РУС ENG 

Выявлены нарушения при проверке исполнения бюджета в Росводресурсах, Росаккредитации, Роспатенте, Росгидромете, Росприроднадзоре, РФФИ и РГНФ

19 Мая 2015 г.

Счетная палата в соответствии с бюджетным законодательством* приступила к рассмотрению результатов проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегией Счетной палаты утверждены заключения на исполнение федерального бюджета в следующих ГРБС: Росаккредитация, Росгидромет, Росприроднадзор, Росводресурсы, ЦИК, Генеральная прокуратура РФ, Росфинмониторинг, Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд.

По итогам проверки в ЦИК, Генеральной прокуратуре РФ и Росфинмониторинге существенных нарушений не выявлено, бюджетная отчетность составлена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и является достоверной.

По остальным ГРБС выявлены следующие нарушения.

Федеральное агентство водных ресурсов

Росводресурсами в 2014 г. были исполнены доходы в сумме 11,3 млрд руб., что составляет 97% от прогноза. Расходы были исполнены в сумме 16,39 млрд руб., или на 99,9% от прогноза.

Дебиторская задолженность Росводресурсов на 1 января 2015 г. составила 8,5 млрд руб., рост за 2014 г. составил 2,6%. Кредиторская задолженность - 4,7 млн. руб.

Росводресурсы в 2014 г. не в полной мере обеспечили результативность использования средств федерального бюджета на общую сумму 1,13 млрд руб.

Агентством в 2014 г. совместно с региональными властями (Астраханская, Волгоградская и Калужская области) не было обеспечено своевременное завершение капитального ремонта 5 объектов гидротехнических сооружений. Между тем, на эти цели из федерального бюджета было затрачено 10,2 млн руб.

В ходе проверки были выявлены факты расходования бюджетных средств без достижения заданного результата. В частности, не завершены в установленный срок работы по организации расчистки и спрямления русел рек Тырма и Яурин в черте села Аланап, на выполнение которых Росводресурсами в 2014 г. в бюджет Хабаровского края было перечислено 10,2 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2015 г. Агентством не были утверждены 2 схемы комплексного использования охраны водных объектов (СКИОВО) и 5 нормативов допустимого воздействия (НДВ), на разработку которых в 2014 г. было затрачены средства федерального бюджета в общей сумме 10,7 млн руб.

Помимо этого, остались не освоены средства федерального бюджета в объеме 318,9 млн. руб., выделенные в 2014 г. подведомственному Росводресурсам ФГБУ «Востсибрегионводхоз» на строительство сооружений инженерной защиты берегов озера Байкал, а также средства федерального бюджета в объеме 30,3 млн. руб., выделенные ФГУ «Мособлводхоз» для организации работ по очистке Аксаковского залива Пяловского водохранилища от наносов и растительности.

Кроме того, в 2014 г. Росводресурсами были направлены регионам России средства федерального бюджета в объеме 758,3 млн руб. на строительства Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш и реконструкции берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища в районе г. Саратова. Тем не менее, регионами поставленные цели достигнуты не были.

Агентством в 2014 г. не составлялись и не утверждались программы внутреннего финансового аудита.

Росводресурсами в 2014 г. были допущены нарушения законодательства о закупках, которые касались ограничения конкуренции при проведении аукционов, несоблюдения объемов закупок у субъектов малого предпринимательства, определения начальных (максимальных) цен контрактов без учета методических рекомендаций Минэкономразвития России.

Подведомственные Росводресурсам учреждения исполняли государственные задания с многочисленными нарушениями. Среди прочего было установлено, что стоимость однотипных работ в подведомственных Росводресурсам учреждениях многократно различалась. К примеру, стоимость подготовки отчетной формы (2-ТП Водхоз) у ФГБУ «Акваинфотека» составляет 1,5 млн руб., а у ФГБУ «Востсибрегионводхоз» всего лишь 1,25 руб. (разница – почти в миллион раз).

