РУС ENG 

На 1 января 2015 г. общий объем незавершенного строительства составил около 2 трлн. рублей

9 Сентября 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Пономарев

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ объемов и объектов незавершенного строительства по организациям, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти и иных получателей средств федерального бюджета, получавшим на цели строительства объектов бюджетные ассигнования из федерального бюджета».

Основные результаты

Результаты проведенного анализа свидетельствуют об отсутствии в настоящее время полноценного учета объектов незавершенного строительства, включая учет объемов выполненных работ, оснований для начала строительства и выделения бюджетных средств, сроков начала строительства и причин его остановки. По результатам проведенных проверок установлено, что по состоянию на 1 января 2015 г. общий объем незавершенного строительства по 71 ведомству с учетом подконтрольных им учреждений и ФГУП составил 1,97 трлн. рублей*. «По сравнению с 1 января 2014 года объем незавершенного строительства увеличился на 278,2 млрд. рублей, или на 16,5%. За 2013 год объем незавершенного строительства увеличился на 327 млрд. рублей, или на 24%», - сообщила Татьяна Голикова.

Наибольший объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 г. сложился по Росавтодору и составил 477,2 млрд. рублей, или 24,2% общего объема незавершенного строительства. Значительные объемы незавершенного строительства также установлены в Росжелдоре и Росморречфлоте (105,6 млрд. рублей и 89,3 млрд. рублей соответственно). Наиболее значительный рост в абсолютном выражении за 2013-2014 гг. установлен по Росавтодору (на 193,4 млрд. рублей, или на 68,1%), Росморречфлоту (на 34,8 млрд. рублей, или на 63,8%). Наиболее значительное сокращение установлено по Минкультуры России (сокращение в 2013-2014 гг. на 64,2 млрд. рублей, или на 64,8%).

По состоянию на 1 января 2015 года, по данным ведомств с учетом подведомственных учреждений и ФГУП, количество объектов незавершенного строительства составило порядка 9 тыс. объектов.

По данным Минэкономразвития России, из 1 394 объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2012 г., в установленные сроки введено 1080, или 77,5% общего количества предусмотренных к вводу. В 2013 г. введено 528 объектов из 897, или 58,9%; в 2014 г. - 365 из 772, или 47,3%.

Председатель Счетной палаты обратила внимание на отрицательную динамику изменения доли введенных в эксплуатацию объектов, наблюдаемую в последние годы. Главными распорядителями, подведомственными учреждениями и ФГУП не выполняются установленные в Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) сроки ввода объектов в эксплуатацию. Так, по данным Минэкономразвития, из предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2012 г. в установленные сроки не введено 314 объектов, или 22,5%; в 2013 году - 369 объектов, или 41,1%; в 2014 г. - 407 объектов, или 52,7%. «За 2011-2014 гг., доля объектов, введенных в эксплуатацию, снизилась более чем на 30 процентных пунктов, в то время как уровень кассовых расходов на ФАИП (без учета расходов в рамках гособоронзаказа) снизился лишь на 3,1 процентного пункта, освоения средств – на 17,4 процентного пункта», - подчеркнула Татьяна Голикова.

Так, согласно отчету Правительства об исполнении федерального бюджета за 2014 г., Росгидрометом из 70 объектов, подлежавших вводу в эксплуатацию в 2014 г., не введены в установленные сроки 43 объекта (61,4%) на сумму 1,7 млрд. руб. В 2012 г. из 43 объектов не были введены 14, или 32,6%; в 2013 г. из 42 объектов – 29, или 69%. Росавиацией из 33 объектов, предусмотренных к вводу в 2012 г., фактически не введено 23, или 70%, в 2013 г. - из 136 – 71, или 52%, в 2014 г. - из 12 – 11, или 92%. При этом уровень технической готовности не введенных объектов составил менее 70%. Учреждениями, подведомственными Росавтодору, из 380 объектов, подлежавших вводу в эксплуатацию в 2014 г., не введено 57 объектов, или 15% (в том числе по 7 объектам уровень технической готовности составил менее 70%). При этом кассовое исполнение расходов по ассигнованиям федерального бюджета на финансовое обеспечение ФАИП без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, в 2012 г. составило 839 млрд. руб., или 93,3%, в 2013 г. - 675,7 млрд. руб., или 95,8%, в 2014 г. - 586,5 млрд. руб., или 91,6% .

