РУС ENG 

В 2014 г. доход государства от реализации СРП составил более $8 млрд.

5 Ноября 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Семенов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Подготовка сводного отчета об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год», а также Заключение на доклад Правительства Российской Федерации «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2014 г.». С основным докладом выступил аудитор Александр Жданьков.

В настоящий момент в Российской Федерации реализуется 3 соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское СРП»).

За весь период реализации этих Соглашений добыто почти 132 млн. тонн нефти с конденсатом, 113 млрд. кубометров газа, произведено около 59 млн. тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводородов в стоимостном выражении возрос по сравнению с 2013 годом на 5% и составил $18,5 млрд.

Как сообщил на Коллегии аудитор Александр Жданьков, совокупные затраты с начала работ составили $65 млрд. Из них 4,9 млрд. - это затраты 2014 года. Все затраты, подлежащие возмещению, а это $58 млрд., компенсированы государством углеводородами в полном объеме.

«Доход государства за весь срок действия проектов составил почти $33 млрд. Из них более 20 млрд. поступило в федеральный бюджет, 13 млрд. - в региональные. В 2014 году государство в целом получило более $8 млрд.», - отметил аудитор, подчеркнув при этом, что доход мог бы быть почти на $200 млн. больше, если бы Минэнерго контролировало объемы «условно поставленного газа» потребителям Дальневосточного федерального округа в счет роялти.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в области реализации СРП сохраняются системные проблемы, на которые Счетная палата уже неоднократно обращала внимание по итогам предыдущих проверок.

Так, 8 лет не решается вопрос по экспорту газа Сахалина-1. При этом выручка от его реализации за этот период могла составить порядка $10 млрд.

Не решена до конца и проблема по созданию ликвидационных фондов по проектам. Например, по Сахалину-1 Счетная палата в течение четырех лет говорила о необходимости назначения администратора счета ликвидационного фонда для российских инвесторов проекта. Наконец в июле этого года были утверждены критерии для выбора администратора, подобраны под них соответствующие банки, проинформированы инвесторы. Однако до сих пор средства на ликвидацию, а это $187 млн., не саккумулированы.

По Сахалину-2 ликвидационный фонд не был предусмотрен, но по рекомендации Счетной палаты инвесторы добровольно согласились его сформировать и сейчас идут консультации по его объему. По Харьягинскому СРП ликвидационный фонд предусмотрен, но формируется по устаревшему плану, в котором указаны не все объекты, в связи с чем денег для полной ликвидации не хватит.

Еще одной затянувшейся проблемой остается передача имущества, созданного при выполнении СРП, в собственность государства. «На сегодняшний день создано и возмещены государством затраты по имуществу на $38 млрд. Однако, хотя вопрос с места сдвинулся, до конца он еще не решен. Несмотря на то, что Минэнерго совместно с Росимуществом был разработан алгоритм передачи имущества, уже сейчас идет отставание от предусмотренных сроков: по Харьяге это 1 октября, а по Первому Сахалину – 31 декабря этого года», - сообщил Александр Жданьков.

Аудитор также обратил внимание на необходимость более активного участия российских подрядчиков в работах по проектам. «Проверкой установлено формальное к этому отношение операторов и отсутствие контроля со стороны уполномоченных органов. При этом задача по обеспечению максимального участия российских подрядчиков в работах по проектам ежегодно в докладе Правительства ставится как приоритет на предстоящий год», - отметил Александр Жданьков.

По словам аудитора, при том, что согласно отчетности до 90% работ выполняются российскими подрядчиками, на деле они являются только прослойками и фактически все работы ведут иностранные субподрядчики. При этом крупные контракты заключаются операторами без конкурсных процедур. Так, по Сахалину-1 в 2014 году 22 из 29 контрактов, стоимостью свыше 5 млн. долларов, были заключены без конкурса.

В числе проблем на Коллегии также отмечалось бесконтрольное использование имущества проектов подрядчиками.