Агентством в 2014 г. с нарушениями формировалась и исполнялась Федеральная адресная инвестиционная программа (далее - ФАИП) К примеру, установлен факт, когда Московско-Окское бассейновое водное управление (далее - МОБВУ) не представило предложений и необходимых обосновывающих материалов по внесению изменений в ФАИП в связи со снижением стоимости строительства на сумму 406,7 млн. руб.

Росводресурсами в 2014 г. в рамках ФАИП не были освоены средства в сумме 758 млн руб. и не завершено строительство двух объектов ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса» в Омской и Саратовской областях, в связи с чем сроки их ввода в эксплуатацию перенесены на 2016 г. По 10 завершенным в 2014 г. объектам, Росводресурсами до настоящего времени не получены разрешения на ввод их в эксплуатацию.

Агентством в 2014 г. допускались и иные нарушения, в том числе при пользовании федеральным имуществом.

МОБВУ в 2014 г. с нарушениями велось строительство защитной дамбы с придамбовым дренажем для защиты района Российского центра программирования в г. Дубне Московской области. МОБВУ в отсутствии законных оснований был заключен контракт на строительство с ООО «Конструктив-Дубна» на сумму более 1 млрд руб. Защитная дамба в г. Дубне относится к особо опасным, технически сложным объектам II класса капитальности, а у ООО «Конструктив-Дубна» на момент проведения аукциона отсутствовал допуск к таким работам. В результате строительство велось незаконно. Контроль со стороны Ростехнадзора отсутствовал.

МОБВУ была завышена цена государственного контракта на строительство защитной дамбы в г. Дубне, что привело к удорожанию стоимости строительства на 155,7 млн руб.

МОБВУ в 2014 г. не осуществлялся строительный контроль по соответствию выполняемых работ на объекте ПСМ.

Росводресурсами и МОБВУ в ходе строительства защитной дамбы в г. Дубне были допущены и другие нарушения.

Помимо ситуации со строительством защитной дамбы в г. Дубне МОБВУ в 2014 г. допускались нарушения при пользовании и распоряжении федеральным имуществом, а также нарушения законодательства о закупках.

В ходе проверки установлено несоблюдение 16-тью регионами России обязательств по финансированию мероприятий региональных целевых программ в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса» на сумму 1,09 млрд. руб. Счетная палата намерена применить к органам госвласти этих регионов бюджетные меры принуждения.

По итогам проверки Счетная палата направит представления об устранении нарушений в Росводресурсы и МОБВУ, обращение в Генпрокуратуру России, информационное письмо в ФАС России, уведомление о применении бюджетных мер принуждения в Минфин России. Заключение о результатах внешней проверки будет направлено в Совет Федерации Российской Федерации и Госдуму Российской Федерации.

Федеральная служба по аккредитации

Кассовые расходы Росаккредитации составили 420,6 млн. руб. или 93,7% от предусмотренного объема.

Согласно поручению Президента России с 6 по 9 февраля 2015 г. была проведена инвентаризация дебиторской задолженности по доходам за 2014 г. Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность в Росаккредитации отсутствует.

Проверка показала, что ведомством не налажена система направления в органы Росимущества сведений о приобретенном имуществе в установленный двухнедельный срок. Должным образом не оформляются права на недвижимое имущество, используемое центральным аппаратом Росаккредитации.

Ведомством допущен ряд нарушений в сфере госзакупок. Так, при публикации плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Росаккредитации на 2014 г. и изменений в него не соблюдалась утвержденная форма.

В нарушение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены Росаккредитация использовала при ее расчете методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) только одну процедуру. Информация для определения начальной цены не содержала расчет цен товаров, работ, услуг по 10 из запрошенных государственных контрактов.

Также Счетная палата выявила недочеты в Годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Документ был направлен в Минэкономразвития России с опозданием. Как показала проверка, Годовой отчет содержит ряд неточностей. В частности, при расчете оценки эффективности реализации основного мероприятия применяются ошибочные значения.

По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представление Счетной палаты в Росаккредитацию, информационное письмо – в Минэкономразвития России, а также заключение в Совет Федерации и Государственную Думу.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Кассовое исполнение расходов Роспатента составило 99,9%.

Общая сумма выявленных в ходе проверки нарушений составила 2,8 млн. руб. В частности: нецелевое расходование составило 0,1 млн. руб., а нарушения при проведении госзакупок – 2,7 млн. руб.

Анализ достоверности бюджетной отчетности Роспатента, проведенный Счетной палатой, выявил искажение суммы просроченной задолженности. Искажение составило 2,1 млн. рублей или 0,07 % от общего объема просроченной задолженности Роспатента. Данное нарушение было допущено по причине неисполнения ведомством поручения Президента России о проведении инвентаризации числящейся на балансовом учете задолженности и о выявлении безнадежной к взысканию задолженности.

Подведомственным Роспатенту ФГБУ «ФАПРИД» не ведется работа по 242 лицензионным договорам, заключенным до 2009 года, с задолженностью по лицензионным платежам на общую сумму $12,6 млн.

Роспатент оказывает 11 госуслуг и выполняет 2 контрольно-надзорные функции. В ходе проверки установлено, что весь комплекс административных процедур, начиная с приема и регистрации заявки и заканчивая государственной регистрацией и выдачей свидетельства, патента и т.п. полностью оказывается структурными подразделениями подведомственного ФГБУ «ФИПС». Однако правовой статус ФГБУ «ФИПС» не соответствует его фактической деятельности. В соответствии с Бюджетным кодексом и Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений право выполнять госфункции предоставлено только федеральному казенному учреждению.

В ходе контрольного мероприятия установлено отсутствие применения какого-либо метода нормирования затрат ФГБУ «ФИПС» и ФГБУ «ФАПРИД». Это противоречит Методическим рекомендациям Минфина России и Минэкономразвития России по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями госуслуг.

Остаток неиспользованной ФГБУ «ФАПРИД» субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания на 1 января 2014 г. составлял 21,8 млн. руб. или 18,1% от ее общего объема. Спустя год, остаток субсидий на выполнение госзадания ФГБУ «ФАПРИД» составил еще большую величину: 26,5 млн. рублей или 21,3%, что свидетельствует о недостаточно эффективном планировании и финансовом контроле Роспатента за расходами подведомственного учреждения.

ФГБУ «ФАПРИД» не выполнил представление Генеральной прокуратуры от 11 июля 2014 года и приказа Роспатента об открытии валютного счета. В результате на услуги посредника по оплате счетов зарубежных патентных поверенных ФГБУ «ФАПРИД» из федерального бюджета израсходовано 804,7 тыс. руб.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить представление Роспатенту, а также заключение в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Фактический объем по пяти прогнозируемым видам доходов Росгидромета составил 5,2 млн. рублей, превысив уточненный прогноз на 88%, что связано с увеличением числа лицензиатов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Кассовое исполнение расходов, утвержденных Росгидромету в объеме 14,9 млрд. рублей, составило 97,5%. Неисполненные назначения составили 368,5 млн. рублей, или 2,5% от доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Наибольший объем неисполненных назначений в сумме 237,0 млн. рублей (64,3%) установлен по проекту Росгидромет-2 («Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организацией Росгидромета-2»), осуществляемого с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития.

Проверка также показала, что вследствие недостаточного контроля со стороны Росгидромета его подведомственные учреждения не обеспечивают в полном объеме реализацию мероприятий федеральных целевых программ в части строительства объектов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Из выделенных 2 980,7 млн. рублей на реализацию ФАИП освоено 95,4%. При этом из 69 объектов в эксплуатацию введено только 26.

Недостаточно эффективно исполняется Росгидрометом функция по управлению государственным имуществом. Так, в ходе выборочной проверки установлено, что Росгидрометом и его территориальными органами не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 1 земельный участок и право собственности Российской Федерации на 988 земельных участка. Кроме того, не обеспечена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 4 642 объектов недвижимости и права оперативного управления на 4 439 объектов недвижимости.

