Мероприятия по подключению больниц и поликлиник к скоростному Интернету проводились без обоснования востребованности такого подключения

Press center
April 12, 2018
11548 views
Chistova Vera Ergeshevna
Chistova Vera Ergeshevna

Share

My default image

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2017 году и истекшем периоде 2018 года».

Объект проверки: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (камерально); ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (г. Москва) с выездом в Белгородский филиал ПАО «Ростелеком» (г. Белгород) и Алтайский филиал ПАО «Ростелеком» (г. Барнаул).

С докладом выступила заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.

Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций к сети «Интернет», проводилась по поручению Президента Российской Федерации от 1 июля 2017 г.

В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года предлагалось подключить в период 2017-2018 гг. к скоростному интернету все больницы и поликлиники страны. В целях реализации Послания Правительство РФ совместно с органами госвласти регионов должны были в срок до 15 марта 2017 г. утвердить план-график подключения в 2017-2018 гг. больниц и поликлиник к скоростному Интернету. Правительство поручило Минкомсвязи, Минздраву и Минфину России совместно с органами госвласти регионов подготовить и утвердить указанный план-график в срок до 15 февраля 2017 г.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение поручения Председателя Правительства РФ по состоянию на февраль 2018 г. план-график подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету не утвержден, что привело к большинству выявленных нарушений. Работа (включая выделение средств, определение единственного исполнителя и заключение контракта) была развернута без графика.

При этом законом «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.» бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по подключению больниц и поликлиник к скоростному интернету предусмотрены не были.

Проверка показала, что только в июле 2017 г. решением Правительства Минкомсвязи России из резервного фонда на 2017 г. были выделены бюджетные ассигнования в размере 5,46 млрд руб. на подключение 3 942 точек в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения к сети Интернет.

Проект распоряжения об определении единственного исполнителя по госконтракту в 2017 г. (на 1 год) ПАО «Ростелеком» внесен Минкомсвязью России в Правительство 26 сентября 2017 г. В результате распоряжение Правительства издано 29 сентября 2017 г., то есть с нарушением установленного поручением Президента от 1 июля 2017 г. срока почти на 2 месяца. К проекту Распоряжения прилагалось обоснование цены контракта на общую сумму 5,46 млрд руб.

Счетной палатой была отмечена необходимость доработки финансово-экономического обоснования, в том числе в части отсутствия документов, подтверждающих значения стоимости строительно-монтажных работ, принятых при расчетах, а также указано на необходимость определения перечня больниц и поликлиник, в которых должен быть обеспечен доступ к сети Интернет в рамках реализации Поручения Президента Российской Федерации.

В рамках заключенного на 2017 год Контракта с единственным исполнителем ПАО «Ростелеком» фактически израсходовано средств резервного фонда в сумме 1,93 млрд руб., или 35%. При этом было подключено 3 134 точки в 63 регионах.

Неиспользованный остаток средств в объеме 3,53 млрд руб. возвращен в федеральный бюджет.

Расходы ПАО «Ростелеком» на подключение медицинских организаций к сети Интернет в рамках исполнения Контракта составили 1,34 млрд руб., фактическая прибыль по Контракту - 589,5 млн руб., или 30% от цены Контракта.

При обосновании цены контракта Минкомсвязью России не применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В ходе проверки в ПАО «Ростелеком» установлено, что на момент внесения проекта Распоряжения в Правительство России ПАО «Ростелеком» уже были проведены конкурсные процедуры, позволившие получить информацию о текущих рыночных ценах на строительно-монтажные работы по организации волоконно-оптических линий связи в целях подключения медицинских организаций к сети Интернет. «Таким образом, Минкомсвязью России при обосновании цены контракта были использованы неактуальные данные о стоимости указанных работ, которые существенно превышают текущие рыночные цены», - подчеркивает Вера Чистова.

Указанная ситуация позволила ПАО «Ростелеком» произвести расходы с рентабельностью 30%.

Необходимо отметить, что реализация мероприятий по подключению медицинских организаций к сети «Интернет» осуществлялась в условиях функционирующего рынка услуг связи, при которых возможно обеспечить достижение поставленных целей со значительно меньшими расходами бюджетных средств. Так, во многих населенных пунктах, в которых размещаются подключенные к сети «Интернет» в 2017 году медицинские организации, уже функционируют организации, оказывающие услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет».

