Мероприятия Союзного государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы не покрывают потребности наиболее пострадавших территорий

Press center
July 2, 2018
14496 views
Zhdankov Aleksandr Ivanovich
Zhdankov Aleksandr Ivanovich

Share

My default image

Фото: shutterstock.com

Управление Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года не было организовано должным образом. Необходимый контроль за ходом ее реализации не осуществлялся. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки использования средств бюджета Союзного государства, направленных на преодоление последствий чернобыльской катастрофы и соцподдержку населения России и Белоруссии, подвергшегося радиационному воздействию.

Программы Союзного государства по чернобыльской проблематике последовательно реализуются с 1998 года. Рассмотренная в ходе проверки Программа – четвертая по счету. Общий объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств союзного бюджета составил 1,3 млрд руб., из них 60% – расходы по российской части.

Несмотря на социальную значимость проблемы, Программа разрабатывалась более двух лет (с 2011 г.) и была утверждена только в декабре 2013 года. «Проблема длительного согласования отмечается Счетной палатой при каждой проверке союзных программ. Вместе с тем сложившаяся практика «затягивания» приводит к тому, что поставленные цели и задачи становятся неактуальными к моменту завершения программ», - подчеркнул в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Александр Жданьков.

Согласно полученным в ходе проверки данным, Программа в целом реализована в полном объеме, целевые показатели достигнуты.

Вместе с тем в ходе проверки использования выделенных на Программу средств были выявлены многочисленные нарушения на общую сумму 58,6 млн руб., в том числе при проведении закупочных процедур, исполнении и управлении госконтрактами, а также факты, свидетельствующие о неэффективном и нецелевом расходовании средств.

Так, затраты ФМБА России на приобретение оргтехники на сумму свыше 1 млн руб. не были заложены ни в ТЭО Программы, ни в госконтракте.

Рослесхоз потратил более 13 млн руб. на разработку семи методических документов, которые на момент проверки утверждены не были и в практической деятельности не использовались. В интересах Минсельхоза исполнителями разработано пять методических документов на сумму 9,1 млн руб. При их анализе установлено, что половина была переписана из других источников.

Отдельные результаты, полученные в ходе реализации госконтрактов, не соответствовали условиям их техзаданий. Так, Программой предусматривались расходы ФМБА России в объеме 54 млн руб. для оказания медпомощи более 500 пациентам. Однако по условиям заключенного госконтракта помощь оказана 240 больным за те же деньги. При этом изменения в Программу не вносились.

Претензионная работа, несмотря на нарушения условий контрактов, госзаказчиками не проводилась, работы принимались и оплачивались в полном объеме.

Не отслеживалось госзаказчиками и внедрение результатов Программы. Так, большинство научного материала, созданного Минздравом и ФМБА России, фактически не используется. При этом затраты на их создание составили почти 30 млн руб.

Кроме того, проверка показала, что фактически оказанная в рамках мероприятия комплексная медицинская помощь российским гражданам не покрыла потребность территорий, наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы. Более того, установленная квота для оказания медицинской помощи (до 1 500 чел. в год) МЧС России и Минздравом России в полном объеме не использовалась. Так, в 2016 г. медпомощь была оказана только 963 пациентам, в 2017 г. – 1 102 пациентам. При этом в 2016 г. неиспользованные остатки по мероприятию у Минздрава составили почти 19 млн руб.

Аналогичная проблема отмечается и в отношении мероприятия по лечению и оздоровлению детей, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях. «Количество детей, направляемых ежегодно на лечение и оздоровление, в целом оказалось на 28% ниже заявленной потребности», - констатировал аудитор.

По его словам, в настоящее время разрабатывается Концепция пятой «чернобыльской» Программы на период 2019-2022 гг. «Почти половина предусмотренных проектом программы расходов предусматривается на проведение НИОКР, что более чем в 10 раз превышает соответствующий показатель Программы, реализованной в 2016 году. При этом мероприятия по оказанию гражданам медицинской помощи и реабилитации не предусмотрены вовсе», - подчеркнул аудитор.

По итогам проверки принято решение направить представления в МЧС, Минздрав, Минсельхоз, ФМБА, Рослесхоз, Роспотребнадзор и Постоянный Комитет Союзного государства; а также информационные письма - в Совет Министров Союзного государства, Постоянный Комитет Союзного государства, Росимущество и Росстат. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Совет Министров Союзного государства.