РУС ENG 

Минприроды не смогло привлечь внебюджетные средства в необходимых объемах для выполнения подпрограммы «Освоение и использование Арктики»

30 Июня 2014 г.

T.Karvinen/Lehtikuva/Фото ИТАР-ТАСС


Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности планирования, заключения и исполнения контрактов (договоров) для государственных и общественных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральной целевой программы «Мировой океан» (подпрограмма «Освоение и использование Арктики»)». С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Подпрограмма «Освоение и использование Арктики»* включает пять комплексных проектов, направленных на решение в Арктике следующих задач:

-устойчивое освоение ресурсов;

-экологическая безопасность;

-развитие инфраструктуры транспортной системы;

-адаптация инфраструктуры и населения к изменениям климата;

-укрепление присутствия на архипелаге Шпицберген.

«Анализ задач, целевых индикаторов и показателей эффективности подпрограммы свидетельствует об их неполной взаимоувязанности, они не позволяют объективно оценить эффективность реализации комплексных проектов», - отметил аудитор.

Кроме того, ожидаемые результаты носят описательный характер и не содержат количественных параметров, что осложняет определение результативности использования госзаказчиками средств федерального бюджета. А по мероприятиям двух госзаказчиков Росгидромета и Россвязи целевые индикаторы и показатели эффективности вообще не определены.

Доля подпрограммы в общем объеме бюджетного финансирования ФЦП «Мировой океан» в 2008-2013 гг. составила 29,5% или 1,4 млрд. руб. В 2011-2013 гг. предусмотрено обеспечение в объеме 1,2 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 1 млрд. руб. Источниками внебюджетного финансирования должны были являться собственные средства организаций-исполнителей и привлеченные: кредиты банков, заемные средства других организаций, средства потенциальных потребителей технологий, гранты международных организаций и приарктических государств.

«В проверяемом периоде Минприроды не обеспечило привлечение внебюджетных средств в объемах, утвержденных постановлением Правительства», - отметил докладчик. – «В этом случае МЭР с участием Минфина должны вносить в Правительство предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы. Однако, несмотря на систематическое невыполнение Минприроды задания по привлечению внебюджетных средств, такие предложения не инициировались».

В 2011-2013 гг. суммарные кассовые расходы средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы государственными заказчиками, являвшимися объектами проверки, составили 906,1 млн. руб. или 95,6% от общего объема бюджетных назначений.

«Невыполнение бюджетных назначений связано в основном с неисполнением обязательств исполнителями по государственным контрактам, заключенным Минприроды», - отметил Максим Рохмистров.

Так, из-за невыполнения исполнителем своих обязательств расторгнут заключенный Минприроды долгосрочный госконтракт стоимостью 62,5 млн. руб. на проведение научно-исследовательской работы по оценке накопленного экологического ущерба в Арктической зоне РФ и обоснованию мероприятий по его ликвидации. А проведение новых торгов не привело к заключению контракта, так как не было подано ни одной заявки на участие.

Не был исполнен госконтракт по очистке Арктической зоны РФ и районов российского присутствия на Шпицбергене от отходов - плановое значение на 2013 г. составляло 3,1 тыс. тонн. Исполнителем работ являлся ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат». Акт выполненных работ по очистке территорий не был подписан, потому что Минприроды высказало претензии к их объему и содержанию. Стоимость работ 19,9 млн. руб. не оплачена, средства в указанных объемах возвращены в бюджет. Однако за исполнителем числится непогашенный аванс 8,5 млн. руб., что создает риски необоснованного пользования бюджетными средствами.

Следует отметить, что в 2011 и 2012 гг. очистка загрязненных территорий в Арктической зоне РФ проходила успешно. В 2011 г. она составила 2,1 тыс. тонн отходов. В 2012 г. в ходе работ было поднято и утилизировано шесть затонувших судов, произведена рекультивация загрязненных земель общей площадью 7,3 га, источники загрязнения сокращены на 7 тысяч тонн.

В указанном периоде МЭР являлось государственным заказчиком по выполнению пяти мероприятий подпрограммы в части НИОКР. Результаты проверки свидетельствуют о том, что Минэкономразвития формировало стоимость научно-исследовательских работ без достаточного экономического обоснования, без обоснования объема предполагаемых трудозатрат.

На момент окончания проверки Счетной палаты Минэкономразвития не осуществило практическое применение результатов научно-исследовательских работ, выполненных в 2013 г. по трем государственным контрактам общей стоимостью 28,7 млн. рублей. Однако по информации МЭР они будут использованы во II полугодии 2014 г. для подготовки предложений и докладов.

«В целом проверкой установлено отсутствие должной координации Минэкономразвития государственных заказчиков при реализации мероприятий подпрограммы, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении», - подчеркнул аудитор.

По итогам рассмотрения отчета Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство, Минэкономразвития и ФАС, а также отчет – в Государственную Думу и Совет Федерации.

Справка:

ФЦП «Мировой океан» утверждена постановлением Правительства от 10 августа 1998 г. №919 «О федеральной целевой программе «Мировой океан». Целью ФЦП является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ.

Программа реализуется с 1998 года по 2013 год в 3 этапа:

I этап: 1998-2002 годы;

II этап: 2003-2007 годы;

III этап: 2008-2013 годы.

Основными разработчиками ФЦП являются 11 министерств и ведомств, а также Российская академия наук. Государственным заказчиком–координатором определено Министерство экономического развития.

Арктика является самостоятельным объектом государственной политики в интересах обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития районов арктической зоны.

Экономическую значимость Арктики определяет ее природно-ресурсный потенциал, основу которого составляют углеводородные ресурсы, а наличие уникальных экосистем определяет экологическую значимость Арктики.

Геополитическое значение региона обусловлено его особым географическим положением: через российскую часть Арктики проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады.

Важное значение для России имеет присутствие на архипелаге Шпицберген и поддержание его демилитаризованного статуса.

Выполнение мероприятий подпрограммы, связанных с освоением, использованием, сохранением и исследованием российской Арктики, должно стать катализатором развития деловой активности и обеспечить координацию деятельности в Арктике.



Ключевые факты

  1. Неполная взаимоувязанность и недостаточность индикаторов и показателей для объективной оценки эффективности реализации проектов подпрограммы «Освоение и использование Арктики»
  2. Минприроды не обеспечило привлечение внебюджетных средств в объемах, утвержденных постановлением Правительства, а МЭР не инициировало в связи с этим предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы
  3. В 2013 году не была произведена очистка загрязненных территорий, плановый показатель очистки 3,1 тыс. тонн отходов не достигнут
  4. Минэкономразвития не обеспечило должную координацию государственных заказчиков при реализации мероприятий подпрограммы

Материалы по теме

Наверх