Кроме того, необходимо отметить, что при полном покрытии расходов коммерческой организации на организацию доступа к сети «Интернет» за счет средств федерального бюджета ограничивается конкуренция между организациями, предоставляющими услуги связи по передаче данных и подключению к сети «Интернет» на соответствующей территории. Таким образом, медицинские организации имеют возможность подключения к сети «Интернет» без дополнительных расходов федерального и иных бюджетов на организацию доступа к сети «Интернет».

Перечень медицинских организаций сформирован Минкомсвязью России на основании адресного перечня мест размещения точек подключения медицинских организаций к сети Интернет, определенного Минздравом России.

В ходе исполнения Контракта в 2017 г. произведена замена 667 медицинских организаций (согласно четырем дополнительным соглашениями) или 21,3% от общего количества объектов подключения. Таким образом, замена такого количества объектов подключения свидетельствует о недостаточном уровне проработки перечня медицинских организаций Минздравом России. При этом в ходе контрольного мероприятия установлено, что формирование списка медицинских организаций осуществлялось Минкомсвязью России, Минздравом России и регионами в течение всего 2017 г. На момент проверки перечень медицинских организаций, которым необходимо обеспечить подключение сети Интернет в 2018 г. также не закреплен.

Кроме того, в ходе выездной проверки в Белгородском филиале ПАО «Ростелеком» выявлено расходование средств в рамках Контракта на подключение к сети Интернет организаций, не являющихся медицинскими согласно положениям Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с которыми медицинской организацией является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании выданной лицензии. Это указывает на признаки нецелевого использования средств федерального бюджета в объеме 1,9 млн руб.

В федеральном бюджете на 2018 год и плановый период Минкомсвязи России предусмотрены средства на обеспечение подключений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к сети Интернет на 2018 г. в объеме 4,9 млрд руб., на 2019-2020 гг. по 5 млрд руб. ежегодно.

«На сегодняшний день согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» указанные лимиты бюджетных обязательств Минкомсвязи России заблокированы, что создает риски позднего заключения госконтрактов на подключение больниц и поликлиник к сети Интернет в 2018 г.», - отметила на заседании заместитель Председателя Вера Чистова.

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в законодательные акты Российской Федерации в части применения информационных технологий в сфере охраны здоровья, устанавливающие особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Внесенные поправки предусматривают необходимость издания ряда правовых актов.

Кроме того, должны быть утверждены положение о ЕГИСЗ, порядок информационного взаимодействия иных медицинских информационных систем, установлены требования к медицинским информационным системам.

По состоянию на февраль 2018 года указанные документы не утверждены.

Отсутствие утвержденного положения о ЕГИСЗ, а также нормативных правовых актов, определяющих требования к медицинским информационным системам, создает риски при дальнейшей эксплуатации ЕГИСЗ.

Принятие законодательных актов приведет к необходимости модернизации информационных систем и, как следствие, потребности в дополнительных средствах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Объем таких расходов на момент проверки Минздравом не определен.

В разных регионах уже функционируют различные медицинские информационные системы (далее – МИС), базы данных которых между собой не интегрированы. Степень износа компьютерного оборудования также отличается в зависимости от региона, но при этом в основном составляет 100%. Указанные факты свидетельствуют о необходимости дополнительных расходов бюджетов регионов для интеграции существующих МИС и оснащения медицинских организаций компьютерным оборудованием.

В рамках исполнения Контракта было обеспечено подключение к сети Интернет по ВОЛС со скоростью передачи данных 10 Мбит/сек, которая предусмотрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 2094-р. При этом Счетная палата обращала внимание на отсутствие обосновывающих материалов по установлению указанного значения скорости передачи данных.

В ходе выездной проверки в Белгородском филиале ПАО «Ростелеком» установлено, что в рамках исполнения Контракта в том числе осуществлялась замена технологии подключения с медного кабеля на ВОЛС.

Изменение технологии подключения позволило повысить скорость передачи данных до 10 Мбит/с, что на примере Белгородской области привело к увеличению тарифа, установленного ПАО «Ростелеком», на 80%. При этом вновь созданная инфраструктура продолжает использоваться медицинскими организациями для эксплуатации уже имеющихся медицинских информационных систем.

Низкая загрузка (менее 25%) предоставленных каналов в рамках реализации мероприятий по подключению медицинских организаций к скоростному Интернету свидетельствует о невостребованности предоставленного ресурса на сегодняшний момент и слабой проработке перечня медицинских организаций с учетом ранжирования первоочередности и необходимости их подключения к сети Интернет.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты Российской Федерации Министру связи и массовых коммуникаций РФ, информационные письма Президенту РФ, губернаторам Алтайского края и Белгородской области, в Правительство РФ, Генеральную прокуратуру и Минздрав России, а также информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.