РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №12

25 Декабря 2014 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №12 за 2014 г. В документе представлена информация о расходовании бюджетных средств, выделенных на: реализацию мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа; организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами в Северо-Кавказском федеральном округе; реализацию проекта «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга». Кроме того, в Бюллетене опубликованы результаты проверки эффективности таможенного контроля в отношении воздушных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также Анализ эффективности функционирования системы страхования сельхозтоваропроизводителей в пострадавших от наводнения регионах Дальнего Востока и Оценка результативности участия банков с государственным участием в программах финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: www.audit.gov.ru.

Проблема по переселению граждан, проживающих в зоне БАМа, в рамках ФЦП «Жилище» не решается

В отчете аудитора Юрия Росляка представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

В отчете, в частности, отмечается, что ФЦП «Жилище» не решает задачи по переселению граждан из временных строений, возведенных при строительстве БАМа. Указанные сооружения не учтены как жилые помещения и не могут быть признаны таковыми по действующему жилищному законодательству.

Программа переселения граждан из временных зданий и сооружений (непригодных для проживания) в зоне строительства объектов БАМа не разработана. Сроки проведения указанной работы и источники финансирования исходя из необходимости реализации данных мероприятий в срок до 1 сентября 2017 года не установлены, что создает риски невыполнения в установленные сроки и в полном объеме Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Как показала проверка, инвентаризация временных строений, возведенных в зоне БАМа до настоящего времени не завершена, полный список проживающих там граждан не составлен. Первичная инвентаризация граждан завершена только в Иркутской и Амурской областях. (Количество граждан, проживающих во временном жилье, в Иркутской области составляет 1 248 человек, в Амурской - 974 человека. Площадь временного жилья - 22,8 тыс. и 33,3 тыс. кв. м, соответственно).

Счетная палата проверила эффективность таможенного контроля в отношении ввозимых воздушных судов

В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности таможенного контроля и администрирования таможенных платежей в целях обеспечения полноты и своевременности поступления доходов в федеральный бюджет, эффективности льгот по таможенным платежам в отношении воздушных судов, запасных частей и агрегатов к ним, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (Таможенного союза) в 2013 году и истекшем периоде 2014 года (при необходимости в более ранний период)».

В отчете отмечается, что нормативное регулирование организации таможенного контроля и администрирования таможенных платежей, льгот в отношении воздушных судов, запасных частей и агрегатов к ним в основном соответствует действующим международным нормам и законодательству РФ.

Вместе с тем уровень ввозных таможенных пошлин на ряд иностранных самолетов установлен ниже уровня, предусмотренного принятыми Российской Федерацией обязательствами при вступлении в ВТО. Недопоступление ввозных таможенных пошлин в 2012-2013 гг. и первом полугодии 2014 г. по этой причине составило около 3 млрд. рублей.

Принятие в 2010 г. нормативных правовых актов, предоставляющих дополнительные преференции по освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых воздушных судов, снизило защиту отечественных авиапроизводителей, а также негативно сказалось на поступлении таможенных пошлин и налогов. Таможенные платежи, уплаченные в доходную часть федерального бюджета при перемещении воздушных судов через таможенную границу Российской Федерации (Таможенного союза) составили в 2013 году 8,9 млрд. рублей, что на 56% ниже показателя 2012 года. При этом за первое полугодие 2014 года таможенные платежи составили 2,8 млрд. рублей (17,3% от показателя 2012 года).

Как следует из результатов контрольного мероприятия, временно ввозимые воздушные гражданские пассажирские суда в основном оформляются по контрактам, заключенным российскими лицами с лицами, зарегистрированными в офшорах. При этом значительное количество ввозимых иностранных воздушных судов – это бывшие в употреблении воздушные суда, средний возраст выпуска которых составляет от 7,6 до 15 лет.

Поддержка Внешэкономбанком малого и среднего предпринимательства неэффективна

В отчете аудиторов Андрея Перчяна и Татьяны Мануйловой представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка результативности участия банков с государственным участием и дочернего банка государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» - открытого акционерного общества «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» в программах финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства за 2012-2013 годы».

В отчете отмечается, что механизм ВЭБа по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) через Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства неэффективен (МСП Банк).

Как показала проверка, повышения доступности недорогих кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства не произошло. Отчасти это объясняется многоуровневой системой движения средств к заемщику, на каждом этапе которой происходит удорожание ресурсов. В результате, субъекты МСП получают кредитные ресурсы по усредненной итоговой ставке 12,7% годовых, что кардинально не отличается от среднерыночных значений в 2012-2013 гг.

Стратегия МСП Банка на 2013-2015 гг. не учитывает макроэкономическую ситуацию, а также изменения в бюджетной политике. Так, в стратегии МСП Банка предполагалось нарастить объёмы поддержки инновационных МСП до 13,8 млрд. руб. по ставке не выше 10%. По итогам 2013 г. банк отчитался о существенных объемах кредитования в рамках стратегической ниши «Кредитование инновационного МСП» – 57,6 млрд. руб., суммировав инвестиционные кредиты на инновационные цели, на модернизацию и на повышение энергоэффективности. Между тем, фактически объем кредитных средств МСП Банка по договорам, направленным на инновационные цели не превысил 5,4 млрд. руб.

