РУС ENG 

РФ потеряла $5 млрд. из-за недостатков в разделе продукции «Сахалина-1»

10 июня 2015 г.

Счетная палата фиксирует недостаточный контроль Министерства энергетики России за выполнением соглашений о разделе продукции. По-прежнему не решен ряд системных вопросов. Только в рамках проекта «Сахалин-1» Российская Федерация недополучила около $5 млрд. в виде налоговых и обязательных платежей. С таким заявлением в рамках «Правительственного часа» в Госдуме выступил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. «По соглашению о разделе продукции «Сахалин-1» не реализуется природный газ на экспорт из-за того, что члены консорциума инвесторов проекта не могут договориться о цене купли-продажи этого газа», - пояснил он.

Аудитор также подверг критике сложившуюся практику получения роялти по проекту «Сахалин-2». Вместо денег государство получает газ и передает его ОАО «Газпром». «Для России использование этого газа на внутренние потребности не рентабельно, ежегодные потери бюджета составляют порядка 15 млрд.руб.», - рассказал Валерий Богомолов. Также он добавил, что существуют проблемы с передачей созданного или приобретенного в ходе реализации соглашений о разделе продукции имущества в собственность государства.

Еще одна тема, на которой остановился аудитор, - недостаточная подготовка обоснований и предложений по осуществлению взносов в уставные капиталы акционерных обществ. По словам Валерия Богомолова, взносы на реализацию важных проектов осуществляются без проверки наличия проектно-сметной документации. Не учитываются фактические сроки реализации инвестиционных проектов. Снижается эффективность бюджетных ассигнований.

«В 2014 г. бюджетные средства, в сумме 3,8 млрд.руб., в виде взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» были перечислены только в конце августа. В результате при установленном сроке ввода в эксплуатацию воздушной линии электропередачи в 2015 г. степень ее технической готовности на начало текущего года составляла только 27 %. Это создает риски несвоевременной реализации указанного проекта», - привел пример Валерий Богомолов.

Минэнерго недостаточно влияет на процессы формирования и реализации инвестиционных программ энергетических компаний с государственным участием. Параметры инвестпрограмм компаний не соответствуют показателям отраслевых документов стратегического планирования. «Проверка деятельности «Межрегионгаза» показала, что корректировки инвестиционной программы данной компании осуществлялись под фактически профинансированные и выполненные работы, что снижало ответственность заказчиков и подрядчиков за выполнение плановых заданий», - рассказал аудитор. По его словам, по всем проверенным Счетной палатой энергетическим компаниям с государственным участием отмечаются значительные объемы незавершенного строительства. Его объемы сравнимы с годовым объемом финансирования инвестиционных программ.

Отдельно Валерий Богомолов упомянул, что Минэнерго России не выполняет положения закона «О газоснабжении в Российской Федерации». «С момента принятия закона о газоснабжении, а это 1999 г. и до настоящего времени Минэнерго России и его предшественниками федеральная программа газификации не разработана. Это влияет на выполнение задачи по газификации природным газом регионов, уровень которой за период с 2011 по 2014 гг. увеличился только на 2% - с 63 до 65%», - резюмировал аудитор.

Наверх