РУС ENG 

Тарифные преференции, предоставленные китайским товарам, выросли в 2013 г. на 22%

19 Февраля 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о проверке полноты уплаты таможенных платежей, соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, организации таможенного контроля в отношении товаров, происходящих с территории Китайской Народной Республики, в целях обеспечения доходов федерального бюджета в 2013-2014 гг. С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

По информации докладчика, за 2013 г. было оформлено 4,8 млн. наименований китайских товаров. Их общая стоимость составила $54,8 млрд. За 9 месяцев 2014 г. – 3,4 млн. наименований товаров стоимостью $39,3 млрд. Таможенные платежи за данные товары в 2013 г. составили 439,7 млрд. руб., а за январь-сентябрь 2014 г. – 328 млрд. руб. В 2013 г. значительно вырос уровень тарифных преференций, предоставленных в отношении товаров, ввозимых из Китая. Он увеличился более чем на 22% и составил 1,5 млрд. руб., за январь-август 2014 г. – 1,1 млрд. руб.

Особо аудитор отметил снижение уровня эффективности системы управления рисками, которое наблюдается в течение последних двух лет. «Так, на таможенном посту МАПП Забайкальск эффективность применения профилей рисков* при прибытии товаров на таможенную территорию России в 2013 г. составила 1,7%, а в 2014 г. 0,47%. На таможенном посту ЖДПП Забайкальск – 0,03%», - уточнил Сергей Штогрин.

В деятельности таможенных органов выявлены системные проблемы, позволившие ряду предпринимателей избежать мер по минимизации рисков, в том числе - досмотров товаров. Так, в отношении поданных на таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни двух деклараций (7 августа 2014 г.) на плиты миниральноволокнистые потолочные на общую сумму 491 тыс. руб. сработали целевые профили риска, предусматривающие проведение таможенного осмотра. В адрес декларанта были направлены соответствующие уведомления и требования о предъявлении товаров к досмотру. Вскоре на Янинский таможенный пост этой же таможни были поданы новые декларации в отношении того же товара. Они прошли таможенное оформление, и товары были выпущены без проведения досмотров.

Выявлены недостатки программного обеспечения, из-за которых некоторые предприниматели также смогли избежать установленных мер по минимизации рисков. Так, КПС «АИСТ-М» не осуществляет поиск и блокировку двух и более идентичных таможенных деклараций, поданных на одни и те же товары. В частности, на Уссурийской таможне после выявления профилей рисков в отношении товаров (части обуви), задекларированных в рамках предварительного декларирования на общую сумму 5 млн. руб., предпринимателями были отозваны документы. В качестве причины было указано их отсутствие на складе временного хранения и не осуществление поставок. Как показала проверка, в этот же день были поданы идентичные декларации, без применения операций предварительного декларирования. При этом в ходе таможенного оформления профили рисков, предусматривающие проведение таможенного досмотра, не были выявлены, и товар попал на территорию Российской Федерации. «Товары фактически уже находились на складе временного хранения, и таможенным органом не осуществлены действия по таможенному контролю в отношении данных партий товара. Указанное свидетельствует о возможном наличии коррупционных рисков в деятельности должностных лиц Уссурийской таможни», - заявил аудитор.

Действующая система управления рисками не в полной мере выявляет сделки с использованием фирм - «однодневок». В частности, это сказывается на соблюдении валютного законодательства. Так, все организации в регионе деятельности Сибирского таможенного управления, не исполнившие обязательства по возврату в Россию денежных средств в иностранной валюте, имели признаки фирм-«однодневок». В 2013 г. по результатам валютного контроля ФТС России, выявлено, что по договорам с нерезидентами КНР не поступило оплаченных товаров на сумму 5 млрд. руб., а в январе-сентябре 2014 г. на 23,7 млрд. руб.

Сергей Штогрин особо отметил возможность «перетекания» декларирования китайских товаров из России в Казахстан, так как по ряду позиций объемы ввоза одновременно выросли в Республике Казахстан и снизились в Российской Федерации. 

19.02.2015_1.jpg

При этом в Казахстане значительно расширяются пункты пропуска на границе с КНР, увеличивается их пропускная способность. В то же время российские пункты пропуска развиваются недостаточно и, по мнению аудитора, не соответствуют современным требованиям таможенного оформления и контроля. «Не завершена реконструкция МАПП Забайкальск – генеральный подрядчик прекратил работы на объектах. В результате не выполнен ряд основных мероприятий, напрямую влияющих на деятельность пункта пропуска, что не позволило перевести грузовое направление на круглосуточный режим работы. Объем незавершенного строительства по МАПП Забайкальск составляет 201,7 млн. руб.», - заявил Сергей Штогрин. Также не проведена реконструкция автомобильной дороги для грузового автотранспорта от МАПП до федеральной автотрассы А-166 (Чита – Забайкальск), поэтому до сих пор не обеспечен раздельный въезд-выезд грузовых автомобилей на пункт пропуска. Это приводит к скоплению транспорта на выезде с пункта пропуска.

Износ оборудования на таможенных постах в Забайкальске составляет от 70% до 95% и выше. Это приводит к частым поломкам и снижает качество таможенного контроля, увеличивает время оформления товаров. Пункты пропуска Уссурийской таможни не соответствуют законодательным требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий.

Выявлены нарушения таможенными органами законодательства в сфере закупок для государственных нужд. Так, Балтийской таможней при проведении открытых аукционов на заключение государственных контрактов по ремонту таможенных судов и мобильного причала на общую сумму 4,7 млн. руб. местом проведения работ была указана режимная территория Канонерского судоремонтного завода, на которой хранились данные транспортные средства и находился причал. Вместе с тем, указанные работы и объекты ремонта не требовали особых режимных условий для их осуществления. «Указанные требования носят признаки необоснованного ограничения конкуренции, поскольку ограничили возможность участия в открытом аукционе в электронной форме иных судостроительных и судоремонтных предприятий, базирующихся вне территории Канонерского судостроительного завода. В аукционах принял участие единственный участник – Канонерский судоремонтный завод, который и стал исполнителем государственных контрактов», - резюмировал Сергей Штогрин.

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты Российской Федерации руководителю Федеральной таможенной службы, информационное письмо - в Федеральную антимонопольную службу, информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия - в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


Справочная информация:

* Профиль риска – нормативные правовые или правовые акты ФТС России, в том числе утверждаемые целевые технологии таможенного контроля, осуществляемого при выполнении мер таможенно-тарифного регулирования, соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости, валютного законодательства, правильности исчисления таможенных платежей и т.д. и в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Перечень развивающихся стран-пользователей тарифных преференций Таможенного союза состоит из 102 стран и по отношению к товарам данных стран применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 75% от базовой ставки ЕТТ ТС. При этом в него в настоящее время входят страны с динамично развивающимися экономиками, включая Китай. Растет доля преференций по уплате таможенных платежей в отношении товаров, произведенных в КНР, в общем объеме преференций развивающихся и наименее развитых стран – бенефициаров.

19.02.2015_2.jpg


Ключевые факты

  1. За 2013 г. было оформлено 4,8 млн. наименований китайских товаров. Их общая стоимость составила $54,8 млрд., а таможенные платежи - 439,7 млрд. руб.

  2. В 2013 г. значительно вырос уровень тарифных преференций, предоставленных в отношении товаров, ввозимых из Китая. Он увеличился более чем на 22% и составил 1,5 млрд. руб.

  3. Износ оборудования на таможенных постах в Забайкальске составляет от 70% до 95% и выше, что приводит к частым поломкам и снижает качество таможенного контроля.


Материалы по теме

Наверх