исполнителей (подрядчиков) осуществлялось Госкомпанией в объемах, превышающих размеры авансов, предусмотренные заключенными договорами и соглашениями.

К примеру, долгосрочным инвестиционным соглашением по реконструкции автодороги М-3 «Украина» на участке км 124 – 194 определено, что Госкомпания вправе выплачивать аванс исполнителю в размере до 30% от общего размера государственного финансирования строительства. При этом в период с декабря 2014 г. по декабрь 2017 г. Госкомпания предоставила исполнителю 12 авансовых платежей на общую сумму 16,7 млрд руб. или 98% от госфинансирования. Аналогичные факты установлены еще по 3 соглашениям, в результате которых объем авансовых платежей превысил предельный объем от 21% до 53%.

В соответствии с условиями заключенных соглашений строительство и реконструкция автодорог должны осуществляться с применением механизма государственно-частного партнерства. Вместе с тем проведенный анализ показал, что задача по привлечению внебюджетных инвестиций на строительство автомобильных дорог решалась неэффективно. «Объем привлеченных собственных и заемных средств инвесторов и концессионеров в 2017 году составил 12 млрд руб. или только 45% от планового значения, установленного Программой деятельности Госкомпании», - констатировал аудитор.

В ходе проведения анализа установлена устойчивая тенденция ежегодного роста объема незавершенного строительства, который на 1 января 2018 г. составил 381 млрд руб., увеличившись за год более чем на 100 млрд руб.

Как было отмечено в ходе обсуждения, одна из причин данной ситуации связана с нерешенностью вопросов по оформлению земельных участков.

«В частности, в составе «незавершенки» числятся объекты, строительство и реконструкция которых завершено, еще начиная с 2013 года. Эксплуатация этих дорог фактически осуществляется. Вместе с тем из-за нерешенности земельных вопросов разрешения на ввод объектов в эксплуатацию не выдаются», – пояснил аудитор.

В соответствии с отчетами об использовании субсидии в 2017 г. Госкомпанией завершены работы по строительству и реконструкции 116,7 км автомобильных дорог. При этом, как показал анализ, по всем участкам автодорог отсутствуют разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Результаты анализа также свидетельствуют о недостижении Госкомпанией целого ряда индикаторов и показателей, установленных Программой деятельности.

Так, по итогам 2016 г. протяженность платных участков автомобильных дорог Госкомпании должна была составить 818,9 км. Вместе с тем фактическая протяженность составила 669,3 км или 81,7%. В 2017 г. протяженность платных участков автомобильных дорог Госкомпании составила 815,6 км при плановом значении 794,1 км.

Значение показателя «Доходы от сбора платы за проезд транспортных средств» не достигалось с 2012 по 2016 год. По причине несвоевременного ввода в эксплуатацию платных участков Госкомпанией недополучено соответствующих доходов в размере 5,6 млрд руб. В 2017 г. доходы от сбора платы за проезд транспортных средств составили 8,9 млрд руб. при плановом значении 8,6 млрд руб.

При этом следует отметить, что в октябре 2017 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации плановые показатели 2017 г. были скорректированы в сторону уменьшения, в том числе по протяженности платных участков – с 924,9 км до 794,1 км, по объему доходов от сбора платы за проезд транспортных средств – с 13 614,2 млн руб. до 8 638,7 млн руб. Таким образом, по итогам 2017 г. Госкомпанией фактически были достигнуты плановые показатели Программы деятельности ГК «Автодор», ранее установленные на 2016 г.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Минтранс России и ГК «Российские автомобильные дороги». Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

*ГК «Автодор» – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. Основным документом, определяющим направления, финансово-экономические показатели и ожидаемые результаты деятельности Госкомпании на долгосрочный период, является Программа деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 – 2021 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 2146-р. Финансовое обеспечение деятельности ГК «Автодор» осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, в том числе на выполнение мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог, а также доходов от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами и иных поступлений.

 


Материалы по теме

Наверх