РУС ENG 

Выявлены нарушения по итогам исполнения бюджета за 2014 г. в Минкультуре, Большом театре, Эрмитаже, ВГИКе, ФСИНе, Минвостокразвитии, Росстандарте и др.

4 Июня 2015 г.
Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Екатерина Семенова

Счетная палата в соответствии с бюджетным законодательством* рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации утвердила заключения на исполнение федерального бюджета следующих главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС):

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

В 2014 г. исполнение федерального бюджета по доходам, администрируемым Рособрнадзором, составило 521,8 млн. рублей, или 116,8% от уточненного прогноза поступлений доходов на 2014 год.

Кассовое исполнение по расходам составило 2,4 млрд. рублей, или 98,58% от утвержденных бюджетных назначений на 2014 год.

Дебиторская задолженность сократилась на 97% и составила на 31 декабря 2014 г. 1,5 млн. рублей по авансам на выполнение работ по присоединению к энергосетям, на услуги связи и коммунальные услуги. При этом по одному договору на возмещение арендатором затрат на коммунальные услуги меры к возмещению задолженности за коммунальные услуги не принимались, хотя срок исковой давности истек в январе 2015 года.

Кредиторская задолженность составила (-)1,5 млн. рублей за счет задолженности Фонда соцстрахования по больничным листам и пособиям (в 2014 г. работа по возмещению средств Рособрнадзором не проводилась).

Согласно результатам проверки, государственное задание не выполнено в двух из пяти подведомственных Рособрнадзору учреждений - ФГБУ «Росаккредагентство» (не выполнены 2 показателя: по количеству заявлений для проведения процедуры государственной аккредитации и по количеству проведенных экспертиз) и Федеральном центре тестирования (не выполнен показатель по доставке экзаменационных материалов в регионы). В результате остатки субсидий на выполнение госзадания на счетах бюджетных учреждений выросли почти на 34% и составили 204 млн. рублей.

Проверкой установлено, что в нарушение условий контракта на выполнение научно-исследовательских работ не соблюдался предусмотренный ГОСТом порядок выполнения научно-исследовательских работ. При этом акты приемки этих работ не содержали рекомендаций по реализации НИР.

В нарушение Федерального закона о бухгалтерском учете отсутствует акт о приеме-передаче нежилых помещений для столовой, переданных Рособрнадзором по договору аренды, и акт приема-передачи этих помещений при расторжении договора.

Установлено также, что внутренний финансовый контроль в Рособрнадзоре не соответствовал требованиям постановления Правительства Российской Федерации: не разрабатывались нормативные акты по аудиту, план аудиторских проверок, предложения по повышению результативности использования бюджетных средств.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить представление в Рособрнадзор. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Министерство по развитию Дальнего Востока

В 2014 г. кассовое исполнение расходов Минвостокразвития составило 714,5 млн. рублей, или 93,9% годовых назначений.

Дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2015 г. сформировалась в сумме около 12 млн. рублей, в основном, по расчетам по выданным авансам. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2015 г. составляла 320,9 тыс. рублей.

Общий объем финансовых нарушений, выявленный в ходе проверки, составляет 162 млн. рублей. Из них 155 млн. рублей приходится на нарушение, допущенное подведомственным Минвостокразвития ФКУ «Дальневосточная дирекция», по списанию с балансового счета нежилых помещений при отсутствии соответствующего акта.

В ходе проверки были выявлены системные недостатки в организации работы Министерства, на которые Счетная палата уже указывала и которые были устранены при исполнении представления по результатам проверки прошлого года.

В частности, как и в прошлом году, выявлены нарушения в бюджетном процессе. Так, положение об организации работы по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств Министерства было утверждено не на начало года, а в середине (27 августа). Порядок ведения бюджетной сметы утвержден только в 2015 году. При этом в бюджетную смету вносились изменения без соответствующих изменений бюджетной росписи. Сведения в органы Федерального казначейства о принятых бюджетных обязательствах предоставлялись несвоевременно. По данным фактам был составлен и направлен в Росфиннадзор 31 протокол об административных правонарушениях.

Также в ходе проверки были выявлены систематические нарушения по учету федерального имущества. Так, Минвостокразвития не поданы для постановки на учет в реестре федерального имущества сведения об объектах основных средств (движимое имущество), приобретенных Министерством в 2014 г., на сумму 22,9 млн. рублей.

