РУС ENG 

ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 г.» требует доработки – аудитор Юрий Росляк

28 Января 2015 г.

Выступая в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» аудитор Счетной палаты Юрий Росляк обозначил ряд ключевых проблем, связанных с развитием Крымского федерального округа и деятельностью Министерства по делам Крыма.

В 2014 г. Счетная палата осуществляла анализ социально-экономической ситуации и экспертизу программных мероприятий (в том числе законопроектов). Касающихся, прежде всего, особенностей правового регулирования отношений в отдельных сферах в связи с принятием Крыма в Россию; создания условий ускоренного развития собственного бюджетного и экономического потенциала, в том числе путем образования свободной экономической зоны (СЭЗ); внесения изменений в законодательство для ускорения интеграции экономики Крыма в экономическое пространство России.

«С марта 2014 г. Счетной палатой рассмотрено около 40 указанных законопроектов, на которые были даны заключения», - уточнил Юрий Росляк. Кроме того, Счетная палата осуществляет оперативный контроль средств федерального бюджета, направленных на развитие Республики Крым и города Севастополя. В 2014 г. бюджетам субъектов, входящим в Крымский федеральный округ, были выделены средства в сумме 99 млрд. рублей.

По словам аудитора, в связи с ограниченными сроками требовалось оперативное принятие ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», что и было сделано. Однако программа требует доработки по ряду принципиальных моментов. «Речь идет о транспортной сфере, энергетическом комплексе, водообеспечении, развитии и повышении эффективности социальной инфраструктуры», - перечислил он.

В транспортной сфере программой в качестве ожидаемых результатов предусмотрено формирование сети автодорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью России. При этом отсутствуют конкретные итоговые показатели и разделение на задачи первоочередные и перспективные. Ожидаемый результат ФЦП в части «формирования сети автодорог» представлен целевым показателем прироста протяженности дорог общего пользования, в 2015 г. – 20 км, а в период 2018 – 2020 гг. – 460 км. Но при этом не предусмотрены показатели по капремонту или реконструкции существующей транспортной инфраструктуры.

«В части развития энергетического комплекса в составе целевых индикаторов программы в 2015 и 2016 гг. мероприятия, к сожалению, не предусмотрены, - отметил Юрий Росляк. - Прирост протяженности линий электропередачи определен лишь начиная с 2017 года. При этом распоряжением Правительства РФ бюджетам регионов, входящих в состав Крымского федерального округа, было выделено более 2 млрд. руб. для возмещения затрат на закупку дополнительных мощностей дизель-генераторных установок и финансирования мероприятий по их технологическому присоединению и эксплуатации, что является подтверждением необходимости реализации дополнительных мер в программном режиме».

В сфере инженерной инфраструктуры и водообеспечения Крымского полуострова значение показателя «увеличение объема подаваемой воды» установлено только в 2015 и 2016 годах. При этом в программе не определен источник водоснабжения в указанный период, поскольку показатель количества вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах предусмотрен только начиная с 2017 года, продолжил аудитор.

Кроме того, по его словам в документе не нашли отражения такие социально значимые вопросы, как создание многофункциональных центров для решения актуальных вопросов населения, открытие центров проведения досуга молодежи, оборудование объектов безбарьерной среды для инвалидов, выделение объемов инвестиций в реконструкцию и строительство объектов социальной инфраструктуры. Между тем в августе 2014 г. был утвержден план деятельности Министерства по делам Крыма, в котором предусмотрены ключевые события, направленные на реализацию ФЦП социально-экономического развития Крыма. Однако вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в нем не отражены.

Аудитор напомнил, что в прошлом году был принят закон о создании в Крыму СЭЗ, где будут значительно снижены налоговая нагрузка, административные и таможенные барьеры в расчете на обеспечение роста деловой активности, приток инвестиций в модернизацию действующих и создание новых производств, в развитие транспортной инфраструктуры, туризма, санаторно-курортной сферы и сельского хозяйства. «Однако ряд замечаний Счетной палаты при рассмотрении проекта закона не учтен, что создает риски эффективного функционирования свободной экономической зоны», - посетовал он.

В заключение Юрий Росляк заявил о том, что с февраля текущего года Счетной палатой в Министерстве по делам Крыма как в главном распорядителе бюджетных средств будет проводиться контрольное мероприятие по исполнению федерального бюджета за 2014 г. «В рамках указанной проверки будет рассмотрен вопрос расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию его функций, особое внимание будет уделено организации внутреннего контроля в Министерстве», - пояснил он.

Наверх