РУС ENG 

Повышение квалификации инженерных кадров проходит без дальнейшей оценки применения полученных знаний в отраслях экономики

16 Марта 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Новиков

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы» (далее – Программа). С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.

На Коллегии отмечалось, что в соответствии с Указом Президента № 594 на финансовое обеспечение реализации Программы было предусмотрено 750 млн. рублей за счет федерального бюджета и 496 млн. рублей за счет средств организаций. Фактически за три года реализации Программы федеральным бюджетом было выделено 740 млн. рублей. Кассовое исполнение за счет средств федерального бюджета составило 98,6%, за счет средств организаций - 105%. При этом проведенный анализ показал, что Минобрнауки России нарушало сроки перечисления субсидий. Так, в 2012 г. субсидия была несвоевременно перечислена всем 50 образовательным организациям, в 2013 г. –54 из 76, а в 2014 г –7-ми из 71 образовательных организаций.

Как сообщил в ходе своего выступления аудитор Счетной палаты, за время реализации Указа Президента было разработано около 550 программ повышения квалификации 96 образовательными организациями. Заказчиками программ явилось более 1 300 предприятий реального сектора экономики. «Всего по итогам реализации мероприятий Программы прошли обучение 16,5 тыс. человек, из которых 5,7 тыс. прошли стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах нашей страны и 2 тыс. человек - за рубежом», - заявил Александр Филипенко.

При этом, согласно результатам проверки отмечается, что Минобрнауки не выполнило в полном объеме показатель Программы по стажировке обучающихся за рубежом.

Анализ приоритетных направлений повышения квалификации показал, что наибольшее количество слушателей было обучено по программам повышения энергоэффективности и ресурсосбережения - 8 тыс. человек (49%). По программам развития транспортных и космических систем и по программам развития перспективных видов вооружения, военной и специальной техники прошли обучение чуть более 2 тыс. человек (12,3% и 12,2%, соответственно), по программам развития медицинских технологий - 528 человек (3,18%), а наименьшее количество слушателей (2,8%) - по программам развития ядерных технологий.

По словам аудитора, Минобрнауки не осуществляет прогноз потребности рынка труда в подготовке кадров по приоритетным отраслям модернизации экономики, а также не проводит оценку достаточности подготовленных кадров и влияния их деятельности в конкретных отраслях экономики (отсутствует учет разработанных технологий, полученных патентов и т.д.). «Так, при общем количестве работников, занятых в медицинской отрасли - 2,5 млн. человек, только 0,02% прошли переподготовку в рамках данной Программы. При этом, какой конкретно вклад эти специалисты внесли в развитие отрасли не отслеживается», - отметил Александр Филипенко.

Аудитор также привел данные опроса, проведенного ВЦИОМ в рамках договора, заключенного Минобрнауки в целях сопровождения Программы с Национальным фондом подготовки кадров (далее – Фонд), который показал, что 50% программ по развитию транспортных и космических систем не соответствуют запросам работодателей. Более того, организации, направлявшие своих работников на обучение по программам «Развитие индустрии наносистем» и «Развитие медицинских технологий», вообще не смогли однозначно оценить уровень соответствия программ их запросам. «Социологическое исследование показало, что половина слушателей не поддерживают связь с теми предприятиями, в которых проходили обучение. Вследствие чего существуют риски утратить результаты проектов, созданных слушателями, как во время обучения, так и после его завершения, в том числе их коммерческую привлекательность», - констатировал Александр Филипенко.

Помимо этого, выполнялись работы по разработке концепции социологического исследования эффективности реализации Программы, как в 2013, так и в 2014 году. Однако их результаты не нашли дальнейшего применения в практической деятельности Минобрнауки.

Отдельно на Коллегии были отмечены нарушения, допущенные Минобрнауки при реализации заключенного с Фондом договора. В частности, было установлено, что в нарушение положений Указа Президента, согласно которому на выполнение указанных в договоре функций может быть израсходовано не более 10% выделенных на Программу средств федерального бюджета, Минобрнауки оплатило работы по договору с Фондом в большем объеме бюджетных ассигнований на 1 млн. рублей. «Минобрнауки оплатило Фонду за выполненные работы 75 млн. рублей, что составляет 10% от предусмотренных (750 млн. руб.), а не фактически выделенных (740 млн. руб.) на Программу средств», - пояснил аудитор.

Кроме того, в рамках указанного договора в 2013 и 2014 гг. на выполнение идентичных работ был затрачен объем средств, различающийся вдвое. Так, если в 2014 г. на информационно-аналитическое сопровождение процесса реализации Программы было израсходовано 8,4 млн. рублей, то в 2013 г. на эти же цели было затрачено 19,4 млн. рублей, что на 43,4% больше, чем в 2014 г.

Проведенный анализ также выявил ряд пробелов в области нормативно-правового регулирования реализации Указа. В частности, не урегулирован механизм направления организациями-работодателями магистрантов и аспирантов на обучение по программам повышения квалификации в рамках целевого обучения. Не установлен порядок отбора кандидатов в слушатели и критерии выявления у специалистов компетенций для освоения конкретной программы повышения квалификации. Кроме того, не предусмотрена переподготовка преподавателей по приоритетным направлениям модернизации экономики.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Минобрнауки России. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.


Ключевые факты

  1. За время реализации Указа Президента было разработано около 550 программ повышения квалификации 96 образовательными организациями. Заказчиками программ явилось более 1 300 предприятий реального сектора экономики.
  2. Всего по итогам реализации мероприятий Программы прошли обучение 16,5 тыс. человек, из которых 5,7 тыс. прошли стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах нашей страны и 2 тыс. человек - за рубежом.
  3. Минобрнауки не осуществляет прогноз потребности рынка труда в подготовке кадров по приоритетным отраслям модернизации экономики, а также не проводит оценку достаточности подготовленных кадров и влияния их деятельности в конкретных отраслях экономики
Наверх