Как и в прошлом году, сохраняются проблемы в сфере внутреннего контроля. Необходимые для его проведения нормативные документы до настоящего времени министерством не утверждены.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить представление в Минвостокразвития. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Министерство культуры

В 2014 г. доходы федерального бюджета, администрируемые Минкультуры России, исполнены в общей сумме 307,4 млн. рублей, или 150,6% прогнозных назначений.

Кассовое исполнение расходов составило 95,6 млрд. рублей, или 99,5%, утвержденных бюджетных назначений.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения сроков предоставления годовой бюджетной отчетности территориальным управлением Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу. Годовая бюджетная отчетность была представлена на 1 месяц позже установленного срока.

В нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения Приморское и Восточно-Сибирское управления Минкультуры России не представили в отчетный период утвержденные сметы и планы расходов на 2014 год.

Руководителям указанных территориальных управлений выписаны протоколы об административных правонарушениях.

В нарушение условий предоставления субсидий на строительство культурных центров, установленных соглашениями с правительствами трех регионов (Забайкальский край, Ставропольский край и Томская область), средства были перечислены при отсутствии соответствующих соглашений о создании центров между правительствами регионов и муниципальными образованиями. По данному нарушению было оформлено три протокола об административных правонарушениях заместителю Министра культуры.

Основные мероприятия государственной программы «Развитие культуры и туризма», ответственным исполнителем по которой является Минкультуры России, реализованы только на 87%. При этом министерство не проводило оценку эффективности реализации Госпрограммы.

Анализ выполнения государственных контрактов показал, что промежуточные акты сдачи-приемки оказанных услуг по госконтрактам на проведение культурных мероприятий подписывались Минкультуры на следующий день после их заключения на суммы до 94% от их стоимости. Так, на следующей день после заключения госконтракта на проведение Дней славянской письменности в 2015 году был подписан промежуточный акт сдачи – приемки оказанных услуг в размере 93,8% от общей суммы Контракта (35 млн. рублей). Данные факты могут содержать коррупционные риски и требуют дополнительной правовой оценки со стороны правоохранительных органов.

За счет средств субсидии, выделенной на поддержку развития театральной деятельности, Минкультуры России допустило в 2014 году нецелевое расходование средств в объеме 10,6 млн. рублей. Данный факт был выявлен в ходе другого контрольного мероприятия, информация по нему направлена в Генпрокуратуру.

Помимо этого, Минкультуры России не выполнило поручение Правительства в части перечисления 25% от прибыли ФГУПов в федеральный бюджет. В результате бюджетом не дополучено доходов на общую сумму более 55 млн. рублей.

В рамках контрольного мероприятия также была проверена деятельность подведомственного учреждения Минкультуры России - Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова (далее – ВГИК, Университет).

В ходе проверки были выявлены нарушения при строительстве объекта ВГИК по государственному контракту от 2010 г. с ООО «Системные технологии инжиниринга», заключенному на сумму около 3 млрд. рублей.

Так, за нарушение сроков ввода объектов почти на 450 дней работа по возмещению неустойки в размере порядка 585 млн. рублей (расчетно) Университетом не велась.

Проверка также показала, что в ходе реализации госконтракта произошло удорожание объекта на общую сумму 43 млн. рублей за счет заключения дополнительных договоров, в том числе об оказании услуги по присоединению объекта к электросетям. При этом, несмотря на подписанный и оплаченный акт сдачи-приемки услуг по присоединению на сумму более 33 млн. рублей, на момент проверки проектная документация согласована не была, присоединение к электросетям не осуществлено, трансформаторная подстанция отсутствовала.

Согласно акту о приемке выполненных работ в декабре 2014 года было проведено озеленение на территории объекта на общую сумму более 900 тыс. рублей. При этом применен коэффициент зимнего удорожания.

Кроме того, проверкой установлено, что лица, подписавшие контракт со стороны Университета и со стороны исполнителя в одно и тоже время (2009 г.) являлись учредителями компании, которая в свою очередь учредила компанию-исполнителя по контракту.

Выявленные факты имеют признаки коррупционной составляющей и требуют дополнительной правовой оценки правоохранительных органов.

По итогам контрольного мероприятия планируется направить представления Минкультуры России и Всероссийскому государственному университету кинематографии имени С.А.Герасимова, обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Государственный академический Большой театр

В 2014 г. исполнение бюджетных назначений ГАБТ России составило
5,2 млрд. рублей, или 100%.

Согласно результатам проверки, государственное задание Театром выполнено.

Установлено нецелевое использование бюджетных средств. Так, более 10 млн. рублей, выделенных на обеспечение госзадания, были направлены на закупку медоборудования. В ходе проверки указанные средства возвращены Театром в доход бюджета.

По результатам проверки отмечено, что система распределения и продажи билетов Театра ограничивает население в доступе к его услугам.

Так, из общего количества зрительских мест (2 762) в свободную продажу поступают только билеты, оставшиеся после первого дня предварительной продажи льготным категориям - чуть больше 1 600 билетов (61,1% от общего количества мест). Остальные билеты могут быть доступны, только если их не востребовали по брони.

Помимо этого проверкой установлено, что план-график закупок ГАБТ был утвержден и размещен в единой информационной системе с нарушением срока более чем на 3 месяца.

В нарушение законодательства договоры аренды на общую площадь почти 600 кв. метров для организации питания заключены Театром с Кремлевским Комбинатом питания без согласования с Минкультуры.

По итогам контрольного мероприятия планируется направить представление в ГАБТ России и информационное письмо – в Минкультуры России. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Государственный Эрмитаж

В 2014 г. кассовое исполнение расходов федерального бюджета Эрмитажа как главного распорядителя бюджетных средств составило 5,6 млрд. рублей, или 100% утвержденных назначений.

Дебиторская задолженность по итогам отчетного периода уменьшилась на 402,8 млн. рублей, или на 28,7%, составив около 1 млрд. рублей. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2014 г. и на 1 января 2015 г. не числилась.

Государственное задание Эрмитажем выполнено.

В части реализации ФАИП не введен в эксплуатацию объект реставрации, предусмотренный к вводу в 2014 г. По состоянию на 31 декабря 2014 г. техническая готовность объекта составляла 90,52%. Основная причина неготовности объекта - отставание подрядчиков от сроков выполнения строительных работ (от 40 дней до 6 месяцев).

Помимо этого нарушены на 1 год сроки проведения проектных работ по строительству III очереди фондохранилища. В результате сроки сдачи объекта перенесены с 2016 на 2018 год, что может повлечь риск его удорожания.

При этом договор на строительство III очереди фондохранилища на сумму почти 2 млрд. рублей был заключен Эрмитажем без согласования с Минкультуры России, что является нарушением федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Данные форм федерального статистического наблюдения, представленные Эрмитажем в Росстат, не достоверны и не соответствуют данным бухгалтерской отчетности, о чем Росстат будет проинформирован.

В нарушение Гражданского кодекса и закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество не зарегистрировано право оперативного управления на 6 вновь созданных объектов недвижимости. Сведения о них для учета в реестре федерального имущества в Росимущество не направлялись.

Проверкой также установлено, что Эрмитаж как получатель средств федерального бюджета не обеспечил в полном объеме результативность использования бюджетных ассигнований.

В частности, Эрмитажем не были применены меры гражданско-правовой ответственности в связи с неисполнением и несвоевременным исполнением работ по двум государственным контрактам: в отношении ЗАО «БалтСтрой» (госконтракт на сумму 1,2 млрд. рублей) и ООО «Бета-Ком» (госконтракт на сумму 18,1 млн. рублей). По состоянию на 31 декабря 2014 г. отставание от графика выполнения работ по указанным контрактам составляло более 6 месяцев и 65 дней, соответственно. Также Эрмитажем принимались и оплачивались работы, выполнение которых не завершено.

По итогам контрольного мероприятия планируется направить представление Государственному Эрмитажу, информационные письма - в Минкультуры России и Территориальный орган Росстата по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Федеральное архивное агентство

В 2014 г. поступление в федеральный бюджет доходов, администрируемых Росархивом, составило 256,8 млн. рублей, или 120,8% запланированного объема.

Кассовые расходы составили 2,2 млрд. рублей, или 94%. Неиспользованные бюджетные назначения по состоянию на 1 января 2015 г. составили 140,1 млн. рублей (6%), из которых 108,7 млн. рублей – бюджетные инвестиции, направленные на мероприятия ФАИП.

