РУС ENG 

В 2017 г. уровень исполнения Роснедрами бюджетных назначений снизился из-за невыполненных в полном объеме госконтрактов

15 Мая 2018 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра).

В 2017 г. объем доходов федерального бюджета, администрируемых Роснедрами, составил 67,2 млрд руб. или 107,1% к уточненному прогнозу доходов. Наибольший удельный вес в общем объеме доходов Агентства (98,7%) составили поступления от разовых платежей за пользование недрами. Перевыполнение прогнозных показателей обусловлено поступлением платежей за пользование недрами по факту открытия месторождений полезных ископаемых и увеличением площади лицензионных участков по результатам геологического изучения недр, а также по итогам проведения аукционов на право пользования участками недр в Республике Саха (Якутия).

Кассовое исполнение расходов составило 29,6 млрд руб. или 88,9% от объема бюджетных назначений. Сумма неисполненных назначений составила 3,7 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. (95,6%) сложились в связи с невыполнением АО «Росгеология» обязательств по заключенным государственным контрактам на проведение геолого-разведочных работ.

Дебиторская задолженность Агентства по состоянию на 31 декабря 2017 г. составила 877,7 млн руб. и по сравнению с периодом на начало года уменьшилась на 35,1%.

Наличие дебиторской задолженности в основном обусловлено задолженностью:

– АО «Росгеология» в сумме 296,1 млн руб. (33,7% от общей суммы) по авансам, выданным по госконтрактам на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, и по неустойкам (штрафам, пеням) за нарушение исполнения обязательств по указанным госконтрактам;

– ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции» в сумме 493,8 млн руб. (56,3% от общей суммы) – на финансовое обеспечение затрат в связи с ремонтом судна «Бавенит».

В 2017 г. Роснедра, являясь участником подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», при исполнении бюджетных назначений в сумме 29,3 млрд руб. (или 88,8%) не обеспечили достижение значений 33-х показателей указанной подпрограммы из 97, по которым установлены значения. Из 17 показателей, характеризующих прирост ресурсов и запасов по углеводородному сырью, не достигнуты значения 8 показателей. Из 58 показателей (которые имеют значения), характеризующих прирост ресурсов и запасов по твердым полезным ископаемым, не достигнуты значения по 23.
Из 13 показателей для территории Дальнего Востока не достигнуты значения по 7 показателям.

В ходе проверки были выявлены различные недостатки и нарушения, допущенные объектами проверки (Роснедра, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, ФГБУ «Гидроспецгеология) в ходе исполнения расходов федерального бюджета.

В частности, Роснедрами не были соблюдены требования нормативно-правовых актов при реализации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий. Как было установлено в ходе проверки, итоговый проект плана информатизации Роснедр на 2017 год был направлен в Минкомсвязи России позже установленного срока более чем на 140 дней. Более того, при отсутствии утвержденного плана информатизации Роснедрами были заключены и оплачены государственные контракты на реализацию мероприятий по информатизации на сумму 5,1 млн руб.

Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу перед составлением годовой бюджетной отчетности не была проведена обязательная инвентаризация в части имущества и финансовых обязательств, числившихся на забалансовых счетах. Инвентаризация была проведена уже в ходе контрольного мероприятия.

ФГБУ «Гидроспецгеология» в нарушение Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета не учтены банковские гарантии на сумму 13 млн руб. (по состоянию на 1 января 2017 г.) и 65,8 млн руб. (по состоянию на 1 января 2018 г.), полученные Учреждением в обеспечение исполнения обязательств по контрактам, что повлекло искажение бухгалтерской отчетности более чем на 10% и является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нарушение устранено, уточненная бухгалтерская отчетность направлена в Роснедра.

В рамках приносящей доход деятельности ФГБУ «Гидроспецгеология» осуществлялся комплекс услуг (по разработке агрегатов автомобилей, чистке и дефектовке деталей автомобилей), не предусмотренный Уставом Учреждения.

Проверка также показала, что ФГБУ «Гидроспецгеология» более чем на 300 дней были нарушены установленные сроки направления в Роснедра информации о совершении крупных сделок.

Кроме того, в ходе проверки использования федерального имущества было установлено, что по состоянию на 1 января 2017 г. ФГБУ «Гидроспецгеология» не обеспечило внесение 13 объектов движимого имущества общей балансовой стоимостью 17,1 млн руб. в Перечень (на 2017 год) особо ценного движимого имущества объектов. Нарушение устранено.

В ходе анализа закупочной деятельности выявлены различные нарушения требований законодательства о контрактной системе.

В частности, объектами проверок не соблюдались сроки утверждения планов закупок и планов-графиков размещения заказов, сроков их размещения в Единой информационной системе, а также сроков размещения информации о заключенных контрактах.

Кроме того, проверка показала, что Роснедра не обеспечили надлежащий контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в отношении подведомственного учреждения (ФГБУ «ВНИГНИ»), которому Агентством были переданы полномочия государственного заказчика (застройщика) по реализации бюджетных инвестиций по реконструкции базового кернохранилища на сумму 1,1 млрд руб.

Так, в нарушение требований законодательства ФГБУ «ВНИГНИ» в 2017 г. осуществило закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее 15% совокупного годового объема закупок: объем закупок учреждения составил 72,2 млн руб. или 6,8% совокупного годового объема. Кроме того, на момент проверки (на 28 апреля 2018 г.) отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства не был размещен в Единой информационной системе, как того требует законодательство (отчет должен быть размещен до 1 апреля года, следующего за отчетным).

Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита в 2017 г. в полном объеме Роснедрами не исполнены. В 2017 г. Роснедрами было организовано проведение проверок в 3-х территориальных органах, по результатам которых выявлены нарушения законодательства в части ведения бухгалтерского учета и законодательства о контрактной системе. При этом материалы проверок в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, не направлялись.

В целом организация системы внутреннего финансового аудита в Роснедрах по результатам анализа оценивается как средняя, с интегральной оценкой 3,9 балла, что свидетельствует о незначительном снижении (на 0,5 пунктов) по отношению к результатам 2016 года. Оценка качества управления государственными финансами составила 41 балл из 60-ти, снизившись на 5 пунктов к итогам 2016 года.

По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представления в Роснедра, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу и ФГБУ «Гидроспецгеология», информационное письмо - в ФАС России, заключение о результатах внешней проверки - в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх