РУС ENG 

Реализация российско-кубинского межправительственного Соглашения позволила создать дополнительные условия для развития российского экспорта

8 Апреля 2014 г.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты российского этапа параллельного контрольного мероприятия, проведенного высшими органами финансового контроля России и Кубы, «Проверка реализации российско-кубинского межправительственного Соглашения о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита для финансирования поставок российской строительной и сельскохозяйственной техники от 28 июля 2009 г.». С сообщением выступил аудитор Александр Жданьков.


Как было отмечено на Коллегии, Соглашение в целом было исполнено в соответствии с согласованными сторонами параметрами. «Реализация Соглашения стала важным фактором, позволившим обеспечить поставки необходимой народному хозяйству Кубы российской техники и оборудования, а также создать дополнительные возможности для развития российского экспорта», - отметил Александр Жданьков.

Всего за период с 2010 по 2013 г. было реализовано 25 экспортных контрактов на общую сумму $166,7 млн. с участием 16 российских экспортеров и 5 кубинских импортеров продукции. По состоянию на 31 декабря 2013 г. все предприятия, заключившие контракты с кубинской стороной, свои обязательства выполнили. «Техника и оборудование поставлялись российскими организациями строго по номенклатуре, установленной условиями Соглашения», - подчеркнул аудитор.

На момент проверки сумма использованного кредита составила $149,98 млн., или 99,96% от максимальной суммы кредита, предусмотренного Соглашением. Из этого объема недоиспользована $41 тыс., так как по контрактам некоторых поставщиков сумма фактического исполнения оказалась ниже установленной в контракте, в основном, за счет оптимизации расходов на фрахт.

В проверяемом периоде выплаты по основному долгу по кредиту не производились. Проценты за пользование кредитом уплачивались кубинской стороной ежеквартально. «Сумма уплаченных процентов на 1 января 2014 г. составила более $13 млн., просроченная задолженность по кредиту отсутствовала», - отметил докладчик.

В то же время в ходе проверки был выявлен ряд проблем, оказывающих негативное влияние на эффективность реализации Соглашения. В частности, аудитор обратил внимание на длительные сроки принятия контрактов к финансированию. «Сроки принятия контрактов к финансированию составляли в среднем 6 месяцев. При этом 28% контрактов были приняты к финансированию в срок до 1 года и более», - уточнил Александр Жданьков.

Среди недостатков он также отметил не всегда качественное и оперативное взаимодействие поставщиков с кубинскими импортерами. Об этом свидетельствуют продолжительность подписания контрактов, многочисленные изменения и дополнения, вносимые в них непосредственно хозяйствующими субъектами, в том числе по срокам исполнения обязательств, и следующими за этим повторные процедуры одобрения и подтверждения контрактов уполномоченными органами сторон.

«В результате все это приводит к замедлению темпов и неравномерности использования государственного кредита в течение срока, предусмотренного Соглашением», - констатировал Александр Жданьков.

Коллегия приняла решение направить отчет в палаты Федерального Собрания, а также информационные письма - в Российско-Кубинскую Межправительственную комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, Минфин и Минэкономразвития России.

Итоговый отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия будет согласован с кубинской стороной и рассмотрен на совместном заседании высших органов финансового контроля России и Кубы.



Ключевые факты

  1. Соглашение между правительствами России и Кубы о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита для финансирования поставок российской строительной и сельскохозяйственной техники было подписано 28 июля 2009 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г.
  2. Первоначально срок использования кредита кубинской стороной был установлен до 28 июля 2011 г. Впоследствии стороны продлили срок использования кредита на 2,5 года. Максимальный объем кредита - до $150 млн.
  3. Крупнейшими поставщиками российской техники и оборудования являлись:
    • ЗАО «ВТК «КАМАЗ» (более 30% всего объема поставок),
    • ООО «ИВЕКТА» (около16 %),
    • ОАО «ЧЕТРА - Промышленные машины» (около 9%),
    • ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (около 6,5%).

Материалы по теме

Наверх