РУС ENG 

Счетная палата приступила к внешней проверке исполнения федерального бюджета за 2014 год

14 Мая 2015 г.

Счетная палата в соответствии с бюджетным законодательством приступила к рассмотрению результатов проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегией Счетной палаты утверждены заключения на исполнение федерального бюджета в следующих ГРБС: Министерство регионального развития, Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный суд, Конституционный суд, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, ФГБУ Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Российская академия художеств.

По итогам проверки в Государственной Думе, Совете Федерации, Верховном суде, Конституционном суде, Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ФГБУ Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» существенных нарушений не выявлено, бюджетная отчетность составлена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и является достоверной.

По остальным ГРБС выявлены следующие нарушения.

Минрегион России (ликвидирован)

Кассовое исполнение бюджетных ассигнований Минрегионом России в 2014 г. - 1,9 млрд. руб., или 91,5% предусмотренного объема.

Дебиторская задолженность Минрегиона России на 1 января 2014 г. составляла 12,6 млрд. руб. На 1 января 2015 г. дебиторская задолженность Минрегиона России отсутствует.

В ходе проверки выявлены финансовые нарушения на общую сумму 367 млн. руб., а также значительное количество нефинансовых нарушений.

В связи с упразднением министерства проводились ликвидационные мероприятия, сроки которых были нарушены.

Нарушены требования законодательства при проведении инвентаризации активов и обязательств и распоряжении имуществом.

Списание имущества во время проведения ликвидационных мероприятий проводилось комиссиями, не имеющими соответствующих полномочий.

Эти комиссии образованы приказом Минрегиона. В связи с его упразднением полномочия собственника перешли к ликвидационной комиссии. А ликвидационная комиссия приказов и распоряжений по списанию имущества не издавала.

При списании объектов основных средств и их утилизации выявлены признаки деяний, ответственность за которые устанавливается Уголовным кодексом. В результате нарушений при списании имущества выявлены признаки ущерба Российской Федерации, оцениваемого по остаточной стоимости списанных основных средств, в размере 6,6 млн. руб.

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения Минрегионом России требований, предъявляемых к проведению инвентаризации активов и обязательств. Так, текст приказа ликвидационной комиссии о проведении инвентаризации в своей констатирующей части противоречит действующему законодательству, поскольку ссылается на недействующие нормативные правовые акты.

В нарушение законодательства приказом о проведении инвентаризации не предусматривалась инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности. Комиссия не составила отдельную опись на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Не проведена в полной мере инвентаризация имущества на забалансовых счетах.

В сфере госзакупок выявлены нарушения на общую сумму 82,1 млн. руб.

Например, межрегиональным управлением Минрегиона России по Сибирскому федеральному округу оплачены услуги по аренде автомобиля в объеме 1,4 млн. руб. при отсутствии действующего на тот момент договора об оказании услуг.

Установлен факт нарушения законодательства при предоставлении жилых помещений (15 квартир) государственным гражданским служащим Минрегиона России и членам их семей. При этом нанесение материального ущерба экономическим интересам государства предварительно оценивается в размере свыше 128 млн. руб.

Минрегионом России не исполнены представления Счетной палаты, направленные по итогам проверки реализации государственных программ Российской Федерации. В связи с упразднением министерства и передачей функций по управлению госпрограммами представления Счетной палаты не были переданы на исполнение по компетенции другим ведомствам.

Установлена недостаточность нормативного правового регулирования процесса ликвидации Минрегиона России. Действующими нормативными актами не определен порядок передачи материалов по реализации функций ответственного исполнителя государственных программ Российской Федерации и государственного заказчика-координатора федеральных целевых программ.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить:

- информационное письмо в Правительство России;

- заключение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Материалы проверки в ходе контрольного мероприятия были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации.

Российская академия художеств

Кассовое исполнение бюджетных ассигнований Академией в 2014 г. составило 906,2 млн. руб., или 100% от законодательно предусмотренного объема.

Дебиторская задолженность Академии по состоянию на 1 января 2015 г. составила 1,5 млн. руб. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2015 г. составила 58 тыс. руб.

Проверкой установлено, что в нарушение устава Академии не соблюдались сроки проведения обязательной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности. В 2014 и 2015 гг. она проводилась после утверждения годового отчета за соответствующий год. Аудиторские заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности Академии за 2013 год вместе с ее годовым отчетом на официальном сайте в сети Интернет не опубликованы.

В нарушение распоряжения Правительства России «Об установлении предельной численности членов Российской академии художеств» в 2014 году действительными членами (академиками) Академии художеств являлись 219 человек, членами-корреспондентами – 335 человек, что превышало установленную предельную численность на 73 и 209 человек соответственно. Основания для превышения лимита предельной численности у Академии отсутствовали. Ежемесячные денежные выплаты Академией художеств выплачивались не всем избранным действительным членам (академикам) и членам-корреспондентам.

В деятельности Академии имеются признаки нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 206,1 млн. руб. Академия при формировании государственных заданий не руководствовалась принципами финансового обеспечения Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг. Академией в государственные задания включались работы, которые по содержанию и экономическому смыслу не являлись фундаментальными научными исследованиями.

В отчетности подведомственных учреждений по исполнению государственного задания не отражена информация о проведенных в 2014 году фундаментальных научных исследованиях.

