РУС ENG 

Внедрение телемедицинских технологий в российских больницах тормозит нормативная база

18 Января 2019 г.

Действующая нормативная правовая база недостаточна для внедрения телемедицинских технологий в деятельность российских медицинских организаций. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам мониторинга внедрения в 2017-2018 гг. практик консультирования населения специалистами ведущих федеральных и региональных медицинских организаций с использованием возможностей телемедицинских технологий.

Минздравом еще не приняты нормативные акты для развития данной сферы, предусмотренные законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме того, ведомство не ведет статистическое наблюдение за внедрением и применением телемедицинских технологий. Это не позволяет принимать своевременные управленческие решения по развитию этой практики.

Анализ финансового обеспечения услуг консультирования с применением телемедицинских технологии в регионах показал, что два последних года федеральным бюджетом на эти цели средства не предусматривались. «Данная помощь оплачивалась в рамках территориальных программ ОМС. Соответствующие расходы в 2017 году в 17 субъектах Российской Федерации составили 21,2 млн рублей, а в 2018 году в 20 регионах -– 18,8 млн рублей», – заявил на Коллегии аудитор Михаил Мень. По его мнению, для полноценного внедрения телемедицины Минздраву России необходимо доработать нормативную правовую базу, а также предусмотреть плату на осуществление телемедицинских услуг не только за счет средств ФОМС, но и за счет федерального и региональных бюджетов.

В свою очередь, заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова указала на опасность задвоения затрат на информатизацию сферы здравоохранения. Она напомнила, что с 2012 года на схожие цели уже выделялись значительные средства, в частности, Министерство связи работает над внедрением цифровых технологий в сфере здравоохранения уже несколько лет.

По словам заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации (на момент проведения коллегии: директор Департамента цифрового развития и информационных технологий Министерства здравоохранения) Елены Бойко, средства, выделявшиеся в предыдущие периоды на модернизацию, были потрачены преимущественно на закупку компьютерного оборудования. Понятие информационных систем законодательно не было определено, поэтому регионы трактовали его на свое усмотрение. «В 2016 году осознали проблему, что каждый субъект реализует эти программы по-разному с учетом того, что на тот момент не было никакого законодательного регулирования, соответственно, у Минздрава не было даже полномочий к созданию единых требований к этим системам. Поэтому с 2016 года Минздрав инициировал разработку федерального закона о применении информационных технологий», - пояснила Елена Бойко, добавив, что соответствующий закон вступил в действие с 1 января 2018 года.

Также в январе 2018 года Минздрав выпустил Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Однако, отмечаем, документ не предусматривает этапы оказания медицинской помощи, не определяет структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий и стандарты их оснащения, что несет за собой риски недооснащенности необходимым техническим оборудованием медицинских организаций для дальнейшего качественного оказания услуг с применением телемедицинских технологий, а также отсутствием взаимоувязки с ЕГИСЗ.

Действующий порядок также не позволит оценить уровень технического оснащения медицинских организаций, необходимого для проведения практик консультирования населения специалистами ведущих федеральных и региональных медицинских организаций.

По итогам коллегия приняла решение утвердить представленный отчет и направить информационные письма в Минздрав России и федеральный Фонд ОМС, отчет и краткую информацию о результатах проверки в палаты Федерального собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх