РУС ENG 

Счетная палата проверила деятельность военных комиссариатов

21 Января 2019 г.

Счетная палата проверила использование средств федерального бюджета, выделенных в 2016-2018 гг. на содержание военных комиссариатов и осуществление возложенных на них задач*.

Проверка показала, что в целом военные комиссариаты достаточно эффективно выполняли возложенные на них задачи по всем проверенным направлениям деятельности.

Вместе с тем отмечается недостаточное правовое регулирование отдельных вопросов в сфере воинского учета и призыва граждан на военную службу.

Например, законодательно не установлен перечень оправдательных документов, представляемых учреждениями здравоохранения в военные комиссариаты в целях компенсации понесенных затрат на проведение медицинского освидетельствования граждан. «Отсутствие этого документа приводит к расхождению учетных данных по взаиморасчетам, а также судебным спорам из-за неполного и несвоевременного возмещения медицинским учреждениям понесенных затрат, что в свою очередь влечет дополнительные расходы со стороны военных комиссариатов», - отметила в ходе выступления на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.

Кроме того, требуют актуализации размеры штрафов по административным правонарушениям, связанным с уклонением граждан от медицинского обследования и неисполнением ими обязанностей по воинскому учету (неявка по вызову в военный комиссариат, несообщение в установленный срок сведений об изменении семейного положения, образования, места жительства и работы). «В настоящее время размер этих штрафов для физических лиц составляет от 100 до 500 рублей и не несет существенного финансового обременения для правонарушителей. При этом максимальный размер штрафов не изменялся с 2002 года», - подчеркнула Вера Чистова.

Одной из ключевых задач, решаемых военными комиссариатами, является реализация прав граждан, уволенных с военной службы, на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.

При этом структура пенсионного обеспечения в Минобороны представляет собой сложную и многоуровневую систему, включающую в себя наряду с военными комиссариатами другие органы военного управления, а также ПАО «Сбербанк», являющееся агентом Правительства по осуществлению пенсионных выплат. В то же время, при такой сложной системе нормативный документ, регламентирующий организацию работы по пенсионному обеспечению, в Минобороны отсутствует.

Кроме того, не определены: специальные требования к организации учета хозяйственных операций, связанных с назначением и осуществлением пенсионных выплат, состав и формы учетных документов и аналитических регистров, правила документооборота между органами военного управления. В департаментах финансово-экономического блока Минобороны, фактически осуществляющих расходование и бюджетный учет пенсионных выплат, персонифицированный учет расчетов не велся.

Проверка также выявила недостатки в работе автоматизированной системы «Паспорт», в том числе в части внедрения персональных электронных карт военнослужащего, изготовлением и выдачей которых занимались военные комиссариаты. «Однако в целом в Вооруженных Силах потенциал системы полностью не использован: из восьми функций применения персональной электронной карты в полном объеме выполняется только одна. Как показала проверка, в настоящее время ни личный состав Вооруженных сил, ни лица, уволенные в запас, карточками фактически не пользуются. По информации Минобороны, это связано с незавершением работ по созданию необходимой информационно-технической инфраструктуры», – отметила Вера Чистова.

Помимо этого, в ходе проверки были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств и федерального имущества, завышения цен государственных контрактов, непредъявления претензий за нарушение сроков исполнения контракта, а также серьезные нарушения при осуществлении Минобороны закупки на выполнение работ по созданию АИС, предназначенной для автоматизации процессов пенсионного обеспечения.

По итогам проверки Счетная палата также обратила внимание на отсутствие показателей деятельности военных комиссариатов в государственной программе по обеспечению обороноспособности страны, к реализации которой Минобороны приступает в 2019 г.

Коллегия приняла решение направить представления в Минобороны России, военный комиссариат г. Москвы и управление финансового обеспечения Минобороны по Ростовской области, информационные письма - в Правительство и Минфин. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания и Генеральную прокуратуру.

*Объектами контрольного мероприятия являлись: центральные органы военного управления Минобороны России, военный комиссариат города Москвы, управление финансового обеспечения Минобороны России по Ростовской области.


Материалы по теме

Наверх