Ни одним подведомственным учреждением Академии художеств в 2014 году не достигнуты установленные показатели повышения эффективности и качества услуг. При этом Академией художеств не были приняты действенные меры по достижению установленных показателей.

Академией художеств в Минобрнауки России не представлялась необходимая информация для подготовки годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг.

В 2014 году не обеспечена регистрация права собственности Российской Федерации на 25 объектов недвижимого имущества, а также регистрация права оперативного управления на 4 объекта недвижимого имущества.

В нарушение Положения об учете федерального имущества, Академией художеств до настоящего времени не обеспечено включение в реестр федерального имущества трех земельных участков общей площадью 7,3 тыс. кв. метров, расположенных в г. Москве, закрепленных на праве постоянного бессрочного пользования за центральным аппаратом Академии художеств.

При проведении закупок Академией превышен лимит годового объема закупок товаров, работ, услуг, которые заказчик вправе осуществить на сумму до 100 тыс. рублей. Годовой объем закупок малого объема составил 6,9 млн. рублей, или 14,4% от общего годового объема закупок 2014 года.

По результатам проведенного контрольного мероприятия на объекте Российская академия художеств Коллегией планируется направить:

представление Счетной палаты Российской Федерации Российской академии художеств;

обращение Счетной палаты Российской Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

заключение о результатах внешней проверки в Государственную Думу и Совет Федерации;

информационное письмо в Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Росалкогольрегулированием доходы федерального бюджета в 2014 г. исполнены в объеме 439,9 млн. руб., что составляет 97% от законодательно установленного прогнозного показателя. Методика прогнозирования доходов, администрируемых службой, в 2014 г. отсутствовала.

Кассовое исполнение бюджетных ассигнований Росалкогольрегулированием в 2014 г. составило 1 448,4 млн. руб., или 98,4% от законодательно предусмотренного объема.

Росалкогольрегулированием в 2014 г. недостаточно эффективно исполнялись бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета. Дебиторская задолженность Росалкогольрегулирования по доходам от штрафов по состоянию на 1 января 2015 г. составила 235,6 млн. руб., по сравнению с 2013 г. ее объем увеличился на 44,3%. Основную часть дебиторской задолженности службы составляет задолженность по начисленным ее территориальными органами доходам от штрафов, зачисляемым в бюджеты регионов России - в размере 230,4 млн. руб., в федеральный бюджет - в размере 5,2 млн. руб.

В 2014 г. управление дебиторской и кредиторской задолженностями Росалкогольрегулированием осуществлялось не на должном уровне. Дебиторская задолженность в течение 2014 г. увеличилась с 160,1 млн. руб. до 249,3 млн. руб., или на 53,9%. Кредиторская задолженность в течение 2014 г. увеличилась с 2,6 млн. руб. до 12,3 млн. руб. и была текущей.

Внутренний финансовый аудит в 2014 г. в Росалкогольрегулировании не проводился.

В 2014 г. Росалкогольрегулированием допущены нарушения при использовании бюджетных средств и формировании бюджетной отчетности. К примеру, межрегиональное управление службы по Центральному федеральному округу в 2014 г. не проводило инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей перед составлением годовой бюджетной отчетности. Этим же управлением Росалкогольрегулирования допущены нарушения при размещении в 2014 г. заказа на поставку лабораторного оборудования стоимостью 10,9 млн. руб.

По итогам контрольных мероприятий, проведенных в отношении Росалкогольрегулирования, Счетная палата направит:

-представление в Росалкогольрегулирование;

-информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу;

-заключение о результатах внешней проверки в Государственную Думу и Совет Федерации.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Ростехнадзором доходы федерального бюджета в 2014 г. исполнены в объеме 923,8 млн. руб., что составляет 179,7% от законодательно установленного прогнозного показателя. Это свидетельствует об отсутствии методологии планирования доходов.

Кассовое исполнение бюджетных ассигнований Ростехнадзором в 2014 г. составило 6,4 млрд. руб., или 98,9% от законодательно предусмотренного объема.

Между тем, были установлены нарушения Ростехнадзором при расходовании бюджетных средств на общую сумму 3,8 млн. руб., в том числе нарушения порядка формирования и (или) финансового обеспечения государственного задания – 3,7 млн. руб., порядка формирования начальной максимальной цены контракта при осуществлении государственных закупок – 106,5 тыс. руб.

Объем дебиторской задолженности Ростехнадзора по состоянию на 1 января 2015 г. составил 44 млн. руб., по сравнению с 2013 г. ее объем уменьшился на 23,4%. Основную долю задолженности (92,1%) составляет дебиторская задолженность по ранее выданным авансам.

В 2014 г. Ростехнадзором не в полной мере осуществлялись функции внутреннего финансового контроля.

В 2014 г. в госзаданиях подведомственных Ростехнадзору учреждений не установлены показатели, характеризующие качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

По итогам контрольных мероприятий, проведенных в отношении Ростехнадзора, Счетная палата направит:

-представление в Ростехнадзор;

-информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу;

-заключение о результатах внешней проверки в Государственную Думу и Совет Федерации.

Справочная информация

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Статья 264.9.) годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской Федерации.

Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года.

Правительство Российской Федерации направляет не позднее 1 июня текущего финансового года в Счетную палату Российской Федерации годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 1 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх