РУС ENG 

Счетная палата выступает за ужесточение контроля за закупочной деятельностью муниципальных заказчиков

13 Марта 2015 г.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации – Председатель Союза муниципальных контрольно-счетных органов* Владимир Катренко выступил на Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ - за честные закупки», организованном Общероссийским народным фронтом.

Владимир Катренко заявил, что федеральный закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц**, который устанавливает общие принципы осуществления закупочной деятельности муниципальными заказчиками, допускает применение неконкурентных и непрозрачных способов закупок. «Муниципальные заказчики осуществляют закупки на основании своих положений о закупках, при этом особых законодательных ограничений к таким положениям не предусмотрено. В большинстве случаев в положениях устанавливается практически ничем не ограниченный перечень оснований для закупок у единственного поставщика», - отметил аудитор.

По мнению Владимира Катренко, федеральный закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не позволяет общественным объединениям контролировать прозрачность закупочной деятельности муниципальных заказчиков. «Полагаю, что в 223-ем законе необходимо закрепить право объединений граждан осуществлять общественный контроль закупок: проводить независимый мониторинг, включая оценку исполнения договоров на предмет их соответствия условиям закупки. Целесообразно закрепить норму о том, что результаты этого мониторинга подлежат обязательному направлению в антимонопольные и правоохранительные органы», - сказал аудитор.

Аудитор сообщил, что упрощенные процедуры закупочной деятельности***, предусмотренные федеральным законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, негативно сказываются на эффективности использования бюджетных средств муниципальными заказчиками. «В отсутствие условий нормирования не решаются и антикоррупционные задачи, так как, по сути, только через нарушение требований о нормировании закупок может определяться факт приобретения предметов роскоши, а также факты установления необоснованной начальной цены контракта», - добавил аудитор.

Владимир Катренко привел данные Контрольно-счетной палаты г. Улан-Удэ, согласно которым, городские дошкольные учреждения, пользуясь упрощенными закупочными процедурами, предусмотренными законодательством, самостоятельно определяют поставщиков мяса. «При этом стоимость 1 кг говядины у одного поставщика с едиными потребительскими свойствами в дошкольных учреждениях различна: от 168 рублей до 370 рублей за килограмм мяса. Как видите, разница составляет почти 2,5 раза. Потребность одного детского сада в данном продукте составляет около 8 тонн в год», - рассказал аудитор.

Владимир Катренко обратил особое внимание, что федеральный закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целесообразно дополнить нормой, согласно которой, в случае, если конечными потребителями товаров, услуг, закупаемыми муниципальными заказчиками, являются непосредственно граждане, то их мнение должно учитываться при проведении торгов. «В документах, регулирующих порядок осуществления общественного контроля за такого рода закупками, следовало бы предусмотреть механизм учета мнения конечных потребителей услуг для определения эффективности расходования средств муниципального бюджета», - отметил аудитор.


*Союз муниципальных контрольно-счетных органов функционирует с 2002 г. Объединение имеет целью консолидировать усилия муниципальных контрольно-счетных органов для решения задач социально-экономического развития муниципалитетов, повышения эффективности управления их финансовыми и материальными ресурсами. Владимир Катренко избран Председателем объединения в 2012 г.

**Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон распространяется, в том числе на госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, регулирующие организации в сфере электроснабжения, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также муниципального образования в совокупности превышает 50%.

***К упрощенным процедурам можно отнести: возможность закупки товаров с указанием в техническом задании конкретных товарных знаков без добавления слов «или эквивалент», а также отсутствие требования об обосновании начальной (максимальной) цены договора.


Материалы по теме

Наверх