РУС ENG 

Национальная система поддержки экспорта в полном объеме пока не создана

22 Июня 2018 г.

Национальная система поддержки экспорта, по сути, пока не создана. К такому выводу пришла Счетная палата, проанализировав действующий механизм поддержки внешнеэкономической деятельности, а также меры, направленные на формирование целостной общенациональной системы поддержки несырьевого экспорта за период 2015-2017 гг. и истекший период 2018 г.

«На федеральном уровне у органов исполнительной власти отсутствует четкое и системное понимание того, как реализуемые механизмы поддержки экспорта в совокупности повлияют на выход российской продукции на международные рынки», – заявил аудитор Александр Жданьков, выступая на заседании Коллегии Счетной палаты.

В настоящее время показатели госпрограмм и приоритетных проектов, в рамках которых реализуются мероприятия по поддержке экспорта, между собой не увязаны и не сопоставимы с показателями ключевых стратегических документов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Например, показатель «Темпы прироста несырьевых товаров…» Госпрограммы «Развитие ВЭД» со значениями в 2018-2020 гг. 120,2%, 122% и 119%, соответственно, не согласуется с показателями приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и не соответствует Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, согласно которому экспорт несырьевых товаров в 2018-2020 гг. будет расти опережающим среднегодовым темпом в 4,5%.

Как отметил аудитор, в поддержку экспортеров вовлечены многие органы госвласти и организации, при этом их усилия зачастую дублируются, а необходимая координация их деятельности отсутствует. «Показатели приоритетных проектов установлены в основном для РЭЦ и не учитывают усилия других органов власти и организаций, в том числе в регионах. В ряде случаев показатели изначально занижены, что приводит к их перевыполнению. Экспорт услуг не охвачен. О системной работе по поддержке экспорта на региональном уровне говорить даже не приходится. Отдельно стоит отметить торговые представительства в иностранных государствах, которые реализуют одни и те же возложенные на них функции по-разному. Все плановые документы, как мы видим, нуждаются в ревизии и переосмыслении, в том числе на предмет достижения поставленных Президентом задач», - констатировал Александр Жданьков.

До сих пор до конца не решен вопрос используемой терминологии (понятия «несырьевой экспорт» и «несырьевой неэнергетический экспорт» и соответствующие перечни товаров нормативно не закреплены). Нуждается в доработке и статистический инструментарий оценки экспорта, особенно в части экспорта малых и средних предприятий.

Согласно полученным в ходе анализа данным, общие стоимостные объемы экспорта в 2017 г. составили $357,1 млрд, превысив показатель 2015 г. всего на 4%. Несырьевой неэнергетический экспорт за 2 года увеличился на 13,6%, однако его структура не оптимальна. Так, продукция машиностроения занимает в нем всего лишь четверть, металлопродукция – 27%, химическая продукция – 18%, продовольствие – 14%. При этом почти половина осуществлена организациями 8 регионов (Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская, Ростовская, Челябинская, Липецкая области, Красноярский край). Кроме того, половина несырьевого неэнергетического экспорта приходится всего на 10 государств, в том числе значительная часть на Китай, Казахстан и Белоруссию.

Проведенный анализ также показал, что поддержка ориентирована в основном на крупный бизнес, который в полной мере пользуется сразу всем имеющимся инструментарием (кредитование, страхование, субсидирование затрат и другое). «Мы видим, - подчеркнул Александр Жданьков, - что одни и те же компании охотно претендуют на бюджетные средства и получают поддержку сразу и в Минпромторге, и в РЭЦ, Внешэкономбанке, ЭКСАРе. Эти меры, безусловно, стимулируют их получателей, но не всегда гарантируют осуществление экспорта, в том числе его увеличение в последующем, так как являются компенсационными».

В 2017 г. общее количество экспортеров, поддержанных АО «РЭЦ» в 4 приоритетных отраслях промышленности приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности», составило 45 организаций на сумму $1,4 млрд, в том числе в отрасли автомобилестроения – 31 экспортер, сельскохозяйственного машиностроения – 2 (в основном Ростсельмаш), железнодорожного машиностроения – 8 и авиастроения – 4.

При этом доля поддержанного экспорта, осуществляемого субъектами МСП, остается незначительной.

Не достигнут пока ощутимый эффект и по таким мерам поддержки, как поддержка выставочной деятельности, предоставление субсидии на повышение узнаваемости известных брендов, на патентование продукции за рубежом, эффект пока небольшой. «Если эффект будет, то сильно отложенный», - подчеркнул аудитор.

Так, АО «РЭЦ» в 2017 г. в рамках продвижения высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки проведены 9 конгрессно-выставочных мероприятий в Российской Федерации и 18 деловых миссий за рубежом. Поддержка предоставлена 347 организациям. Расходы федерального бюджета на реализацию данного механизма поддержки экспорта в 2017 г. составили 1,7 млрд руб. По итогам участия в выставочных мероприятиях заключены экспортные контракты на сумму 14,6 млн руб. Таким образом, расходы федерального бюджета в 116 раз превысили сумму экспортных контрактов, заключенных по итогам организованных АО «РЭЦ» выставочных мероприятий, что не отвечает государственным приоритетам по стимулированию экспорта, в том числе высокотехнологичной продукции.

По итогам проведенного анализа Счетная палата направила информационное письмо в Правительство Российской Федерации, отчет - в палаты Федерального Собрания.

 

 

 


Материалы по теме

Наверх