Выборочная проверка заключенных государственных контрактов показала, что деятельность Росархива по организации поставок товаров, выполнению работ (оказанию услуг) в 2014 г. осуществлялась с нарушениями законодательства.

Например, план-график закупок Росархива на 2014 г. не соответствует реестру контрактов, размещенному на сайте закупок. При этом изменения в него не вносились.

Установлено также, что приемка результатов НИР в рамках 2 контрактов на общую сумму более 2 млн. рублей не соответствовала требованиям федерального закона о контрактной системе, так как проводилась комиссией в составе менее 5 человек.

Одним из подведомственных Росархиву казенных учреждений, работы по контракту на разработку проектной документации на сумму 9,4 млн. рублей приняты и оплачены при отрицательном заключении госэкспертизы, что несет риск использования средств без достижения результата.

В ходе проверки также были выявлены нарушения в части распоряжения государственным имуществом. В частности, установлено, что передача в аренду недвижимого имущества площадью 440,7 кв. метра осуществлялась подведомственным Росархиву казенным учреждением по заниженной стоимости (360 рублей за метр в год при средней цене 10,5 тыс. рублей), в связи с чем федеральным бюджетом недополучено расчетно более 19 млн. рублей.

Не зарегистрировано право оперативного управления на 3 объекта и право постоянного пользования на 3 земельных участка. Документы направлены в Росимущество, но процедура не завершена.

Анализ объемов незавершенного строительства, отраженных в бухгалтерской и бюджетной отчетности, показал, что Росархивом ненадлежащим образом осуществляются функции государственного заказчика федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)». Так, построены, но не введены в эксплуатацию 2 объекта строительства со сроками ввода в 2008 и 2011 годах, соответственно. Еще по одному объекту не завершено выполнение проектных работ, предусмотренных в 2014 году.

По итогам контрольного мероприятия планируется направить представление в Росархив и информационное письмо в Минкультуры России. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Федеральная служба исполнения наказаний

Исполнение прогнозных показателей поступления доходов на 2014 год по ФСИН России составило 39,8 млрд. руб., или 101,5%. Расходы исполнены в сумме 308,9 млрд. руб., или 111,7% от показателей сводной бюджетной росписи.

Дебиторская задолженность ФСИН России по итогам 2014 года возросла на 45,1%, и по состоянию на 1 января 2015 г. составила 1,9 млрд. руб. Кредиторская задолженность уменьшилась на 6%, и на 1 января 2015 г. составила 3 млрд. руб.

Объем незавершенного строительства по итогам 2014 года увеличился на 4,5 млрд. руб., и по состоянию на 1 января 2015 г. составил 20 млрд. руб. Наибольший объем незавершенного строительства приходится на следственные изоляторы, строительство которых финансируется в рамках ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» - более 18,1 млрд. руб.

В 2014 г. ФСИН России допускались нарушения законодательства в сфере государственных закупок. Например, территориальными органами и подведомственными учреждениями ФСИН России без проведения конкурсных процедур были заключены госконтракты с единственным поставщиком для нужд уголовно-исполнительной системы на общую сумму 10,5 млн. руб. ФКУ «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний» не были внесены необходимые изменения в план-график закупок на сумму 286,6 млн. руб., что привело к искажению данных об объемах закупок.

В 2014 г. ФСИН России и ее подведомственными учреждениями и предприятиями не обеспечено оформление свидетельства о государственной регистрации права оперативного и хозяйственного ведения на 8 311 объектов недвижимого имущества, общей площадью 3 509,7 тыс. кв. метров и права постоянного (бессрочного) пользования на 919 земельных участков общей площадью 8 962 012,2 тыс. кв. метра. Кроме того, на 16 617 объектов недвижимого имущества общей площадью 6 555,2 тыс. кв. метра, не зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

В 2014 г. ФСИН России не был организован внутренний финансовый аудит.

В 2014 г. Комиссией ФСИН России по анализу эффективности деятельности унитарных предприятий было принято неправомерное решение об отчислении части прибыли ФГУП в размере 2% от чистой прибыли предприятий при установленной Правительством России норме отчисления не менее 25%. В результате в доход федерального бюджета недопоступили средства в размере 104,1 млн. руб.

Счетная палата направит представление об устранении нарушений во ФСИН России, информационное письмо в Правительство Российской Федерации, заключение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов

ФССП России в 2014 г. были исполнены доходы в сумме 11,7 млрд. руб., или 130,4% прогноза. Расходы исполнены в сумме 49,3 млрд. руб., или 99,5% от утвержденных бюджетных ассигнований.

Объем дебиторской задолженности ФССП по доходам в отчетном периоде увеличился на 54,2%, составив на 1 января 2015 г. 90,18 млрд. рублей. Основной причиной ее роста стало увеличение количества исполнительных производств на 11,2% и увеличение сумм взыскания по ним на 21,1%, а также высокий показатель «текучести» кадров судебных приставов-исполнителей (28,8% от штатной численности в год) и, как следствие, снижение эффективности деятельности судебных приставов-исполнителей по возбужденным исполнительным производствам.

Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность составила 29,1 млн. рублей или 0,03% от общей суммы дебиторской задолженности. При этом основная доля (61,2%) безнадежной к взысканию задолженности приходится на дебиторскую задолженность по недостачам и хищениям денежных средств и материальных ценностей. Данная задолженность нереальна к взысканию в связи с приостановлением уголовных дел по причине невозможности установления виновных лиц, а также в связи с отсутствием имущества у виновных лиц, на которое можно обратить взыскание в рамках совершения исполнительных действий.

Кредиторская задолженность по перечислению в федеральный бюджет доходов, полученных в рамках исполнительного производства, составила 1,29 млрд. рублей.

ФССП России не зарегистрировано право собственности на 536 объектов недвижимого имущества, право оперативного управления и право бессрочного пользования на 180 объектов недвижимого имущества.

Проверкой было установлено, что территориальными органами ФССП России в нарушение законодательства были осуществлены закупки товаров, работ или услуг на сумму «не более 100 тыс. рублей» с превышением 5% предела от совокупного годового объема закупок. Превышение составило 612,2 млн. руб. Кроме того, было установлено, что в 2014 г. УФССП России по Московской области было заключено 10 госконтрактов и договоров на общую сумму 2,38 млн. рублей сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Счетная палата направит заключение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральная миграционная служба

ФМС России в 2014 г. были исполнены доходы в сумме 25,9 млрд. руб., или 108,6% прогноза. Расходы исполнены в сумме 48,4 млрд. руб., или 99,91% от сводной бюджетной росписи.

Дебиторская задолженность ФМС России по состоянию на 1 января 2015 г. составила 4 млрд. руб., увеличившись за 2014 г. в 5,7 раза. Кредиторская задолженность составила 334 млн. руб., сократившись за 2014 г. на 41,1%.

Проверкой были выявлены нарушения и недостатки в использовании службой средств федерального бюджета. УФМС России по Краснодарскому краю в нарушение заключенного государственного контракта были перечислены подрядчику ООО «ВолгоСпортСтрой» 14,39 млн. руб. в качестве предоплаты. С 2007 года не принимаются меры по объекту незавершенного строительства УФМС России по ЯНАО, на который были израсходованы бюджетные средства в сумме 1,5 млн. рублей. Кроме этого, выборочной проверкой авансовых отчетов ФМС России были установлены нарушения требований, предъявляемых к обязательным реквизитам первичных учетных документов, и сроков оформления авансовых отчетов.

Нарушены требования нормативных правовых актов при заключении госконтракта с ФГУП «ГОЗНАК».

ФМС России в 2014 г. не проводился внутренний финансовый аудит.

Распоряжение, управление и использование федерального имущества ФМС осуществлялось, в основном, в соответствии с законодательством. Вместе с этим, было установлено, что территориальными органами ФМС России не были предоставлены в Росимущество сведения для внесения в реестр государственного (муниципального) имущества в отношении 185 объектов недвижимости.

Счетная палата направит информационное письмо в ФМС России, заключение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации

Минюстом России в 2014 году были исполнены доходы в сумме 1,88 млрд. рублей, или 98,6% от прогнозных показателей. Расходы исполнены в сумме 6,37 млрд. рублей, или 99,4% от утвержденных ассигнований на 2014 год.

Дебиторская задолженность на 1 января 2015 года составила 125,2 млн. рублей. Кредиторская задолженность составила 13,5 млн. рублей и носит в основном текущий характер.

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания на оказание государственных услуг бюджетными учреждениями, в отношении которых Минюст России осуществляет функции и полномочия учредителя, исполнены в сумме 1,96 млрд. рублей, или 98,9% от полученных субсидий. Государственное задание выполнено по 24 государственным услугам (работам) из 31 (77,4%).

Минюстом России и подведомственными ему службами реализуется госпрограмма «Юстиция»: в 2014 году было достигнуто 24 из 36 плановых показателей госпрограммы (66,7%), выполнено 19 из 22 контрольных событий плана реализации (86,4%), также было реализовано 69 из 78 контрольных событий детального плана-графика (88,5%). Эффективность реализации госпрограммы в 2014 году характеризуется как средняя.

Минюстом России в нарушение требований законодательства о формировании государственного задания не утверждено новое государственное задание на 2014 год в отношении РПА Минюста России при изменении контрольных цифр приема.

Министерством и подведомственным ему ФБУ НЦПИ при Минюсте России не представлены для внесения в реестр федерального имущества сведения об имуществе общей стоимостью 74 808,2 тыс. рублей.

Счетная палата направит представление в Минюст России, заключение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Судебным департаментом в 2014 г. были исполнены доходы в сумме 359,5 млн. руб., или 295,4% от уточненного прогнозного показателя. Судебному департаменту необходимо повысить качество прогнозирования неналоговых доходов. Расходы исполнены в сумме 159,69 млрд. руб., или 99,4% от плана.

Дебиторская задолженность Судебного департамента по состоянию на 1 января 2015 г. составила в 2,3 млрд. руб., увеличившись за 2014 г. на 0,84%. Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2015 г. составила 852,9 млн. руб., увеличившись за 2014 г. на 66,3%.

В 2014 г. Судебным департаментом достигнуто 6 из 10 целевых индикаторов, установленных ФЦП [название ФЦП. - прим.]. Вместе с этим, расходы Судебного департамента на выполнение предусмотренных данной ФЦП мероприятий в 2014 г. составили 8,19 млрд. руб., или 93,3% плана.

Проверкой были установлены факты использования подведомственным территориальным органом Судебного департамента бюджетных средств, имеющих признаки нецелевого характера, на общую сумму 20,67 млн. руб. Выявленные факты касались строительства Дома правосудия в г. Дмитрове Московской области, проведения капитального ремонта здания Шатурского городского суда Московской области, а также Краснознаменского гарнизонного военного суда Московской области.

Также выявлены факты нерезультативного использования подведомственными территориальными органами Судебного департамента бюджетных средств на общую сумму 181,42 млн. руб. Например, на строительство здания Шаховского районного суда Московской области было затрачено 77,16 млн. руб., однако он был введен в эксплуатацию только спустя 1 года 3 месяца после сдачи объекта.

Было выявлено использование подведомственным территориальным органом Судебного департамента бюджетных средств, неподтвержденных документально (отсутствие первичных бухгалтерских документов) в сумме 12,95 млн. руб.

В 2014 г. Судебным департаментом и его бюджетополучателями было допущено 28 нарушений законодательства о закупках. Нарушения касались, в том числе обоснования и определения начальной (максимальной) цены контракта, включения в документацию (извещение) о закупке требований, влекущих ограничение конкуренции.

В 2014 г. Судебным департаментом и его бюджетополучателями также были допущены другие многочисленные нарушения, в том числе нарушения бюджетного законодательства, а также нарушения, связанные с составлением бюджетной отчетности, ведением бухгалтерского учета, оборотом наличных денежных средств и прочим.

Счетная палата направит представление об устранении нарушений в Судебный департамент, Управление Судебного департамента в Московской области, обращение в Генеральную прокуратуру. Заключение будет направлено в Совет Федерации Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.

Федеральная служба по тарифам

В 2014 г. ФСТ России были исполнены доходы в сумме 20,66 млн. руб., или 136,7% прогноза. Значительное перевыполнение плана свидетельствует о низком качестве планирования показателей прогноза поступлений доходов. Расходы исполнены в сумме 832,11 млн. руб., или 92,8% плана.