Наибольший объем дебиторской задолженности по расходам инвестиционного характера на 1 января 2015 г. имели: Росавтодор – 49,5 млрд. руб., Минспорт России – 36,3 млрд. руб. и Росморречфлот – 25,1 млрд. руб.

Значительное количество объектов числится в составе незавершенного строительства в течение длительного времени. Так, не завершено строительство сборочно-монтажного корпуса и энергокорпуса ФГБУ науки Институт космических исследований Российской академии наук (ФАНО России), начатое в 1981 г. Объем использованных средств составил 5,5 млн. руб. При этом данными об остатке сметной стоимости этих объектов и их технической готовности ФАНО России не располагает. С 1984 г. строятся объекты ФГБУ науки Институт электрофизики и электроэнергетики Российской академии наук, объем капитальных вложений - 209,5 млн. руб. Объем незавершенного строительства Дальневосточного отделения РАН - 87,3 млн. руб. по 6 объектам, из них 62,6 млн. руб. - опытная установка ТИБОХ (корпус биотехнологии). Строительство объекта не ведется с 2009 г., уровень технической готовности составляет 74%. И таких примеров множество. «Следует отметить, что ФАНО России совместно с РАН в 2014 г. не приняты решения по объектам незавершенного строительства, в 2015 г. капитальные вложения также не предусмотрены», - рассказала Татьяна Голикова.

Минтруд России с 2007 г. осуществляет строительство корпуса для больных с повреждением спинного мозга федерального государственного бюджетного учреждения «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов». Объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 г. составил 345,7 млн. руб., уровень технической готовности - 38%. На балансе Росприроднадзора числятся 5 объектов незавершенного строительства, работа над которыми началась в 1993 - 2002 гг. На балансе Росрыболовства – 10 объектов с 1996 - 2009 гг.

Выявлены многочисленные факты разработки проектной документации за счет средств федерального бюджета, по результатам которой не начато и не предполагается в дальнейшем создание объектов.

Так, в учете подведомственных казенных учреждений Росавтодора отражено 445 проектно-изыскательских работ (ПИР) на общую сумму 3,4 млрд. руб., результаты которых не используются. Кроме того, в 2014 г. учреждениями Росавтодора полностью оплачены работы по 4 государственным контрактам общей стоимостью 25,9 млн. руб. на разработку проектно-сметной документации, на которую получены отрицательные заключения государственной экспертизы.

В ФКУ «Ространсмодернизация» Минтранса России стоимость не востребованной в течение более 2 лет проектно-сметной документации, оплаченной за счет средств федерального бюджета, составляет 477,9 млн. руб. Стоимость проектно-сметной документации, разработанной в рамках реализации ФАИП подведомственными организациями Росморречфлота и не востребованной для строительства 12 объектов ФАИП, составляет 256,4 млн. руб. Росрыболовством на разработку невостребованной проектно-сметной документации израсходованы бюджетные средства в размере 156,7 млн. рублей, в том числе: по 6 объектам реконструкции портов и морских терминалов – 113,7 млн. руб., по 3 рыбоводным объектам – 43 млн. руб.

Также Счетной палатой были установлены факты оплаты некачественно выполненных или вообще невыполненных работ. Так, ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Росгидромет) осуществило приемку и оплату невыполненных работ по строительству производственно-лабораторного корпуса в рамках государственного контракта, заключенного с ООО «Инком» в размере 10,3 млн. руб, что составляет 38,1% стоимости контракта. По данному факту материалы были направлены в Генеральную прокуратуру.

