РУС ENG 

Механизм государственной поддержки отечественных производителей сельхозтехники недостаточно эффективен

4 Августа 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности реализации первоочередных мероприятий по стимулированию спроса на отечественную сельскохозяйственную технику в 2015 году». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На Коллегии отмечалось, что Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации 27 января 2015 г. (далее – План), в целях поддержки импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров, предусмотрено выделение дополнительных средств федерального бюджета в объеме 2 млрд. рублей на субсидирование скидки на сельхозтехнику, реализуемую российскими машиностроителями сельхозтоваропроизводителям, и осуществление имущественного взноса в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» в таком же объеме.

Федеральным бюджетом на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. на предоставление субсидий производителям сельхозтехники в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусмотрено финансирование в объеме 1,9 млрд. для приобретения 2 397 единиц техники (зерно- и кормоуборочных комбайнов и тракторов). Кроме того, за счет выделенных в рамках антикризисного плана 2 млрд. рублей Минсельхозом России предусматривается субсидировать производство и реализацию еще порядка 2 900 единиц техники.

По состоянию на 24 июня 2015 г. Минсельхозом России на расчетные счета поставщиков техники было перечислено 713,95 млн. рублей, или 18,3% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели. Из 5 297 единиц техники заводами-изготовителями поставлено 970 единиц техники, в том числе 660 тракторов и комбайнов, или 68% от фактически поставленной техники. Остальные 310 единиц составляют прочую сельхозтехнику. Наряду с низкими, в первом полугодии, темпами обновления техники за счет предложенного механизма, субсидируется вспомогательная сельхозтехника.

В то же время обеспеченность, например, зерноуборочными комбайнами и тракторами, являющимися основными видами техники с соответствующими показателями в госпрограмме, исходя из данных Минсельхоза, не превышает 50 процентов, а темпы обновления остаются низкими

Неиспользованный остаток субсидий производителям сельхозтехники составляет 3,2 млрд. рублей, или 81,7% от общего объема предоставленных Минсельхозу России лимитов бюджетных обязательств и средств федерального бюджета (с учетом Плана).

«Механизм государственной поддержки, утвержденный в Правилах предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, недостаточно эффективен»,- констатировал аудитор. Так, законодательно не закреплено положение, обязывающее производителей сельскохозяйственной техники предоставлять в федеральные органы исполнительной власти сведения о формировании цены за единицу сельскохозяйственной техники на условиях франко-завод* и структуре ее себестоимости. «В реализации механизма государственной поддержки отечественных сельхозмашиностроителей, существенным является уровень цен по которым, в конечном итоге, предлагается техника сельхозтоваропроизводителям. Анализ показывает, что субсидируемая скидка выплачивается производителю техники от завышенной цены», - отметил аудитор.

Так, например, к 15% субсидированию, на условиях франко-завод, Минсельхозом России принимается зерноуборочный комбайн (РСМ-142) «ACROS-580» с жаткой, производства ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» с ценой 5,2 млн. рублей (без НДС). Однако заводом этот комбайн в данной комплектации реализован по дилерскому договору по цене 2,96 млн. рублей. Дилер, в свою очередь, реализовал этот комбайн сельхозтоваропроизводителю с собственной наценкой по цене 3,6 млн. рублей.

Другой пример. ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» реализовал дилеру комбайн в этой комплектации по цене 3,6 млн. рублей. Дилер поставил комбайн сельхозтоваропроизводителю на условиях самовывоза и 100% предоплаты по цене 4,5 млн. рублей.

Анализ этих и других примеров показывает, что скидка от цены «франко-завод», предоставляемая заводом-изготовителем собственным дилерам, колеблется от 26 до 43%.

Кроме того, участие дилеров в цепочке завод (изготовитель сельхозтехники) – сельхозтоваропроизводители приводит к увеличению конечной цены за единицу продукции, преимущественно, в диапазоне от 15 до 25% по сравнению с ценой, предложенной заводом-изготовителем по договору поставки.

В качестве примера аудитор, привел реализацию сельхозтехники ЗАО «Петербургский тракторный завод»: дилеру трактор «Кировец» комплектации «Стандарт» заводом-изготовителем поставлялся по цене 4,22 млн. рублей (с НДС), а дилером по цене 5,1 млн. рублей, или на 20,5% дороже.

Кроме того, согласно отчетам о показателях результативности предоставления субсидий за 2014 г., представленным производителями сельхозтехники в Минсельхоз России в соответствии с условиями заключенных соглашений, установленные показатели по итогам 2014 г. не выполнили 12 из 26 производителей техники (46,2%). При этом ни правовыми актами Правительства, ни соглашениями не предусмотрены последствия за недостижение показателей.

Между тем, невыполнение этих показателей тормозит появление новых более современных видов техники, способных обеспечить более высокий уровень производительности труда и повысить конкурентоспособность отечественного производства.

Таким образом, действующий порядок субсидирования скидки на сельскохозяйственную технику не создает действенных стимулов спроса на российскую сельскохозяйственную технику и не снижает нагрузку на сельхозтоваропроизводителей.

Аудитор также отметил, что программа субсидирования производителей сельхозтехники начала реализовываться с 2013 года. В 2013-2014 годах на данный вид поддержки выделялись бюджетные ассигнования в пределах 2 млрд. рублей ежегодно.

При этом средства в полном объеме не осваивались, а целевые показатели Госпрограммы по технической и технологической модернизации не выполнялись.

В соответствии с соглашением с Минсельхозом России на условиях финансовой аренды (лизинга) ОАО «Росагролизинг» планируется поставить в 2015 году 741 единицу техники. За счет выделенных средств по состоянию на 18 июня 2015 г. было оплачено поставщикам только 239 млн. рублей, или 12% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели. Аудитор отметил, что на момент окончания проверки программа льготного лизинга современной высокопроизводительной техники российского производства разработана не была.

Как показала проверка, предоставление техники и оборудования сельхозтоваропроизводителям, в отсутствие программы льготного лизинга, осуществляется на стандартных условиях. Так, по договору финансового лизинга предусмотрен 30 % авансовый платеж, а также ежемесячные фиксированные платежи.

Кроме того, из 3,41 млрд. рублей возвратных платежей, поступивших на расчетный счет общества, по состоянию на 15 июня 2015 г. реинвестировано в новые сделки по лизингу только 1,6 млрд. рублей (47%). «Остальные средства размещаются лизинговой компанией на депозитах. По состоянию на 1 июня 2015 года на депозитных счетах размещено более 5 млрд. рублей», - сообщил аудитор.

Показатели эффективности использования лизинговой компанией предоставляемых бюджетных инвестиций в размере 2 млрд. рублей, определенные в трехстороннем договоре передачи акций в собственность Российской Федерации между Росимуществом, Минсельхозом России и ОАО «Росагролизинг», на пятилетний период (2015-2019 гг.), не содержат структуры техники по видам (тракторы, зерно- и кормоуборочные комбайны, прочая сельхозтехника).

На Коллегии также отмечалось, что в подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» Госпрограммы показатели реализации ОАО «Росагролизинг» сельхозтехники на условиях финансовой аренды (лизинга) на 2015 год не установлены.

Коллегия приняла решение направить представление в Минсельхоз России и информационное письмо - в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

*цена на условиях франко-завод – цена, подлежащая уплате изготовителю, на предприятии которого производилась последняя обработка/переработка товара.


Ключевые факты

  1. Федеральным бюджетом на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. на предоставление субсидий производителям сельхозтехники предусмотрено финансирование в объеме 1,9 млрд. для приобретения 2 397 единиц техники (зерно- и кормоуборочных комбайнов и тракторов). Кроме того, за счет выделенных в рамках антикризисного плана 2 млрд. рублей Минсельхозом России предусматривается субсидировать производство и реализацию еще порядка 2 900 единиц техники.
  2. По состоянию на 24 июня 2015 г. Минсельхозом России на расчетные счета поставщиков техники было перечислено 713,95 млн. рублей, или 18,3% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели. Из 5 297 единиц техники заводами-изготовителями поставлено 970 единиц техники.
  3. Скидка от цены «франко-завод», предоставляемая заводом-изготовителем сельхозтехники собственным дилерам, колеблется от 26 до 43%. Кроме того, участие дилеров в цепочке завод – сельхозтоваропроизводители приводит к увеличению конечной цены за единицу продукции, преимущественно, в диапазоне от 15 до 25%. В результате субсидируемая скидка выплачивается производителю техники от завышенной цены.

  4. По состоянию на 18 июня 2015 г. за счет выделенных "Росагролизингу" средств было оплачено поставщикам только 239 млн. рублей, или 12% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели. На момент окончания проверки программа льготного лизинга современной высокопроизводительной техники российского производства не разработана.

Материалы по теме

Наверх