РУС ENG 

Задача обеспечения жильем детей-сирот эффективно не решается

23 Января 2019 г.

Счетная палата по поручению Совета Федерации провела мониторинг эффективности расходования средств на предоставление жилья детям-сиротам. Он показал, что, несмотря на принимаемые меры, темпы предоставления жилья сиротам по-прежнему не успевают за темпами роста числа нуждающихся. На 1 января 2018 г. численность детей-сирот, стоящих на учете на получение жилья, составила более 258 тысяч человек, из них 65% – старше 18 лет.

«Еще по итогам проверки 2016 года Счетная палата отмечала крайне низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот. Прошло три года, а ситуация только ухудшилась. Если в 2015 году право на жилье не реализовали 79% детей-сирот, то в 2017 году – почти 83%. При этом непредоставление своевременно жилья молодым гражданам препятствует развитию институтов семьи и росту рождаемости», - отметила в ходе выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Казалось бы, законодательство гарантирует предоставление жилья детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет. Однако срок, в течение которого ребенок-сирота должен быть обеспечен жильем, не установлен. В результате длительность ожидания жилья в отдельных регионах достигает 10 и более лет (в Кемеровской области – 12 лет, Забайкальском крае – 14 лет). «Забайкальский край в этом отношении вообще вопиющий пример. В 2016 году при числе очередников в 5 тысяч человек, и несмотря на выделение дополнительных средств из федерального бюджета, жилыми помещениями было обеспечено всего 19 детей-сирот, то есть в 260 раз меньше потребности», - подчеркнула Светлана Орлова.

Отдельная проблема – низкое качество предоставляемого сиротам жилья, а также его приобретение по завышенным ценам. Так, Контрольно-счетная палата Кировской области выявила покупку 131 квартиры для детей-сирот по ценам выше рыночных на общую сумму 30 млн руб. Из выданных квартир – 22 являлись аварийными. А на сумму завышения можно было купить еще 47 квартир.

По-прежнему на низком уровне ведется учет жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами. А в пяти регионах (республики Мордовия и Татарстан, Пермский край, Тульская, Сахалинская области) он вообще не ведется.

За 9 лет (2009-2017 гг.) количество судебных исков в связи с непредоставлением жилья сиротам, достигшим 18-летнего возраста, возросло в 18 раз. По информации Федеральной службы судебных приставов, в 2017 г. число неисполненных исполнительных производств увеличилось на 5%. Рост судебных разбирательств привел к тому, что в 2016 г. в 6-ти регионах жилье предоставлялось исключительно по судебным решениям, а в 2017 г. - уже в 9-ти регионах.

Одна из причин сложившейся ситуации – недостаточность финансирования. Несмотря на то, что ежегодно на эти цели выделяется более 30 млрд руб. из бюджетов всех уровней, в некоторых регионах потребность в средствах превышает выделяемые объемы. В ходе мониторинга на недостаточность средств указали более 30% регионов. По оценке Счетной палаты, на текущий момент для обеспечения жильем всех очередников в короткие сроки потребуется около 168 млрд руб., то есть в 5 раз больше, чем выделяется ежегодно.

Однако даже если выделить эти деньги, проблема устранена не будет из-за отсутствия комплексного подхода к ее решению и согласованных действий ответственных органов власти. Так, до настоящего времени не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку и реализацию государственной политики в сфере обеспечения жильем детей-сирот. Функции Минпросвещения сводятся к распределению субсидии и сбору отчетности. Причем даже эти полномочия за министерством не закреплены. «В результате отсутствие четкой компетенции и единой продуманной политики в сфере обеспечения жильем детей-сирот не позволяет понять, как и когда очередь может быть ликвидирована», - констатировала Светлана Орлова.

Об отсутствии комплексного подхода свидетельствует и тот факт, что в 2017 г. более половины построенного и приобретенного жилья для детей-сирот пришлось на 16 регионов (Республика Башкортостан, Красноярский и Пермский края, Астраханская, Владимирская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Челябинская области, г. Москва). При этом в них проживает только треть «очередников».

Кроме того, даже в тех регионах, где ведется активное строительство жилья для сирот, существуют проблемы с трудоустройством. Например, в Кировской области из-за отсутствия работы и возможности обучения не используются 270 квартир, выданных детям-сиротам.

По итогам мониторинга Счетная палата повторно* рекомендовала Правительству определить на федеральном уровне уполномоченный орган, который будет обеспечивать общее нормативно-правовое регулирование вопросов обеспечения жильем детей-сирот. В свою очередь этому органу необходимо проработать вопрос о подготовке ведомственного проекта, целевым ориентиром которого должно стать формирование (в плановом или опережающем режиме) спецжилфонда для своевременного предоставления жилья сиротам. Кроме того, уполномоченному органу предлагается совместно с регионами разработать специальные программы мобильности, содействующие добровольной миграции детей-сирот в иную местность для получения образования, жилья и последующего трудоустройства.

Счетная палата также предложила Правительству оценивать деятельность первых лиц регионов на основании конкретных результатов в сфере предоставления жилья детям-сиротам.

Присутствующая на Коллегии замминистра просвещения Татьяна Синюгина согласилась с выводами Счетной палаты о неэффективности действующего механизма жилищного обеспечения сирот и рассказала о том, что именно министерство планирует делать для скорейшего решения этой проблемы. «Мы сосредоточимся на двух направлениях. Первое – это контроль за сохранностью того жилья, которое имеет ребенок, оставшийся без попечения родителей (унаследованное или предоставленное). И второе – это работа над поиском новых эффективных механизмов, которые приведут к уменьшению очереди», - подчеркнула она.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Минпросвещения России, отчет – в палаты Федерального Собрания.

*Ранее Счетная палата проверяла жилищное обеспечение детей-сирот в 2016 году


Материалы по теме

Наверх