Счетная палата отметила недостаточную эффективность государственных мер по защите лесов

Press center
January 22, 2019
6197 views
Kaulbars Aleksey Aleksandrovich
Kaulbars Aleksey Aleksandrovich

Share

My default image

Счетная палата подвела итоги двух контрольных мероприятий* по оценке государственного управления в области лесных отношений и отметила недостаточность принимаемых государством мер по защите лесов и учету лесного фонда.

«Сформированная на данный момент система защиты лесов недостаточно эффективна и не ориентирована на достижение конечного результата. Действия уполномоченных органов исполнительной власти не всегда последовательны и согласованы, зачастую отсутствует комплексный подход к решению проблем», - констатировал в ходе выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс.

С 2013 года покрытая лесами площадь сократилась на 1,1 млн гектаров (на 1 января 2018 г.), общий запас древесины - на 0,2 млрд кубометров. При этом площадь погибших и поврежденных лесов увеличилась почти в 3 раза, что вызвано в основном лесными пожарами, воздействием вредных организмов и болезнями леса. Площадь лесов, требующих восстановления, увеличилась на 3% и на 1 января 2018 г. составила 32,7 млн гектаров.

В 2015-2018 гг. на мероприятия по защите лесов и оценке и учету лесных ресурсов было израсходовано за счет всех источников (включая внебюджетные средства и средства арендаторов) 22,5 млрд руб. и 13,3 млрд руб., соответственно.

Вместе с тем отмечается несвоевременность и недостаточность проводимых мероприятий по защите лесов. В результате это приводит не только к массовой гибели деревьев, но и к дополнительным затратам на ликвидацию последствий различных чрезвычайных ситуаций, которые можно было предотвратить.

Характерный пример – ситуация с ликвидацией последствий очагов сибирского шелкопряда. В феврале 2016 г. Красноярский край обратился в Рослесхоз с просьбой о выделении дополнительного финансирования на борьбу с вредителем. На тот момент площадь его очагов в крае составляла 30 тыс. гектаров. В октябре 2016 г. аналогичное обращение поступило от Томской области. Однако Рослесхоз обратился в Правительство Российской Федерации за выделением дополнительного финансирования только в марте 2017 года. За этот период площадь очагов в Красноярском крае увеличилась в 30 раз и составила уже около 900 тыс. гектаров, а в Томской области - почти 500 тыс. гектаров. По факту к борьбе с вредителями регионы приступили только в конце мая 2017 г. В результате в Красноярском крае повреждено и погибло около 83 тыс. гектаров леса, а в Томской области - 12 тыс. гектаров. При этом общий объем средств, выделенных на проведение мероприятий по борьбе с вредителем, составил порядка 1,2 млрд руб.

Недостаточно эффективно проводятся и мероприятия по оценке состояния и учету лесных ресурсов. Проверка показала, что в настоящее время отсутствует единая система учета, содержащая достоверную информацию о качественных, количественных и стоимостных характеристиках лесного фонда.

Автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр», на создание и сопровождение которой израсходованы средства федерального бюджета в размере 185 млн руб., как единый программный продукт фактически не используется.

В результате регионы при подготовке своих лесных планов пользуются неактуальными данными о состоянии лесного фонда, что влечет риски неэффективного использования выделяемых им субвенций.

Государственный реестр недвижимости (ЕГРН) также содержит недостаточно полную и объективную информацию о лесных участках, создавая риски отчуждения земель лесного фонда в земли иных категорий. Данные ЕГРН и Государственного лесного реестра о площади лесов России различаются почти на 300 млн гектаров. Одна из причин несоответствия - отсутствие границ лесных участков в реестре недвижимости.

В ходе проверки также были выявлены признаки неэффективного расходования средств на проведение работ по постановке на кадастровый учет земельных участков стоимостью порядка 620 млн руб. Из-за нарушения установленного срока государственной регистрации сведения о постановке данных участков на кадастровый учет были аннулированы.

Присутствующий на Коллегии замминистра природных ресурсов и экологии Иван Валентик в целом согласился с выводами Счетной палаты и рассказал о том, что уже делается для устранения отмеченных проблем: «Мы усиливаем нашу работу по профилям риска, увеличиваем количество наземных экспедиционных групп для того, чтобы не допускать возникновения чрезвычайных ситуаций, когда отвлекаются значительные силы и средства всех уровней бюджетной системы».

Что касается вопросов учета лесных ресурсов, то концептуальное решение сложившейся ситуации министерство видит в передаче полномочий лесоустройства с регионального на федеральный уровень. «Мы считаем, что именно собственник лесов – Российская Федерация – должен быть владельцем этой информации и гарантировать ее регулярное обновление. Поэтому мы совместно с регионами уже проработали и доложили Председателю Правительства предложения о передаче лесоустройства на федеральный уровень», - отметил Иван Валентик.

По итогам проверок направлены: информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минприроды России, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Администрацию Краснодарского края, губернаторам Красноярского края и Томской области; представления – в Рослесхоз, ФБУ «Российский центр защиты леса», Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Минприроды Краснодарского края, Комитету лесного хозяйства Московской области; обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчеты о результатах проверок направлены в палаты Федерального Собрания.

*1. Проверка эффективности использования средств, направленных в 2017-2018 гг. на выполнение мероприятий по защите лесов Российской Федерации (совместно с контрольно-счетными органами Красноярского края и Томской области).

2. Проверка эффективности использования средств при выполнении мероприятий по оценке состояния и учета лесных ресурсов Российской Федерации за 2015-2018 гг.