РУС ENG 

Модернизации дошкольного образования мешает отсутствие должного контроля и координации со стороны федеральных органов исполнительной власти

28 Августа 2014 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ С.Холявчук

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ стоимости ввода в 2013 году одного места в дошкольных образовательных организациях за счет капитального ремонта, реконструкции или строительства, а также причин превышения указанной стоимости, установленной соглашениями, заключенными между Минобрнауки России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования». Проверка была проведена согласно поручению Президента РФ от 7 мая 2014 г. № Пр-1171. С докладом выступил аудитор Александр Филипенко.

Докладчик отметил, что в 2013-2014 гг. на модернизацию дошкольного образования в стране выделено 100 млрд. рублей. Перечисление средств было произведено в 2013 г. в третьем квартале. В 2014 г. финансирование осуществляется в два этапа – первый транш на 10 млрд., второй - 40 млрд. рублей. «Несмотря на значительные бюджетные ассигнования, реализация Программы по модернизации региональных систем дошкольного образования столкнулась с рядом проблем, - отсутствуют нормативные документы, определяющие стоимость одного места в дошкольных образовательных организациях. Кроме этого, «электронная очередь», которая должна была стать одним из инструментов определения и формирования потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию мероприятий Программы, повсеместно не функционирует. Отсутствует единый порядок, регламентирующий формирование электронной очереди и ее ведение на федеральном и региональном уровнях», - сказал аудитор.

По итогам 2013 г. в рамках реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования дополнительно создано 401 677 мест для реализации программ дошкольного образования. Учитывая, что нормативные правовые акты, определяющие требования к стоимости ввода одного места в дошкольных образовательных организациях, отсутствуют, регионы России в 2013 г. определяли указанную стоимость исходя из объемов бюджетных ассигнований федерального и регионального бюджетов, предусмотренных на реализацию мероприятий по модернизации, а также количества планируемых к созданию мест в текущем году, установленного в соглашениях.

Стоимость создания одного места согласно региональным отчетам превышает стоимость, установленную в соглашениях в 23 регионах. Так, например, в Московской области согласно отчету об осуществлении расходов фактическая стоимость создания одного места - 957,9 тыс. рублей, при плановом значении, установленном в соглашении – 124,1 тыс. рублей, в Республике Ингушетия – 815,6 тыс. рублей при плановом значении – 56,9 тыс. рублей, в Ярославской области – 682,3 тыс. рублей против 314,4 тыс. рублей, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Минобрнауки России.

В ходе анализа заключенных соглашений 2014 г. установлено, что плановая стоимость создания одного места в дошкольной образовательной организации, согласно заключенным соглашениям, в сравнении со стоимостью, установленной в соглашении 2013 г., по ряду регионов выросла, а по некоторым снизилась.

Так, удорожание стоимости одного места в дошкольной образовательной организации в 2014 г. по отношению к прошлому году произошло более чем на 10% в 24 регионах страны. К примеру, удорожание стоимости было отмечено в таких регионах как: Новгородская, Саратовская и Ульяновская области, а также Республики Мордовия и Ингушетия.

«В то же время снижение стоимости одного места в дошкольной образовательной организации более чем на 10% отмечается в 11 регионах», – отметил Александр Филипенко.

Он также сообщил, что при заключении соглашений в 2013 г., Минобрнауки предусматривалось отклонение в сторону увеличения средней стоимости места за счет строительства от показателей Госстроя России на 10%, несмотря на то, что приведенная стоимость строительства является предельной. Между тем превышение стоимости строительства в сравнении со стоимостью определенной Госстроем отмечается в 8 регионах. К примеру, превышение стоимости строительства в Ленинградской области составило 45,5%. В ряде регионов создание одного места за счет реконструкции, капитального ремонта, пристроя и приобретения значительно более затратное, чем новое строительство. В связи с чем необходимо оценить целесообразность реализации указных форм ввода мест в целях эффективного использования средств бюджета.

При этом стоимость одного места за счет одной и той же формы создания в различных регионах может также различаться в 5 и более раз. Например, создание одного места за счет приобретения зданий варьируется от 121 тыс. рублей в Калужской области до 1,1 млн. рублей в Архангельской; за счет строительства - от 411 тыс. рублей во Владимирской области; до 2,7 млн. рублей в Магаданской области.

Как напомнил аудитор, согласно поручению Президента Правительству РФ было необходимо до 1 января 2014 г. завершить внедрение электронной очереди. Однако перевод услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные организации в электронный вид не завершен и в настоящее время. Численность детей, поставленных на учет на 1 июня 2014 г. составляет 572 684 ребенка. По данным же регионов, на учете состоят 647 548 детей.

«Отсутствие показателей федерального статнаблюдения, позволяющих вести учет детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в дошкольном образовании, а также разнородность данных в различных системах учета не позволяет объективно оценить потребность в объеме бюджетных ассигнованиях необходимых для достижения 100% доступности дошкольного образования», - отмечает аудитор.

Александр Филипенко обратил особое внимание, что в ряде регионов доступность дошкольного образования составляет менее 80%, а охват детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляет 43,47%.

В связи с этим, участники Коллегии отметили, что в условиях формирования федерального бюджета на 2015-2016 гг. определение источников финансирования мероприятий модернизации дошкольного образования является крайне актуальным. «Счетная палата в осеннюю сессию, безусловно, обратит внимание парламентариев на данную проблему», - подчеркнул аудитор.

Аудитор выделил два аспекта, создающих риски нарушения регионами принципа эффективности использования бюджетных средств при реализации мероприятий по модернизации дошкольного образования. Первый - отсутствие нормативно-правового регулирования, объективно определяющего стоимость ввода одного места (объекта) в дошкольных организациях в зависимости от способа решения проблемы дефицита мест. Второй - отсутствие должного контроля и координации со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки РФ, Минстроя, Госстроя и др.), а также региональных и муниципальных властей.

«В текущем году в соответствии с Планом работы Счетной палаты совместно с Генпрокуратурой будет проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на модернизацию дошкольного образования, в рамках которой будут подробно изучены проблемы и недостатки, выявленные по итогам экспертно-аналитического мероприятия», - заключил Александр Филипенко.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить доклад Президенту РФ, информационное письмо - заместителю Председателя Правительства РФ. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен также в Министерство образования и науки РФ, Совет Федерации и Государственную Думу.

<br />


Ключевые факты

  1. В 2013-2014 гг. на модернизацию дошкольного образования выделено 100 млрд. рублей.
  2. Стоимость создания одного места согласно отчетам субъектов Российской Федерации превышает стоимость, установленную в соглашениях в 23 субъектах Российской Федерации.
  3. Удорожание стоимости одного места в дошкольной образовательной организации в 2014 году по отношению к 2013 году произошло более чем на 10% в 24 регионах, тогда как снижение стоимости одного места более чем на 10% отмечается в 11 регионах Российской Федерации.
  4. Стоимость места за счет одной и той же формы создания в различных субъектах может также различаться в 5 и более раз.

  5. В ряде регионов доступность дошкольного образования составляет менее 80%, а охват детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляет 43,47%.

  6. Электронная очередь создана во всех субъектах Российской Федерации за исключением Республики Крым и г. Севастополь. При этом к электронным ресурсам подключены не все муниципальные образования.


Материалы по теме

Наверх