РУС ENG 

Особые экономические зоны не справились с задачей развития экспорта

1 Марта 2019 г.


Особые экономические зоны так и не стали двигателем российского экспорта. К такому выводу пришла Счетная палата после анализа* потоков ввозимых и вывозимых товаров резидентов ОЭЗ.

«На внешние рынки товары практически не выходят, а остаются на территории ЕАЭС. В 2013-2016 гг. стоимостной объем продукции, направленной на экспорт, не превысил 8%», - заявил на Коллегии аудитор Сергей Штогрин.

Всего в 2013-2017 гг. резиденты ввезли на территории ОЭЗ товары таможенной стоимостью 94,3 млрд рублей, а вывезли после завершения процедуры свободной таможенной зоны — на 44,6 млрд рублей.

В 2013-2014 гг. – на этапе активного строительства промышленных объектов – преобладал ввоз оборудования (82,9%) и строительных материалов (16,1%), затем долю последних заместило сырье для производства (15,1%). С территории ОЭЗ компании-резиденты в основном вывозили продукты переработки: стекловолокно, шины, продукты фармакологии и сборочного производства.

В 2013-2016 г. наиболее востребованной резидентами таможенной процедурой был реимпорт – другими словами, ввоз переработанной на территории ОЭЗ продукции в страны Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин. За этот период компании-резиденты ОЭЗ сэкономили на платежах свыше 27 млрд рублей. Пик активности резидентов пришелся на 2016 г., когда общая сумма вывоза из ОЭЗ превысила 16,5 млрд рублей.

В целом популярность реимпорта в 2013-2016 гг. была обусловлена юридическим статусом товаров. До 1 января 2017 г. продукция, которую произвели на территории ОЭЗ из иностранных компонентов, могла признаваться товаром Таможенного союза** и быть ввезена на его территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов.

С 2017 г. резиденты практически перестали использовать таможенную процедуру реимпорта, так как теперь под нее попадают лишь товары, полностью изготовленные из продукции Евразийского экономического союза или оставшиеся в неизменном виде.

На этом фоне Счетная палата отметила резкий спад деловой активности резидентов - в 2017 г. ввоз продукции на территории ОЭЗ и вывоз товаров после переработки сократился более чем в 2 раза. «Это говорит о том, что резиденты, по сути, использовали режим реимпорта, чтобы минимизировать свои налоговые обязательства, а не для производства конкурентных товаров и вывоза их на экспорт», - заключил аудитор.

Счетная палата полагает, что выбранный Правительством инструментарий для стимулирования экспорта российской продукции из ОЭЗ не эффективен и предлагает рассмотреть возможность внедрения других мер. «Мы увлеклись созданием льготных режимов, которые в итоге ничего не приносят, не выполняют ту целевую задачу, ради которой создаются», - подвел итог обсуждения Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в ФТС России и в Правительство Российской Федерации. Отчет — в палаты Федерального Собрания.

 

Справочная информация:

*«Анализ номенклатуры и объема товаров, ввозимых на территории особых экономических зон и вывозимых с таких территорий в 2016-2017 годах».

** В соответствии со ст. 19 межправительственного Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.




Материалы по теме

Наверх