Причины

На Коллегии были названы основные причины роста незавершенного строительства – это системные недостатки при формировании и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), в том числе отсутствие в нормативных правовых актах механизма вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов. Правилами формирования и реализации ФАИП и Методическими указаниями по формированию проекта ФАИП не предусмотрены положения о включении бюджетных ассигнований на завершение объектов строительства, не являющихся «переходящими» с предшествующего финансового года.

«Включение в ФАИП новых объектов капитального строительства при наличии не обеспеченных финансированием незавершенных объектов говорит о недостатках бюджетного планирования государственных инвестиций при формировании и реализации инвестиционной программы, создает риски удорожания объектов, в том числе за счет дополнительных расходов на консервацию или хранение недостроенных объектов, а также переносов сроков строительства», - отметила Татьяна Голикова.

Например, 5 объектов незавершенного строительства Росавтодора имеют уровень технической готовности более 70%.Тем не менее, они не включены в состав ФАИП на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.

Минэкономразвития России в ФАИП включаются объекты капитального строительства без утвержденной в установленном порядке проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы, а также объекты, по которым бюджетные ассигнования планируются одновременно на проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

«Включение в ФАИП объекта капитального строительства при отсутствии утвержденной проектной документации приводит к увеличению или срыву сроков, прекращению строительства, перераспределению или сокращению значительных объемов средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП», - отметила Председатель Счетной палаты.

По итогам 2014 г. не завершены в запланированном объеме ПИР, а также строительные работы по ряду значимых объектов. Например, «Вторая очередь реконструкции аэропорта Шереметьево» (Росавиация), бюджетные средства на который в объеме 1 млрд. руб. были перераспределены в «антикризисный фонд». Из 10 предусмотренных Росгидрометом к вводу в эксплуатацию в 2014 г. доплеровских метеорологических радиолокаторов не введено ни одного.

В числе других причин увеличения объемов незавершенного строительства на Коллегии отмечались отсутствие оформленных прав собственности на земельные участки и должного контроля со стороны ведомств за исполнением государственных контрактов на строительство и деятельностью подконтрольных им учреждений и предприятий.

Так, на срок от 1 года до 7 лет переносился ввод в эксплуатацию 66 объектов подведомственных Росавтодору учреждений в связи с задержками в оформлении прав на земельные участки. Согласно первоначально заключенному ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» государственному контракту объект «Первая очередь строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия» должен был быть введен в эксплуатацию в 2008 г. Несмотря на то, что на 1 января 2015 г. уровень его технической готовности составил 99%, установлен новый плановый срок ввода – 2015 г. Срок ввода в эксплуатацию объекта «Строительство второй очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербург. Участок от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка» с уровнем технической готовности 99% также перенесен с 2010 на 2015 г.

Кроме того, оценку динамики изменения объемов незавершенного строительства и выработку мер по их сокращению Минэкономразвития России проводит не на регулярной основе, а на основании отдельных решений Президента России и Правительства России. При этом доклады Минэкономразвития России о ходе реализации ФАИП не включают данные об общих объемах незавершенного строительства за счет средств федерального бюджета, а также не содержат аналитическую информацию о ходе завершения не включенных в ФАИП на отчетный год строек и объектов, ввод которых не был обеспечен в рамках реализации ФАИП предыдущих лет.

Выявлены нарушения и недостатки в части отражения ведомствами и подведомственными им учреждениями и предприятиями объемов и объектов незавершенного строительства в бюджетном и бухгалтерском учете и соответствующей отчетности. В ней отсутствуют формы и показатели, обеспечивающие обособленное отражение сведений об объемах и объектах незавершенного строительства, а также дебиторской задолженности по ним.

Имеет место несвоевременное или неправомерное отражение фактов хозяйственной деятельности в учетных регистрах бухгалтерского и бюджетного учета в части незавершенного строительства, что приводит к искажению учетных данных и отчетности. Так, Роскосмос на момент проверки не обладал полной информацией за 2012 – 2014 гг. об объектах незавершенного строительства подведомственных ему организаций. Например, в бюджетном учете Роскосмоса отражены затраты по бюджетным инвестициям только за 2014 г. Сведения об отражении затрат на счете «Строительство объектов основных средств» предприятий до 2014 г. отсутствуют.

При этом, проверкой выявлено, что инвентаризация объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, отдельными ведомствами не проводилась или проводилась формально.

Предложения

В связи с выявленными недоработками Счетная палата предлагает Правительству России по итогам инвентаризации не включенных в ФАИП объектов незавершенного строительства разработать и утвердить поэтапный план снижения объемов и количества таких объектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Также целесообразно исключить практику внесения изменений в установленные сроки ввода в эксплуатацию включенных в ФАИП объектов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения. Необходимо ужесточить административную и дисциплинарную ответственность за непредставление или представление недостоверной статистической, бюджетной и бухгалтерской отчетности.

Министерству экономического развития следует обеспечить внесение изменений в Правила формирования и реализации ФАИП и установить необходимость учета при формировании ФАИП на очередной финансовый год и плановый период имеющихся объектов и объемов незавершенного строительства, динамики остатков неиспользованных бюджетных ассигнований по состоянию на начало и на конец финансового года, уровня исполнения ведомствами бюджетных средств на реализацию ФАИП по итогам 9 месяцев текущего финансового года, бюджетных средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность,. При формировании сводной информации о ходе реализации адресной программы необходимо предусмотреть включение данных об общих объемах незавершенного строительства за счет средств федерального бюджета и аналитической информации о ходе завершения не включенных в ФАИП на отчетный год строек и объектов, ввод которых не был обеспечен в рамках реализации ФАИП предыдущих лет.

Министерству финансов следует внести изменения в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с целью обособленного отражения сведений об объемах незавершенного строительства.

Счетная палата предлагает Правительству поручить Федеральной службе государственной статистики предусмотреть формирование официальной статистической информации в разрезе главных распорядителей и подведомственных им организаций по объектам и объемам незавершенного строительства, их сметной стоимости, периодам фактического строительства и процентам технической готовности. Необходимо обеспечить привлечение к административной ответственности должностных лиц, допустивших непредставление или представление недостоверной статистической информации.

В свою очередь органам исполнительной власти следует принять меры для обеспечения ввода в эксплуатацию в установленные сроки объектов капитального строительства, реконструкции, технического перевооружения, включенных в ФАИП на очередной финансовый год и плановый период. Необходимо усилить контроль за ходом строительства и своевременностью завершения строительных работ по объектам, включенным в ФАИП, а также за наличием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых планируется осуществить строительство. Следует обеспечить надлежащий контроль за полнотой и достоверностью бюджетного, бухгалтерского учета вложений в основные средства у подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений и ФГУП в части объемов и объектов незавершенного строительства.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство, Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

baner_info.jpg

Справочная информация:

*По результатам проведенных Счетной палатой проверок, количество объектов и объемы незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 г. значительно превышают отчетные данные Росстата.

Согласно данным Росстата, количество зданий и сооружений, находящихся в незавершенном строительстве, в целом по Российской Федерации в федеральной собственности составило по состоянию на конец 2014 г. 5 420 единиц. Объем незавершенного строительства по органам государственной власти и управления федерального уровня по данным Росстата составил лишь 547,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2014 г. на 62,5 млрд. рублей, или на 12,9%.

В ходе проверки установлено, что главными распорядителями и их подведомственными организациями не в полной мере выполнялись требования по составлению и представлению в органы государственной статистики форм государственного статистического наблюдения в части информации о незавершенном строительстве.


Материалы по теме

Наверх