Дебиторская задолженность ФСТ России по выданным авансам по состоянию на 1 января 2015 г. составила 5,6 млн. руб., уменьшившись за 2014 г. в 2 раза. Кредиторская задолженность составила 464,4 тыс. руб., увеличившись на 5%.

ФСТ России при отсутствии нормативного акта о создании Единого госпортала по раскрытию информации регулируемыми субъектами и органами регулирования были предусмотрены в 2014 году бюджетные ассигнования в размере 20,91 млн. руб., которые впоследствии не были использованы.

Организация исполнения федерального бюджета на 2014 год осуществлена ФСТ России на недостаточно качественном уровне. Не соблюдались сроки представления документов в Минфин России и подготовки нормативных правовых актов. Кассовые расходы осуществлялись неравномерно.

ФСТ России не учитывалась реальная потребность в бюджетных ассигнованиях на выполнение научно-исследовательских работ, уплату налога на имущество организаций и транспортного налога, что привело к низкому уровню исполнения указанных расходов.

В результате низкого качества планирования остаток субсидии на выполнение государственного задания за 2 года увеличился на 111,93 млн. рублей и превысил объем средств, предоставленных в 2014 году ФБУ «ИТЦ ФСТ России», на 37 %.

ФСТ России на недостаточном уровне осуществлялся контроль за использованием субсидии, предоставленной ФБУ «ИТЦ ФСТ России» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, объем которой составлял в 2014 г. 24,7% общих расходов службы.

Положение ФСТ России о внутреннем финансовом аудите не в полной мере соответствует требованиям Правил осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденных Правительством России.

Счетная палата направит представление об устранении нарушений в ФСТ России, заключение в Совет Федерации Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

В 2014 г. поступление доходов в федеральный бюджет составили 146,7 млн. рублей (95,6% уточненного прогнозного показателя).

Кассовое исполнение расходов составило 3,9 млрд. рублей или 96,5% назначений.

Объем неисполненных назначений составил 132 млн. рублей (3,4%). Из них 121 млн. рублей - это бюджетные инвестиции по ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» государственной программы «Космическая деятельность России». Так, еще с 2012 г. по 5 объектам капитального строительства Роскосмосом, как государственным заказчиком, не обеспечено внесение корректировок в ФЦП, связанных с изменениями технических характеристик объектов и их сметной стоимости после разработки проектной документации. В результате отсутствие финансирования создает риски срыва сроков ввода в эксплуатацию указанных объектов (2015 и 2016 годы), а также невыполнения ряда целевых индикаторов ФЦП.

В ходе проверки был выявлен ряд проблемных вопросов и нарушений в части оказания Росстандартом и подведомственными ему учреждениями государственных услуг.

В частности, не решен вопрос, связанный с порядком оказания госуслуги по предоставлению информации из федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также использования полученных от этой деятельности средств. При том, что, согласно Административному регламенту оказание данной государственной услуги (за плату) должно осуществляться Росстандартом, в 2014 г. она оказывалась подведомственными ему ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» (на сумму 136,1 млн. рублей) и ФБУ «КВФ «Интерстандарт» (на сумму 16,1 млн. рублей) с использованием полученных доходов только на собственные нужды. При этом при предоставлении ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» бюджетных субсидий на создание и ведение указанного информационного фонда (ежегодно 26,0 млн. рублей) получаемые им доходы от оказываемых услуг не учитывались. Субсидия предоставлялась предприятию без определения фактической потребности, проверки достоверности представляемой предприятием отчетности и контроля за целевым использованием средств. Кроме того, в 2014 г. по договору о предоставлении указанной субсидии были оплачены мероприятия, не связанные с созданием и ведением информационного фонда, на общую сумму 3,6 млн. рублей. По данному факту в период проверки составлен протокол об административном правонарушении.

Установлено также, что при наличии организационно-технических возможностей ФБУ «Ростест-Москва» не оказывались услуги по подтверждению соответствия (обязательной сертификации) продукции и услуг. Вместе с тем с целью получения доходов от осуществления указанной деятельности, была создана коммерческая организация (ЗАО «Ростест»), в аренду которой было предоставлено федеральное имущество. При этом организация использовала официальный сайт ФБУ «Ростест-Москва» для размещения информации об оказании услуг (контакты ЗАО «Ростест», цены на услуги, реквизиты банковского счета для перечисления платы за оказываемые услуги).

Помимо этого, Росстандарт не обеспечивал подведомственные ему учреждения, оказывающие госуслугу по поверке средств измерений, знаками поверки и доступом к автоматизированной информационной системе АИС «Метроконтроль». Начиная с 2006 г., осуществление указанного вида деятельности было передано от подведомственного ФБУ КВФ «Интерстандарт» некоммерческой организации – инновационному фонду «Росиспытания». Общая стоимость договоров на поставку поверительных клейм, заключенных в 2014 г. подведомственными Росстандарту учреждениями с ИФ «Росиспытания», составила около 25 млн. рублей.

Анализ закупок Росстандарта выявил многочисленные нарушения действующего в этой сфере законодательства, в том числе в части ограничения конкуренции при проведении торгов: размещение на сайте неполной информации о проводимых закупках, необоснованное укрупнение лота при размещении заказа, заключение госконтракта с единственным участником (ФАУ «ФЦС»).

Помимо этого были допущены нарушения при определении начальной (максимальной) цены контракта. Как показала проверка, все работы по госконтракту, заключенному Росстандартом с ФАУ «ФЦС», были выполнены сторонними организациями (соисполнителями ФАУ «ФЦС»), причем стоимость их выполнения была в 1,8 раза ниже предусмотренной госконтрактом. В результате Росстандартом допущены дополнительные расходы бюджетных средств на сумму 18,8 млн. рублей.

При выполнении госконтрактов по издательскому редактированию проектов национальных стандартов, заключенных Росстандартом с ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», предприятие заключило договоры со сторонними организациями (ООО «Деметра», Фондом «Центр независимой потребительской экспертизы») на выполнение части работ на сумму 6,8 млн. рублей. На основании актов приемки работ произведена их оплата. Однако проверка показала, что указанные работы в полном объеме были выполнены работниками предприятия.

В ходе проверки также были выявлены факты неэффективного управления недвижимым имуществом.

Так, проверка показала, что Центральный аппарат Росстандарта занимает в административном здании общую площадь 9 838 кв. метров, что в 8 раз превышает норматив, установленный постановлением Правительства России. В то же время Центральным межрегиональным территориальным управлением Росстандарта для размещения работников арендовались помещения общей площадью 263,7 кв. метров в ООО «Логистик Лайн». Расходы на эти цели за счет средств федерального бюджета составили 5,9 млн. рублей.

Кроме того, в этом же административном здании в 2014 году без оформления договоров аренды на площади 780 кв. метров были размещены ФГУП «Дирекция административного здания Госстандарта России», некоммерческая организация ИФ «Росиспытания» и столовая «ИП Грязов».

Помимо этого, с 2006 г. не пересматривался размер арендной платы по договору аренды помещений площадью 1 033 кв. метров, заключенному между ФБУ «Ростест-Москва» и ЗАО «Ростест». В нарушения условий договора не взыскана стоимость проведенного учреждением ремонта фасада административного здания пропорционально площади занимаемых помещений на сумму 7,5 млн. рублей (расчетно). Кроме того, на служебных площадях ФБУ «Ростест-Москва» без оформления договора аренды и перечисления арендной платы на площади около 300 кв. метров располагается столовая ООО «Санид».

Проверкой также установлено, что при вовлечении в хозяйственный оборот земельного участка, находящегося в федеральной собственности, а также при заключении инвестиционного контракта на строительство жилого дома, расположенного в центре г. Москвы на Патриарших прудах, ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» не осуществлялась оценка, как инвестиционного проекта в целом, так и вовлекаемых в него в качестве капитальных вложений объектов федеральной собственности. В дальнейшем ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» передало права требования на свои 20% соответствующего объекта инвестиционной деятельности (8 квартир) инвестору - ООО «Сканклин Инвест». При этом соответствующая оценка доли объекта инвестиционной деятельности до совершения сделки произведена не была. В результате установленная стоимость права требования в размере 805 млн. рублей была ниже средней рыночной стоимости переданных 8 квартир не менее чем на 1,5 млрд. рублей (расчетно, по данным агентства недвижимости, продававших квартиры в этом доме).

По итогам контрольного мероприятия планируется направить представление в Росстандарт и обращение в Генеральную прокуратуру. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх