РУС ENG 

Низкое качество подготовки списков пострадавших от паводка в СФО привело к дополнительным бюджетным расходам

14 Сентября 2015 г.

Евгений Курсков/Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки целевого характера и эффективности использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выделенных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в мае – июне 2014 года на территории Сибирского федерального округа в Алтайском крае и Республике Алтай*. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

На ликвидацию последствий паводка на территории Сибирского федерального округа было выделено 6,3 млрд. руб. бюджетных ассигнований. 91% этих средств был направлен на оказание единовременной материальной и финансовой помощи гражданам в связи с утратой имущества первой необходимости. Наибольший ущерб стихийное бедствие причинило Алтайскому краю и Республике Алтай. Данным регионам были выделены 96% от общего объема средств.

Как отметил аудитор, из проверки к проверке Счетная палата вынуждена констатировать одни и те же проблемы, выявляемые в различных регионах.

Так, принятие решений о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда на ликвидацию последствий паводка осуществлялось по новым правилам, утвержденным Правительством в прошлом году. «Они предусматривают сокращение сроков подготовки и исполнения решений Правительства, что должно было способствовать своевременному обеспечению мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», - уточнил Максим Рохмистров, добавив, что по итогам проверки было установлено 9 случаев нарушения установленных сроков органами государственной власти. Счетная палата выявила превышение срока рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований (от 13 до 38 дней), срока перечисления первого транша в размере 30% на оказание гражданам помощи (от 5 до 22 дней), срока перечисления межбюджетных трансфертов (от 17 до 176 дней). Также установлены факты нарушения сроков возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов, перечисленных Республике Алтай (от 51 до 102 дней).

Несмотря на принятие в 2014 г. ряда нормативных актов, часть вопросов осталась нерешенной. Так, не регламентированы порядок подготовки и рассмотрения обращений региональных органов исполнительной власти по поводу выделения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, а также критерии определения полной или частичной утраты имущества первой необходимости, необходимые для принятия решения о выплате пострадавшим гражданам финансовой помощи. Не определено понятие «имущество первой необходимости», на что Счетная палата в 2014 г. обращала внимание Правительства РФ по результатам проверки в Республике Дагестан и Карачаево-Черкесской Республике. Это приводит к оспариванию гражданами принятых решений.

«В Алтайском крае на момент проведения проверки по искам граждан, несогласных с решениями межведомственных комиссий о размере выплаты финансовой помощи в размере 50 тыс. руб., вынесено 94 судебных решения. На их основании 294 гражданина включены межведомственными комиссиями в списки на получение выплат по 100 тыс. руб. на человека в связи с полной утратой имущества первой необходимости», - привел пример Максим Рохмистров.

В ходе проверки также установлено, что все контракты, а их более 600, на закупку товаров (работ, услуг) в целях ликвидации последствий ЧС были заключены с единственным поставщиком. Общая стоимость договоров превысила 400 млн. руб. «При этом в Алтайском крае заключено 12 контрактов на общую сумму 3,4 млн. руб., а в Республике Алтай 46 контрактов на общую сумму 159,1 млн. руб. у единственного поставщика по прошествии от 1 до 6 месяцев с даты возникновения ЧС, что позволяло провести необходимые процедуры по осуществлению закупок конкурентными способами в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе», - пояснил Максим Рохмистров.

Закон о контрактной системе допускает проводить предварительный отбор участников закупки, которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров. «Предварительный отбор участников размещения заказа на 2014 год в Республике Алтай заказчиками не проводился, а в Алтайском крае не дал результатов в связи с отсутствием заявок от участников», - констатировал аудитор. Но вместе с тем, проверки Счетной палаты показывают, что нормы Закона о контрактной системе, регулирующие закупки для целей ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не однозначны и регионы трактуют и применяют их по-разному, что свидетельствует о недостатках нормативно-правового регулирования в указанной сфере, о чем Счетная палата также ранее информировала Правительство РФ.

В нарушение Правил выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай дважды произведены выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в объеме 5,7 млн. руб. в связи с утратой имущества 326 гражданам. Представителем Республики Алтай на Коллегии Счетной палаты было доложено о возврате в федеральный бюджет суммы необоснованных выплат в полном объеме.

Отдельно аудитор остановился на неправомерности возмещения ущерба вследствие ЧС иностранным гражданам, так как соответствующее положение отсутствует в Федеральном законе № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Решением органов местного самоуправления в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в Республике Алтай включены 18 иностранных граждан, в Алтайском крае – 1 гражданин, суммарные выплаты по которым составили 1,3 млн. руб.», - рассказал Максим Рохмистров.

Заместитель Председателя Правительства Республики Алтай – Министр финансов Республики Алтай О.В. Завьялова сообщила членам Коллегии Счетной палаты, что на текущий момент одним иностранным гражданином уже осуществлен возврат 50 тыс. руб. в добровольном порядке. В отношении остальных поданы судебные иски, при этом по 5 гражданам уже приняты решения о необходимости возврата необоснованно полученных средств. В Алтайском крае по решению суда иностранным гражданином также возвращены 10 тыс. руб.

Коллегия приняла решение направить представление Главе Республики Алтай, информационные письма в Правительст во Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу и Правительство Алтайского края. Отчет и информация об основных итогах контрольного мероприятия будет направлена в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочная информация:

*В результате выпадения на Алтае сильных и продолжительных осадков в период с 27 мая по 30 мая 2014 г. начался резкий подъем уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, который во многих районах указанных территорий превысил критические отметки.

Наибольшее количество населенных пунктов, попавших в зону подтопления, и, как следствие, причинение крупного размера ущерба населению, зафиксировано в Алтайском крае и Республике Алтай.

В результате в зону подтопления в Алтайском крае попали 128 населенных пунктов в 25 муниципальных образованиях, подтоплено 16 053 дома с населением 52 077 человек, из них 8 997 детей. В Республике Алтай в 106 населенных пунктах 11 муниципальных образований подтоплено 7 372 дома с населением 27 683 человека, в том числе 8 561 детей.


Ключевые факты

  1. На ликвидацию последствий паводка на территории Сибирского федерального округа было выделено 6,3 млрд. руб. бюджетных ассигнований.
  2. Наибольший ущерб стихийное бедствие причинило Алтайскому краю и Республике Алтай. Данным регионам были выделены 96% от общего объема средств.

  3. Счетная палата выявила превышение срока рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований (от 13 до 38 дней), срока перечисления первого транша в размере 30% на оказание гражданам помощи (от 5 до 22 дней), срока перечисления межбюджетных трансфертов (от 17 до 176 дней).
  4. Все контракты (более 600) на закупку товаров (работ, услуг) в целях ликвидации последствий ЧС были заключены с единственным поставщиком. Общая стоимость договоров превысила 400 млн. руб.
  5. Решением органов местного самоуправления в списки на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в Республике Алтай включены 18 иностранных граждан, в Алтайском крае – 1 гражданин, суммарные выплаты составили 1,3 млн. руб.

Материалы по теме

Наверх