РУС ENG 

В 2017 г. доля зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, созданных с поддержкой Фонда содействия инновациям, составила 12,9%

3 Мая 2018 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям).

Как было установлено в ходе проверки, бюджетные ассигнования, установленные Фонду сводной бюджетной росписью на 2017 г., по состоянию на 1 января 2018 г. составили 5,9 млрд руб., что на 2 млрд руб. больше первоначально доведенного показателя (или на 50%). Увеличение осуществлено за счет перераспределения зарезервированных Минфину России средств в рамках госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» в целях реализации мероприятий Национальной технологической инициативы.

Кассовое исполнение Фонда по расходам федерального бюджета за 2017 г. составило 100% бюджетных ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью, и лимитами бюджетных обязательств. Вместе с тем кассовое исполнение расходов Фонда как бюджетного учреждения по субсидиям из федерального бюджета составило 5,8 млрд руб. или 81,4% планового значения, в том числе по субсидии на выполнение госзадания – в сумме 356,2 млн руб. (практически 100%) и по субсидиям на иные цели – в сумме 5,4 млрд руб. (или 80,4%).

Неисполнение расходов обусловлено, прежде всего, поэтапностью предоставления Фондом финансовой поддержки инновационных проектов, сроки реализации которых могут составлять от 12 до 24 месяцев (предоставление финансовой поддержки на второй этап не осуществляется Фондом без получения отчетности по исполнению первого этапа проекта). Также на уровень исполнения расходов повлияло выделение Фонду дополнительно субсидии на иные цели (2 млрд руб.) во втором полугодии отчетного периода.

По этим же причинам на 1 января 2018 г. у Фонда как главного распорядителя бюджетных средств сложилась дебиторская задолженность в сумме 1,3 млрд руб., увеличившись по сравнению с началом отчетного периода на 25%.

Как было отмечено на Коллегии, несмотря на выделение Фонду дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Национальной технологической инициативы в рамках госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» (ГП-14), объем ресурсного обеспечения и целевые показатели по госпрограмме Фонду установлены не были. В соответствии изменениями, внесенными в госпрограмму в 2018 г., Фонду установлен объем ресурсного обеспечения только на 2016 г. (факт). Вместе с тем бюджетные ассигнования в рамках ГП-14 предоставлялись Фонду и в 2017 г., а также запланированы к предоставлению в 2018 г.

Всего за 2017 г. за счет субсидии на иные цели Фондом оказана поддержка инновационных проектов в рамках Национальной технологической инициативы на 1,9 млрд руб. по 253 договорам.

Основная деятельность Фонда в 2017 г. осуществлялась в рамках реализации мероприятия «Поддержка малого инновационного предпринимательства» подпрограммы «Стимулирование инноваций» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ГП-15). В соответствии с изменениями 2017 г. по указанной госпрограмме Фонду были установлены два показателя:

«Количество инновационных проектов молодых исследователей в рамках вовлечения молодежи (в возрасте до 30 лет) в инновационное предпринимательство» (плановое значение составляет 1 200 человек ежегодно)»;

«Количество малых инновационных предприятий, получивших поддержку на посевной стадии» (плановое значение составляет 400 предприятий ежегодно)».

Вместе с тем, по оценке Счетной палаты, установленные показатели носят выборочный характер, не отражают в полной мере результаты деятельности Фонда и не позволяют сделать вывод об эффективности его участия в ГП-15. По мнению Счетной палаты, основным показателем эффективности деятельности Фонда (наравне с количеством поддержанных инновационных проектов), является количество результатов интеллектуальной собственности, созданных и внедренных в производство при поддержке Фонда.

Проверка показала, что в отчетном периоде из 36 показателей качества государственных работ Фондом перевыполнены 18 показателей, в том числе 9 (или 25%) – свыше пределов допустимого (возможного) отклонения. Принимая во внимание, что и в 2016 г. Фондом также была перевыполнена половина показателей, в том числе 12 (или 33,3%) – с превышением пределов допустимого отклонения, можно сделать вывод о недостаточной обоснованности (заниженности) плановых значений показателей качества государственных работ, выполняемых Фондом.

Всего за 2017 г. в рамках ГП-15 Фондом была оказана поддержка инновационных проектов на сумму 3,5 млрд руб. по 4 341 договору.

При этом, учитывая длительность реализации инновационных проектов и последующую процедуру регистрации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), оценить результативность инновационных проектов, профинансированных Фондом в отчетном периоде, можно будет не ранее конца 2018 года.

В 2017 г. в целом по России было зарегистрировано 9 230 информационных карт результатов интеллектуальной деятельности, из них доля РИД, созданных по проектам, получившим финансовую поддержку Фонда, составила 12,9% (1 193 карты). В 2016 г. этот показатель составлял 13,3%). Как и в предыдущем отчетном периоде, подавляющее большинство зарегистрированных РИД относится к программным продуктам для ЭВМ (в 2017 г. – более 35%).

В ходе проверки проведен анализ результатов реализации пункта 24 Антикризисного плана 2015 года, в рамках которого Фондом в период 2015-2017 гг. было осуществлено финансирование по 527 договорам о предоставлении грантов на общую сумму 5 млрд руб.

Как показал проведенный анализ, в отчетном периоде предприятиями, получавшими финансовую поддержку Фонда в рамках Антикризисного плана 2015 года, было зарегистрировано 428 информационных карт РИД, 75 информационных карт сведений о состоянии правовой охраны РИД, 36 информационных карт сведений об использовании РИД.

Следует отметить, что больше половины зарегистрированных в 2017 г. информационных карт сведений об использовании РИД (ИКСИ) составляют внедренные в производство результаты по инновационным проектам, получившим финансирование в рамках Антикризисного плана 2015 года (36 из 70 РИД). Как и в общей тенденции, подавляющее большинство из них – программы для ЭВМ (30 из 36 РИД).

Анализ экономической эффективности использования РИД, полученных малыми инновационными предприятиями при поддержке Фонда, показал, что по сравнению с 2016 г. в зависимости от программного направления Фонда прирост среднесписочной численности работников предприятий составил в отчетный период от 5 до 30,4%, прирост общей выручки от реализации инновационной продукции – от 7,4 до 56,6%.

При этом следует отметить, что данная информация представлена в соответствии с отчетностью грантополучателей. Подтвердить или опровергнуть её в ходе проверки не представилось возможным в связи с отсутствием у Фонда необходимых инструментов мониторинга и контроля достоверности представленной информации.

В результате выборочной проверки были выявлены отдельные нарушения в сфере закупок услуг для государственных нужд, в том числе несоблюдение сроков заключения контракта, а также заключение контракта в отсутствии согласования Федеральной антимонопольной службы.

По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представление в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Заключение направляется в палаты Федерального Собрания.

Справка:

Специфика деятельности Фонда состоит в том, что он осуществляет полномочия ГРБС только в части перечисления средств федерального бюджета себе как получателю бюджетных средств, а затем предоставляет себе же как бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного задания и на иные цели. Администратором доходов и источников финансирования дефицита бюджета он не является. Вся деятельность Фонда осуществляется путем предоставления грантов физическим лицам, субсидий и иной финансовой поддержки юридическим лицам в целях реализации инновационных проектов.

Наверх