Анализ осуществления закупок выявил ряд нарушений закона о контрактной системе (44-ФЗ). Так, Государственный контракт на оказание автотранспортных услуг с ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» на сумму 6,7 млн. рублей был заключен без проведения торгов. А закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций Службой не осуществлялись.

Кроме того, были выявлены признаки нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 1,5 млн. рублей, в том числе при проведении ремонта помещений на сумму 1,3 млн. рублей и при закупке картриджей для принтеров на сумму 0,2 млн. рублей. По данным фактам составлено 3 протокола об административных правонарушениях.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить представление в Росгидромет, информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу и заключение в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Фактический объем администрируемых Росприроднадзором доходов федерального бюджета в 2014 году составил 7,1 млрд. рублей, или 105,5% первоначального прогноза и 114,9% уточненного прогноза.

Несмотря на перевыполнение в целом установленного прогноза, по ряду видов доходов в силу недостатков прогнозирования отмечается его недовыполнение. Так, например, снижение объема поступления в федеральный бюджет платы за размещение отходов по сравнению с прогнозом составило порядка 152 млн. рублей. На снижение объема доходов повлияла, в том числе передача со второго полугодия 2014 года полномочий по администрированию доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. В результате

во втором полугодии доходы от платы за НВОС по Москве составили всего 10% (31,1 млн. рублей) от объема указанных доходов первого полугодия (312,3 млн. рублей), что говорит о недостаточной подготовке Департамента природопользования Москвы к исполнению переданных ему полномочий.

Кассовое исполнение расходов за 2014 год составило 4,1 млрд. рублей, или 98,9% от доведенных лимитов бюджетных обязательств. Неиспользованные средства в объеме 45,4 млн. рублей возвращены в бюджет.

В ходе проверки установлены нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет территориальными органами Росприроднадзора по Ярославской, Курской и Орловской областям. По данным фактам было составлено 3 протокола об административном правонарушении, из которых по одному на сегодняшний день (на основании постановления об административном правонарушении на руководителя Управления по Ярославской области) наложен и оплачен штраф в размере 10 тыс. рублей.

Также были выявлены нарушения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд на общую сумму 2,5 млн. рублей, из которых 2.3 млн. рублей – средства, использованные на проведение научно-исследовательской работы (НИР) в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды». Анализ НИР показал, что результаты этой работы не связаны с показателями госпрограммы, характеризующими улучшение экологической обстановки, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики.

Недостаточно эффективно велась претензионная работа. По 3 государственным контрактам на выполнение НИР на общую сумму 200 тыс. рублей Росприроднадзором не была взыскана неустойка в связи с просрочками исполнения обязательств

В реестре федерального имущества не учтен 61 объект имущества и не осуществлена государственная регистрация по 20 земельным участкам.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить представление в Росприроднадзор, информационное письмо в Федеральную антимонопольную службу и заключение в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Российский гуманитарный научный фонд и Российский фонд фундаментальных исследований

Российским гуманитарным научным фондом (далее - РГНФ) и Российским фондом фундаментальных исследований (далее - РФФИ) в 2014 г. расходы исполнены в сумме 1,5 млрд руб. и 9,2 млрд руб. соответственно, на уровне 100% от законодательно предусмотренного объема.

Кредиторская задолженность у фондов на 1 января 2015 г. отсутствует. Дебиторская задолженность на 1 января 2015 г. у РГНФ отсутствует, а у РФФИ она составила 1,5 млн руб., что объясняется возвратом неиспользованных сумм грантов их получателями.

РГНФ провел экспертизу 3 460 научных и научно-исследовательских программ и проектов в области гуманитарных наук для предоставления грантов. Средний размер гранта в 2014 году - 504 тыс. рублей, в 2013 году – 528 тыс. рублей. В 2014 году РГНФ проводил проверки условий предоставления грантов, а также контроль за их целевым использованием (установлены нарушения на сумму 2,8 млн. рублей, средства возвращены в бюджет). Принимая во внимание тот факт, что практически во всех проверенных РГНФ организациях-адресатах финансирования выявлены нарушения, Счетная палата считает целесообразным усилить контроль РГНФ в этой сфере и увеличить количество проверяемых организаций и объем подлежащих проверке средств.

Количество заключенных РФФИ договоров о предоставлении гранта в 2014 году незначительно увеличилось по сравнению с 2013 годом (на 8%). Средняя сумма гранта также увеличилась с 481,7 тыс. рублей в 2013 году до 552,8 тыс. рублей в 2014 году. Более 50% средств на предоставление грантов в 2013-2014 гг. было направлено организациям Российской академии наук.

РФФИ проводил проверки целевого использования грантов только в организациях г. Москвы, выезды в регионы не проводились. Контрольными мероприятиями были охвачены около 8% организаций от их общего количества и 10,6% грантополучателей. Проверенная сумма грантов составила 12,7% от суммы целевой субсидии. Согласно заключенным договорам о перечислении гранта, РФФИ вправе запрашивать у грантополучателя первичные документы, однако такие камеральные проверки РФФИ в 2014 году не проводились.

Нарушения использования средств грантов были выявлены РФФИ в 15 организациях (19% от проверенных) на общую сумму 955,6 тыс. рублей (0,1% от объема проверенных средств). Выявленная сумма нарушений в полном объеме возвращена на счет РФФИ.

Государственное задание РГНФ и РФФИ утверждено Правительством с нарушением срока, установленного Положением о формировании государственного задания. Такое же нарушение было выявлено Счетной палатой в прошлом году, по итогам проверки исполнения фондами бюджета за 2013 год.

Проверкой установлено, что Правительством Российской Федерации, как учредителем фондов, ряд полномочий не осуществляется.

Так, не определен и не утвержден перечень особо ценного движимого имущества РФФИ и РГНФ. По результатам проверок исполнения бюджета за 2013 год Счетная палата уже обращала внимание Правительства на эту проблему. По итогам Правительство давало соответствующее поручение, которое должно было быть исполнено еще в июле 2014 года. Но результата до сих пор нет.

Не утвержден порядок предварительного согласования совершения РГНФ и РФФИ крупных сделок.

Кроме того, не заключены трудовые договоры с председателем совета и с директором РФФИ, что не соответствует требованиям трудового законодательства и Устава РФФИ.

В 2014 г. РФФИ допущены нарушения законодательства в сфере закупок. Например, Фондом не всегда соблюдались сроки размещения на официальном сайте изменений, вносимых в План-график размещения заказов.

Среди прочего выявлены случаи, когда РФФИ заключались контракты, условия оплаты которых отличались от условий, предусмотренных в Плане-графике размещения заказов и в документации (извещениях) о данных закупках, размещенных на www.zakupki.gov.ru. Данные действия имеют признаки состава административного правонарушения.

При составлении бюджета на 2014 год РФФИ не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств. Так, при расчете обоснований бюджетных ассигнований на выполнение госзадания была завышена потребность в средствах на оплату труда. В этих целях РФФИ была учтена штатная численность в количестве 180 единиц. Вместе с тем, в период с 1 января 2014 года до 15 сентября 2014 года в РФФИ действовало штатное расписание с утверждённым штатом в количестве 170 единиц.

Кроме того, в 2014 г. РФФИ не соблюдались сроки представления в органы Росимущества сведений о приобретенном имуществе для внесения его в реестр государственного имущества.

По результатам проведенных проверок Счетная палата направит представление в РФФИ, а также информационные письма в Правительство России, Роструд и ФАС России.

Справочная информация

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Статья 264.9.) годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской Федерации.

Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года.

Правительство Российской Федерации направляет не позднее 1 июня текущего финансового года в Счетную палату Российской Федерации годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 1 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх