РУС ENG 

Механизм компенсации ущерба водным биоресурсам неэффективен

23 Января 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ В.Матыцин

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета и государственной собственности, направленных на осуществление контрольно-надзорных функций, охрану, рациональное использование, изучение, сохранение, воспроизводство водных биологических ресурсов и среды их обитания в 2013 году». С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Контрольное мероприятие проводилось в Тюменской области в Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, ФГБУ «Нижне-Обское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» и ФГУП «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства».*

Как отметил аудитор, по итогам проверки были выявлены факты нерезультативного использования бюджетных средств и госимущества на общую сумму 71,8 млн. руб. Из них 70 млн. руб. – нарушения, связанные с использованием федерального имущества, 1,8 млн. руб. - в сфере закупок. Большая часть этих нарушений была вызвана, прежде всего, неэффективным исполнением Росрыболовством функций и полномочий собственника имущества и учредителя.

Так, Росрыболовством, начиная с 2009 г., не были приняты необходимые меры по завершению реконструкции Абалакского экспериментального рыборазводного завода (включен в состав бюджетного учреждения «Нижнеобьрыбвод»). «Общая стоимость незавершенного строительства составляет 108,4 млн. руб., из них нерезультативные расходы федерального бюджета – 67 млн. руб.», - отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Он сообщил, что из-за того, что объект готов только на 60%, оборудование, установленное в 2009-2011 гг. стоимостью 11 млн. руб., не используется и морально и физически устаревает (степень естественного износа 20-30%).

25.01.2015-1.JPG

Аналогичная ситуация, по словам аудитора, обстоит с судном РС-300 (1983 г. постройки), которое простаивает последние 3 года. В то же время только за полтора года расходы на его содержание составили более 2,2 млн. руб. Кроме того, в Нижнеобском территориальном управлении и ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» не использовались 10 теплоходов и 2 катера. Между тем, за содержание трех теплоходов в 2013 г. было уплачено 750 тыс. руб.

23012015-4.png

По результатам проверки выявлено необоснованное завышение Росрыболовством нормативных затрат на выполнение государственных работ в рамках госзадания ФГБУ «Нижнеобьрыбвод». Так, на формирование ремонтно-маточного стада осетровых рыб в объеме 1,5 тыс. штук было выделено 2,5 млн. руб. (без учета затрат на содержание имущества). Фактически в пределах предоставленной субсидии было сформировано ремонтно-маточное стадо в количестве 41,32 тыс. штук, что в 27,5 раза больше установленного задания. Аудитор отметил нарушения, которые были выявлены при проведении государственных закупок.

Так, в условиях длительного срока согласования Росрыболовством крупной сделки (более 4 месяцев) ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» была приобретена живая икра в количестве 770 тыс. штук стоимостью 1,8 млн. руб. без проведения торгов и заключения соответствующих договоров (за счет средств от приносящей доход деятельности). Для легализации совершенной сделки учреждение спустя месяц провело два аукциона и заключило договоры на поставку икры.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев сообщил, что в ходе контрольного мероприятия также были установлены системные недостатки нормативного правового регулирования в части компенсации ущерба водным биоресурсам. Это приводит к неэффективному устранению последствий негативного воздействия на состояние рыбы и среды ее обитания.

Как напомнил аудитор, за последние годы на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Тюменской области реализуются крупные инвестиционные проекты, внедряются технологические процессы, оказывающее прямое или косвенное негативное воздействие на рыбу. Так, за 2011-2013 гг. и 9 месяцев текущего года только в зоне ответственности Нижнеобского территориального управления были согласованы к реализации около 2,5 тыс. инвестпроектов. В целях компенсации ущерба от их реализации предусмотрен выпуск в реки Обь-Иртышского бассейна более 3,6 млрд. штук молоди и личинок водных биоресурсов. Затраты по искусственному воспроизводству оцениваются в 3 млрд. руб. Однако по четырем проверенным инвестпроектам выпуска молоди и личинок не было, а по всем согласованным проектам - всего 6% или 214,2 млн. штук.

Предприятия обязаны восполнить этот ущерб.** «Однако механизм планирования этих компенсационных мероприятий на настоящий момент не выработан. В результате, вместо восполнения утрачиваемых запасов ценных видов рыб (сибирский осетр, стерлядь, таймень, хариус, муксун, тугун) эти мероприятия на практике проводятся посредством искусственного воспроизводства и выпуска в кратном размере менее ценных сиговых видов рыб, например, пеляди. При этом размер кратности нормативно не определен», - отметил аудитор.

Наглядный пример, по словам Бато-Жаргал Жамбалнимбуева, - строительство объектов Морского порта в районе п. Сабетта на полуострове Ямал, которое ведется с середины 2012 г. Ущерб водным биоресурсам определен здесь в особо крупном размере, компенсировать который предложено за счет выпуска молоди в количестве более 1,5 млрд. штук. Между тем, для сравнения, по всей стране выпускается не более 10,5 млрд. штук молоди и личинок в год. Так что оцененный ущерб при реализации вышеуказанного проекта превышает существующие в регионе производственные мощности в 5 раз и приемную емкость водоемов - в 2 – 2,5 раза.

Кроме того, докладчик подчеркнул, что действующим законодательством не установлены конкретные сроки проведения юридическими лицами мероприятий по возмещению вреда, нанесенного водным биоресурсам. «В результате проведение уже согласованных компенсационных мероприятий откладывается или растягивается на неопределенный срок. Так, в 2014 году компенсируется ущерб по согласованным проектам 2011 и 2012 годов», - сообщил аудитор.

Он отметил, что, учитывая существующие проблемы, предприятия предпочли бы компенсировать ущерб государству в денежном выражении, однако действующее законодательство и методика расчета ущерба не позволяют этого сделать. Поэтому механизм реализации компенсационных мероприятий (Постановление № 380) требует серьезной корректировки.

Проверка показала, что несовершенство действующего законодательства не позволяет эффективно бороться с браконьерством. «Размер возмещаемого ущерба за незаконный вылов водных биоресурсов, в соответствии с постановлением Правительства РФ существенно ниже выгоды, получаемой нарушителями от реализации рыбы, - отметил аудитор. - Например, штраф за незаконный вылов одной особи муксуна и стерляди составляет 420 руб., а среднерыночная цена – 1000 рублей за килограмм». Кроме того, размер крупного ущерба, нанесенного биоресурсам в результате незаконного вылова рыбы, в стоимостном выражении постановлением Правительства не определен, что, в свою очередь, не позволяет проводить уголовно - процессуальные действия.

Коллегия приняла решение направить представления Министру сельского хозяйства РФ, заместителю Министра сельского хозяйства РФ – руководителю Федерального агентства по рыболовству. Информационное письмо – в Правительство России. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Совет Федерации, Государственную Думу и Федеральную службу безопасности.

*Справочно

В зону ответственности Нижнеобского территориального управления Росрыболовства входят водные объекты рыбохозяйственного значения на территории Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и примыкающие к побережью Российской Федерации воды Карского моря. Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

ФГУП «Госрыбцентр» с 2005 года находится в ведомственном подчинении Росрыболовства, в его состав входят 9 филиалов, в том числе 6 научных региональных научно-исследовательских институтов водных биоресурсов и аквакультуры, опытно-механическое производство (Тобольский филиал) для разработки и производства рыбоводного оборудования, Тобольский региональный рыбопитомник для инкубирования икры и получения личинки сиговых видов рыб, а также созданный для озерного товарного выращивания водных биоресурсов Ялуторовский рыбхоз. Также, в состав головного института включены осетровый экспериментальный участок, созданный для научных целей. ФГУП «Госрыбцентр» выполняет научные исследования на территории 16 регионов, входящих в зону ответственности четырех территориальных управлений Росрыболовства: Нижнеобского, Верхнеобского, Ангаро-Байкальского и Ленского. Площадь охвата водных объектов 14 424,5 тыс. га, суммарная протяженность контролируемых водотоков 1 705,4 тыс. км.

ФГБУ «Нижнеобърыбвод» создано для выполнения государственных работ по искусственному воспроизводству, акклиматизации, рыбохозяйственной мелиорации водных биоресурсов; по проведению государственного мониторинга водных биоресурсов; рассмотрение материалов и выдача заключений по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания.

**Помимо искусственного воспроизводства биоресурсов (выпуск в естественные водные объекты молоди (личинок) рыб, получаемых в заводских условиях от диких производителей), предусмотрена возможность компенсации ущерба посредством акклиматизации водных биоресурсов (вселения ценных видов водных биоресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения, которые ранее в них не обитали или утратили свое значение), а также рыбохозяйственной мелиорации водных объектов. Выполнение указанных работ предполагает, в том числе создание новых, расширение или модернизацию существующих производственных мощностей.


Материалы по теме

Наверх