РУС ENG 

В регионах Северо-Кавказского федерального округа не завершено строительство более 4 тыс. объектов

19 Сентября 2018 г.

Сергей Бобылев/ТАСС

Счетная палата провела анализ объектов незавершенного строительства в регионах СКФО. Он показал, что меры, принимаемые регионами Северо-Кавказского федерального округа по сокращению объемов незавершенного строительства, недостаточны. На 1 января 2018 г. в СКФО в незавершенном строительстве числилось 4 038 объектов с объемом вложений 160,7 млрд руб., включая 1 531 объектов на сумму 88,3 млрд руб., софинасируемых из федерального бюджета. При этом финансирование 1 178 объектов было начато более восьми лет назад, строительство 1 046 объектов приостановлено, из них 1 018 - без консервации. Наибольшее количество объектов, приостановленных без консервации, находятся в Чечне (464) и Дагестане (387).

«Объем и количество объектов незавершенного строительства в регионах СКФО свидетельствуют о недостаточности принимаемых мер по их сокращению. Поручение Президента Российской Федерации по проведению до 1 февраля 2017 г. инвентаризации объектов незавершенного строительства в полном объеме регионами не выполнено, решения об их дальнейшем использовании не приняты. При этом значительная часть незавершенного строительства – это объекты социального назначения, в том числе недостроенные школы, ввод которых мог бы решить проблему двух и трехсменного обучения, которое до сих пор существует в регионе», - заявил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

По итогам анализа Счетная палата обратила внимание на ряд системных недостатков, требующих внимания Правительства Российской Федерации.

Так, до настоящего времени Правительством не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию и мониторинг деятельности региональных органов по реализации «Поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства». При этом в самом Плане не установлены механизмы взаимодействия федеральных и региональных властей по выработке согласованных предложений по незавершенным объектам, имеющим софинансирование из федерального бюджета.

Кроме того, не определены:

- состав обязательных работ и оформляемых документов в рамках проведения инвентаризации фактически выполненных объемов работ;

-  необходимость корректировки проектной документации и смет;

- необходимость формирования проекта договорных цен на остаточный объем работ для ввода незавершенных объектов.

«Правительству необходимо организовать работу Минпросвещения, Минпромторга и иных органов по отраслевому анализу и приоритезации ввода объектов незавершенного строительства в регионах для эффективного достижения соответствующих целей государственной отраслевой политики», - отметил аудитор.

Нарушения, отмеченные Счетной палатой по итогам анализа, получили наглядное подтверждение в ходе выездной проверки в Республику Ингушетия, которая показала, что в проверяемый период (2015-2018 гг.) инвентаризация незавершенного строительства в регионе не проводилась. Вместе с тем, согласно бюджетной отчетности, на 1 января 2018 г. на территории Республики Ингушетия числилось 233 незавершенных объекта с общим объемом финансирования 28 млрд руб.

При этом выборочная проверка бюджетной отчетности выявила недостоверные сведения и отсутствие необходимых данных по отдельным объектам незавершенного строительства. Рекомендации Минэкономразвития по утверждению единой методологии учета незавершенных объектов правительством Ингушетии не реализованы. Таким образом, правительство республики не имеет полного и достоверного представления о незавершенных объектах.

В ходе проверки были выявлены нарушения градостроительного законодательства, в том числе:

- отсутствие консервации по 29 объектам;

- эксплуатация 20 региональных объектов без соответствующего разрешения;

- отсутствие оформленных соответствующими актами результатов стройконтроля по 131 объекту.

На 4 производственных объектах, при создании которых использовались федеральные средства, велась хозяйственная деятельность, при этом они числились в незавершенном строительстве. Соответственно, налог на имущество организаций по данным объектам не взимается, доходы бюджета от хозяйственной деятельности не формируются. Кроме того, на двух объектах хозяйственная деятельность ведется в отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов на пользование имуществом.

Проверкой также установлены факты, свидетельствующие о недостижении правительством республики показателей результативности использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета. В частности, не исполнены обязательства по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие землетрясений. В отчете о достижении показателей результативности на 1 января 2016 г. отмечено неполное выполнение работ на 12 из 17 объектов, в том числе по сейсмоусилению Школы № 5 в Малгобеке. Проверка показала, что в 2015-2016 гг. на сейсмоусиление школы Республика получила из федерального бюджета 116 млн руб. Однако эти средства были необоснованно направлены на устранение уже имевшихся нарушений, допущенных при строительстве школы. Выездной осмотр школы показал, что после проведения так называемого «сейсмоусиления» здание по прежнему находится в аварийном состоянии, что может угрожать жизни и здоровью учащихся.

В настоящее время, по словам аудитора, в Республике Ингушетия ведется работа по устранению недостатков и нарушений, отмеченных в ходе проверки. «Утвержден соответствующий план мероприятий, результаты его выполнения ежемесячно рассматриваются у Главы Республики», - отметил он.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин отметил, что результаты проверок выявили не только отдельные проблемы, но и системные недоработки. «Планирование, которое приводит к замораживанию средств, недопустимо. Замораживание объекта – это чрезвычайный случай, у нас же это происходит из-за недостаточного планирования. Счетная палата не оставит эту тему без внимания в ближайшие годы. Как я говорил в Думе, это одна из тех зон, где мы видим резерв», - заявил Алексей Кудрин.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минпромторг и Минстрой России, представления – в Правительство Республики Ингушетия и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушения, обращение – в Генпрокуратуру. Отчеты о результатах экспертно-аналитического и совместного контрольного мероприятий будут направлены в палаты Федерального Собрания.




Материалы по теме

Наверх