Как показывают результаты проверок, операторы заключают долгосрочные контракты, например, на обслуживание газопровода. Полностью за счет СРП оснащают подрядчика необходимым оборудованием, затем проводят ускоренную амортизацию и списывают его. «В результате оборудование просто дарят подрядчику, а это миллионы долларов, которые возмещены российской нефтью. Представители государства это не контролируют», - подчеркнул аудитор.

Проверка показала, что по всем технологическим объектам, создаваемым в рамках СРП по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2», либо использовались ноу-хау, либо проводилась привязка имеющихся у подрядчиков технологий к специфическим (эксклюзивным) условиям шельфовых проектов. Работы выполнялись за счет возмещаемых затрат. Однако фактически наличие результатов интеллектуальной деятельности, созданных при реализации СРП, в ходе проведения контрольных мероприятий не установлено.

Уполномоченными представителями государства в УК необходимо проработать вопрос об организации учета результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении СРП.

Проверка показала, что остается не решенным вопрос о регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на стратегические объекты, построенные в рамках расширения аэропорта «Ноглики» (здание аэропорта, ангары для самолетов, здание диспетчерского пункта и иные, всего 28 объектов). В настоящий момент указанные объекты эксплуатируются без правоустанавливающих документов.

Отдельно на Коллегии обсуждалась еще одна давняя проблема - строительство полигонов бытовых отходов на Сахалине. Как пояснил аудитор, в настоящее время решение вопроса затягивается в связи со сложностями выделения земли. «В результате с 2015 года бытовые отходы вывозят на материк. За год расходы составят полтора миллиарда рублей и будут отнесены к возмещаемым затратам», - констатировал аудитор.

По итогам проверки отмечено снижение заявленных к возмещению расходов, не относящихся к проектам. Если в прошлом году было установлено таких списаний почти на 37 млн. долларов, то в этом году – на 5 млн. долларов США. «Представителям государства нужно занять твердую позицию относительно этих расходов с тем, чтобы не отстаивать каждый раз постфактум решения об исключении их из возмещаемых, а чтобы изначально подобные расходы не включались в возмещаемые затраты», - отметил Александр Жданьков.

По итогам 2013 года к необоснованно возмещенным были отнесены расходы в сумме $36,5 млн. За год из них исключили только $2,1 млн. При этом в проверяемом периоде представители государства не отстояли исключение из возмещаемых затрат стоимости ремонтных работ на трубопроводе Сахалина-2 в сумме $69 млн., которые Счетная палата считает гарантийными работами подрядчика. «В свете снижения цен на нефть, - подчеркнул аудитор, - представители государства обязаны бороться за каждый рубль возмещаемых затрат, стремиться к повышению рентабельности проектов».

На Коллегии также было отмечено, что информация в докладе Правительства «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2014 г.» в целом подтверждается результатами контрольных мероприятий.

При этом, в Заключении Счетной палаты отмечается, что данные в Докладе не анализируются в динамике, не проводится анализ причин и последствий действий операторов и уполномоченных органов. Так, в Докладе представлена ретроспектива изменений проектных документов по каждому из СРП. При этом оценка принятых решений и их влияния на доходность проектов не приводится.

В части выполнения программ, работ и смет в Докладе приведены укрупненные данные в разрезе месторождений и категорий затрат, что не позволяет сделать вывод о фактическом использовании возмещаемых затрат. При этом анализ причин отклонений фактических затрат от плановых приводится не по всем проектам. Кроме того, информация об исключении из возмещаемых затрат необоснованных затрат прежних лет приводится в докладе без их привязки к периоду возникновения, в связи с чем контроль за тем согласовано или нет то или иное возмещение затруднен.

Коллегия приняла решение направить представления в ФНС и ФТС России, информационные письма - Президенту Российской Федерации, в Правительство РФ, Минэнерго и Минприроды России, губернаторам Сахалинской области и Ненецкого автономного округа, а также компаниям-операторам проектов («Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», «Эксон Нефтегаз Лимитед», и «Тоталь Разведка Разработка Россия»). Кроме того, будет направлено обращение в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах проверки и заключение на доклад Правительства будут направлены в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх