РУС ENG 

СП: Эксперты-экономисты обсудили возможности использования бюджета для макроэкономической стабилизации

19 Августа 2011 г.
17 августа в Счетной палате под руководством заместителя Председателя Счетной палаты Валерия Горегляда прошло заседание экспертно-консультативной группы «Бюджетная политика и макроэкономические параметры роста». Тема заседания - «Макроэкономические условия превращения бюджетного механизма в эффективный инструмент макроэкономической стабилизации».

Экспертно-консультативная группа создана в рамках подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. В нее вошли ведущие экономисты страны, работающие в государственных, корпоративных и исследовательских структурах.

«В ходе работы над заключением, - отметил, обращаясь к участникам заседания экспертно-консультативной группы, Валерий Горегляд, - у нас возникла необходимость сверить с экспертным сообществом наши оценки макроэкономических рисков бюджета, в том числе роста инфляции сверх прогнозируемого уровня, возможного достижения отрицательного сальдо по счету текущих операций и ослабления рубля. Хотелось бы также услышать ваше мнение относительно реалистичности содержащихся в Сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы прогнозов по темпам роста ВВП, по индексу-дефлятору ВВП, по инфляции, по инвестициям в основной капитал. Не менее интересны и оценки программ приватизации и государственных заимствований». 

Предваряя дискуссию, заместитель Председателя Счетной палаты пояснил, что обеспокоенность контрольного органа вызывает риск превышения целевых уровней инфляции. Прежде всего, прогноз о замедлении инфляции базируется на предположении, что в среднесрочной перспективе и в условиях стабильного курса рубля к доллару США потребительский спрос сохранится на низком уровне. Однако низкий спрос, ограничивая инфляцию, одновременно сдерживает экономический рост. Это, в свою очередь, может помешать достижению прогнозных показателей роста ВВП в 2012-2014 годах. Кроме того, отметил Валерий Горегляд, в рассматриваемом периоде существует вероятность ослабления курса рубля, что также негативно отразится на уровне инфляции. Инфляционным фактором остается и рост тарифов и цен на услуги естественных монополий. Цены на топливо растут, а инвестиционная составляющая включается в регулируемые тарифы. 

Таким образом, резюмировал замглавы Счетной палаты, ускорение роста цен закладывает риски для федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Инфляция будет способствовать замедлению роста экономики, снижению доходов и сокращению расходов бюджета в реальном выражении.

Участвовавшая в заседании главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова выразила мнение, что ситуация в реальном секторе экономики даже сегодня, на фоне очередного шторма на мировых финансовых рынках, выглядит не хуже, чем в осенью 2008 года. Тем не менее рост ВВП во втором квартале затухает, несмотря на стабильные цены на углеводороды и металлы. Правительству, считает Наталья Орлова, следовало бы позаботиться об улучшении структуры и качества роста, который по итогам первого полугодия происходил в значительной мере за счет товарных запасов компаний. 

Менее стабильной, чем осенью 2008 года, эксперт считает ситуацию в банковской сфере: «Последствия деятельности недобросовестных банков, в том числе Межпромбанка и в особенности Банка Москвы, существенно повышают расходные обязательства государства». 

В ряду рисков Наталья Орлова назвала также повышение чувствительности бюджета и макроэкономических показателей к динамике мировых цен на нефть и долговой ситуации в США и еврозоне. По ее расчетам, бездефицитный бюджет возможен лишь при цене на нефть Brent в $130/баррель, а положительный счет текущих операций - при цене от $95/баррель. В отличие от ситуации со счетом текущих операций, инфляционную угрозу Наталья Орлова не считает критической. Тем не менее, на ее взгляд, Правительство в целях сдерживания инфляции могло бы, в частности, перераспределить социальные расходы от пенсионной системы в пользу образования и здравоохранения.

Главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров назвал проект бюджета предвыборным политическим документом, который может подвергнуться коррекции после выборов - возможно, уже к середине следующего года. По его мнению, необходимо, во-первых, упорядочить формирование тарифов естественных монополий, одновременно сняв с государства хотя бы часть бремени субсидирования жилищно-коммунальных и энерготарифов; во-вторых, консолидировать средства для инвестиций в деградирующую инфраструктуру; в-третьих, добиться повышения налогов на высокие доходы. 

Расходы на финансирование социальной политики, национальной обороны и безопасности, полагает эксперт, коррекции подвергнуты не будут. Однако Владимир Тихомиров считает возможным и желательным сокращение бюджетных расходов по статье «Национальная экономика». На его взгляд, это улучшит структуру расходной части федерального бюджета. «Если все эти достаточно болезненные преобразования будут реализованы, я вижу возможность для роста ВВП в 4,8% в среднем по периоду 2012-2014 годов, - заявил эксперт. - Если нет, то рост не превысит 2% в год даже при условии благоприятной ценовой конъюнктуры на основные российские экспортные товары».

Главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов не видит существенных рисков для конструкции бюджета в 2012-2014 годах. Тем не менее он не считает обоснованным официальный прогноз роста ВВП: «С 2013 года, согласно прогнозу, рост ВВП ускоряется, однако этот рост не обеспечен какими бы то ни было успешными структурными и институциональными реформами». Реалистичным эксперт считает прогноз роста ВВП в среднем по периоду 2012-2014 года в 3%. Кроме того, Александр Морозов не видит и угрозы в поступательном ослаблении рубля. Равным образом, считает он, стране не грозит и дефицит счета текущих операций. «Хуже то, - подчеркнул он, - что Россия при сохранении существующего качества институтов не способна иметь устойчивый приток капитала». 

К бюджетным рискам Александр Морозов отнес поступательный рост расходов, не обеспеченных доходами, а также отсутствие в России, в отличие от остальных стран G8, механизмов таргетирования инфляции. Кроме того, эксперт критически оценил программу внутренних заимствований и приватизационную программу Правительства: «Для их реализации на рынке недостаточно ликвидности». Вообще целесообразность крупномасштабных госзаимствований при одновременном накоплении нефтегазовых доходов государства в фондах с доходностью ниже ставки упомянутых заимствований неочевидна, подчеркнул представитель банка HSBC.

Большинство участников заседания поддержали идею формирования сценарного бюджета, предполагающего несколько вариантов исполнения доходов и финансирования расходов на случай резкого изменения базовых макроэкономических показателей.

Экспертные мнения помогут сделать заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов более выверенным и реалистичным, заявил, завершая заседание, Валерий Горегляд. Следующие заседания экспертно-консультативной группы пройдут в Счетной палате 24, 31 августа и 7 сентября с. г.
Наверх