РУС ENG 

У естественных монополий есть резервы для повышения эффективности деятельности – Валерий Богомолов

25 марта 2015 г.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов считает, что часть госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», реализуемая Федеральной службой по тарифам, требует доработки. В настоящее время подпрограмма «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций…» - основной инструмент государственной политики в области регулирования цен и тарифов. Однако ее анализ, проведенный Счетной палатой, выявил ряд недостатков. В частности, документ не в полной мере учитывает положения документов государственного стратегического планирования.

«Не обеспечена должная взаимоувязка целей, задач, индикаторов и показателей подпрограммы. Например, отсутствуют показатели, характеризующие решение задачи «повышение надежности и качества услуг, предоставляемых инфраструктурными организациями», - заявил Валерий Богомолов на «Правительственном часе» в рамках пленарного заседания Государственной Думы.

По словам аудитора, значительная часть целевых показателей характеризует исполнение полномочий ФСТ России, а не решение задач подпрограммы. Так, для оценки повышения эффективности функционирования естественных монополий применяется только «Снижение издержек регулируемых ФСТ России организаций инфраструктурного сектора к уровню 2013 года». «Таким образом, госпрограмма требует доработки с включением в нее дополнительных показателей и их целевых значений, которые позволят оценить действенность мер, принимаемых службой в установленной сфере деятельности»,- отметил аудитор.

Отдельно Валерий Богомолов остановился на деятельности естественных монополий. Проверка Федеральной сетевой компании показала, что работа по формированию инвестиционных программ электросетевых компаний не организована должным образом. «В планы строительства включались объекты, на которые отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация, с приблизительными стоимостными характеристиками и сроками строительства. Допускалось распыление финансовых средств по большому количеству инвестиционных проектов», - заявил аудитор. Также он добавил, что при реализации инвестиционных программ электросетевых компаний создаются объекты, которые на протяжении длительного времени фактически не функционируют или имеют низкую степень полезной нагрузки.

В свою очередь проверка АО «Российские железные дороги» показала отсутствие устойчивого механизма финансового обеспечения пригородных жд-перевозок. «Несмотря на значительную государственную поддержку, финансовые результаты деятельности большинства пригородных пассажирских компаний с момента их создания убыточны. Расходы отдельных компаний более чем в три раза превышают доходы, полученные от перевозочной деятельности», - напомнил Валерий Богомолов. По итогам 2014 г. общие убытки пригородных пассажирских компаний составили 6,4 млрд. руб.

Негативно на развитии пригородных пассажирских перевозок сказывается отсутствие системы поэтапного повышения тарифов. «Непоследовательность принимаемых решений, в том числе по установлению тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта обусловило их скачкообразное повышение в 2015 году», - добавил аудитор.

По словам Валерия Богомолова, проверки, проведенные Счетной палатой в Федеральной сетевой компании, Российских железных дорогах, Транснефти, свидетельствуют о наличии резервов для повышения эффективности их деятельности. «В значительной мере это относится к их инвестиционной деятельности, затраты на которую частично возмещаются путем включения в тарифы», - резюмировал аудитор.

Наверх