По состоянию на 1 сентября 2014 г. в рамках механизма государственной гарантийной поддержки банковские гарантии на общую сумму 1,25 млрд. руб. (лишь 3,1% потенциально возможного объема в 40 млрд. руб.) предоставлены 13 субъектам среднего предпринимательства, действующим в сфере, не связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых, при общем количестве средних предприятий - юридических лиц на 1 января 2014 г. - 15 887 единиц. Государственной гарантией банковские гарантии МСП Банка обеспечены на сумму 0,63 млрд. руб.

Система страхования сельскохозяйственных производителей в Российской Федерации недостаточно развита

В отчете аудитора Андрея Перчяна представлены результаты контрольного мероприятия «Анализ эффективности функционирования системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах Дальнего Востока (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), пострадавших от наводнения в 2013 году».

В отчете отмечается, что система страхования сельскохозяйственных производителей в Российской Федерации недостаточно развита. Доля застрахованных площадей под сельхозкультурами в общей посевной площади страны снизилась с 20,3% в 2011 году до 16,3% в 2013 году.

Заключение договоров сельхозстрахования с государственной поддержкой связано с административными барьерами: число документов, требуемых для получения субсидии, доходит до 11 по сравнению с 1 необходимым для добровольного страхования; при этом на сбор документов законом отведено не более 15 календарных дней;

Другая проблема связана с тем, что страхование с господдержкой обеспечивает минимальный уровень страховой защиты, используется для ограниченного круга объектов и рисков, в то время как стандартный договор добровольного страхования более гибкий и обеспечивает для страхователей более высокую степень защиты от рисков;

Кроме того, законодательно установлен высокий порог утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур для получения страховых выплат (30%); в перечень страховых случаев не включается ряд опасных природных явлений (наводнение, паводки, оползни); это уменьшает вероятность получения страховых выплат даже в случаях, когда урожаю нанесен значительный ущерб, и снижает заинтересованность страхователей в заключении таких договоров;

· Целый ряд проблем связан с организацией предоставления предусмотренной законом государственной поддержки. Так, действующим законодательством не установлены сроки перечисления федеральных субсидий бюджетам регионов на цели возмещения части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования. При этом с момента заключения договоров сельскохозяйственного страхования с господдержкой до получения страховыми компаниями средств федерального бюджета проходит от 2 до 6 месяцев.

Мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в Северо-Кавказском федеральном округе не реализованы

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами в Северо-Кавказском федеральном округе».

В отчете отмечается, что органами государственной власти проверенных регионов не было обеспечено исполнение в полном объеме целевых прогнозных показателей, на достижение которых были предоставлены субвенции из федерального бюджета. Так, правительствами Карачаево-Черкесской Республики и Республики Дагестан в 2012-2013 гг. из 10 плановых показателей не обеспечено достижение четырех, а Правительством Ставропольского края – трех, что ухудшает эффективность функционирования водного комплекса.

Кроме того, не реализованы мероприятия по обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений в условиях высокой паводкоопасности региона. По всем семи вновь построенным и реконструированным объектам инженерной защиты от негативного воздействия вод отсутствуют декларации безопасности.

Аналогичная ситуация сложилась и по бесхозяйным ГТС, общее количество которых в СКФО на конец 2013 г. составляет 323 единицы. Наибольшее их количество находится в Ставропольском крае – 310. В Карачаево-Черкесской Республике – 4, в Республике Дагестан – 2.

В ходе проверки также были выявлены нарушения при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований. В частности, Росводресурсы, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не обеспечили соблюдение получателями межбюджетных субсидий и бюджетных инвестиций условий, установленных при их предоставлении, на 876 млн. рублей.

В результате необоснованного увеличения сметной стоимости строительства общая сумма неправомерно использованных бюджетных средства составила 395,3 млн. рублей, в том числе в Республике Дагестан – 210,8 млн. рублей, в Ставропольском крае – 107,5 млн. рублей и в подведомственных организациях Росводресурсов – 76,9 млн. рублей.

Реализация проекта «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» превысила первоначально запланированные сроки на 5 лет.

В отчете аудитора Татьяны Мануйловой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности и оптимальности произведенных Российской Федерацией заимствований средств международных финансовых организаций на реализацию проекта № 4694-0-RU «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга», эффективности и результативности расходования указанных средств на выполнение проектных мероприятий».

В отчете отмечается, что реализация проекта «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» осуществлялась в течение 9 лет и превысила первоначально запланированные сроки на 5 лет.

В ходе реализации Проекта по 6 объектам культуры было отмечено существенное увеличение фактической стоимости контрактов (строительные работы, технический и авторский надзор, услуги консультантов-инженеров, разработка проектно-сметной документации) по сравнению с их первоначальной стоимостью: с 6,1 млрд. руб. до 17,6 млрд. руб., или в 2,9 раза.

Проверка также показала, что при реализации Проекта Минкультуры России и Фонд инвестиционных строительных проектов г. Санкт-Петербурга (ФИСП) не применяли в полном объеме нормы российского законодательства, в том числе положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проверка также показала, что ФИСП нарушал условия Договора поручения (от 27 декабря 2004 г.), заключенного с Минкультуры России и Минфином России, согласно которому ФИСП обязан согласовывать с министерствами смету расходов на ежегодной основе, а также при ее изменении. При этом ФИСП в период 2005-2014 годов самостоятельно изменил смету на сумму 391,6 млн. руб., перераспределяя остатки неиспользованных средств на другие объекты в рамках проекта.

Кроме того, в нарушение бюджетного законодательства неиспользованные ФИСП остатки бюджетных средств в период с 2007 по 2013 г. в федеральный бюджет в конце финансового года не перечислялись, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Минкультуры России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, и Минфина России.

Наверх