РУС ENG 

Росжелдору не удалось в изначально запланированные сроки организовать скоростное движение на участке Октябрьской железной дороги

18 Ноября 2015 г.

Евгений Степанов/Интерпресс/Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты Проверки использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию комплексного инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги» в 2013 – 2014 гг. и первом полугодии 2015 г. С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

По словам аудитора, изначально параметры данного проекта* соответствовали критериям, определенным Правилами использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда. В частности, бюджетные ассигнования для реализации проекта согласно Правилам не должны выдаваться на срок, превышающий 5 лет. Реализация проекта предполагалась за 4 года (с 2007 по 2010 гг.).** На этот же период предусматривались бюджетные ассигнования Фонда в сумме 27,7 млрд. руб. «Однако уже с 2009 г. в Паспорт проекта неоднократно вносились изменения в части его наименования, сроков реализации. С учетом многочисленных изменений срок ввода объектов в эксплуатацию перенесен с 2010 на 2016 г.», - сказал Валерий Богомолов.

Сметная стоимость комплексного инвестиционного проекта увеличилась с 79,7 млрд. руб. до 95,4 млрд. руб. за счет средств инвестора. В Паспорте комплексного инвестиционного проекта с 2012 г. отсутствуют сведения по объемам финансирования этапов реализации из средств Инвестиционного фонда.

В своем выступлении аудитор остановился на основных причинах перенесения сроков реализации проекта. По его словам, отсутствовала часть необходимых документов. В частности, не были решены вопросы по отводу земельных участков. «Решение данных вопросов осуществлялось в ходе выполнения работ. Изъятие земельных участков и объектов недвижимости с учетом судебных разбирательств продолжалось почти 2,5 года», - уточнил Валерий Богомолов.

Еще одна причина несоблюдения первоначальных сроков реализации - недоработанные проектные решения по строительству железной дороги, потребовавшие корректировок проектной документации и получения соответствующих заключений. На увеличение сроков повлияли также принятые решения о включении дополнительных объектов в проект и невыполнение подрядными организациями обязательств, предусмотренных договорами.

Из-за несвоевременной реализации мероприятий проекта бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда использовались Федеральным агентством железнодорожного транспорта в незначительных объемах и ежегодно возвращались в бюджет. Затем в очередном году они вновь перечислялись Росжелдору. Уровень исполнения бюджетных ассигнований Фонда в 2012 г. составил 35%, в 2013 г. - 22 %, в 2014 г. - 72 %.

16112015.jpg

По состоянию на 1 октября 2015 г. остаток неиспользованных средств Фонда на счетах главного распорядителя средств Федерального агентства железнодорожного транспорта и заказчика-застройщика ФГУП «Единая группа заказчика» Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФГУП «ЕГЗ»***) составил 2,7 млрд. руб.

В связи с несвоевременным выполнением подрядчиками договорных обязательств заказчиком-застройщиком велась претензионная работа. «За несвоевременное выполнение контрактных обязательств в марте и мае 2015 г. заказчиком было направлено подрядчикам четыре претензии. Однако до настоящего времени ни одна из претензий не удовлетворена», - пояснил Валерий Богомолов.

На 1 октября 2015 г. работы по семи контрактам не завершены. А по объекту «Автодорожный путепровод на 75 км» - только осуществляется работа по сдаче проектной документации на экспертизу.

6 марта 2015 г. Арбитражным судом г. Москвы принято к производству заявление ФГУП «ЕГЗ» о признании его банкротом. В отношении предприятия введена обязательная процедура банкротства – наблюдение. По мнению Валерия Богомолова, сложившаяся ситуация создает риски по исполнению ФГУП «ЕГЗ» полномочий государственного заказчика.

В проверенном периоде Минэкономразвития России проверки реализации проекта в Росжелдоре и заказчике-застройщике не проводило, несмотря на то, что это предусмотрено Положением об осуществлении контроля и мониторинга проектов, реализуемых с использованием средств Инвестиционного фонда, утвержденным Правительством.

Коллегия приняла решение направить представления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта и в федеральное государственное унитарное предприятие «Единая группа заказчика», информационное письмо – заместителю Председателя Правительства Аркадию Дворковичу, а также заключение Счетной палаты и информацию о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочная информация:

* Распоряжением Правительства от 12 сентября 2008 г. комплексный инвестиционный проект «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Хельсинки» включен в Перечень проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда.

Целями инвестиционного проекта являются:

- организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская со скоростью до 200 километров в час;

- строительство новой железнодорожной линии Лосево - Каменногорск с целью переноса грузового движения.

** Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 установлены критерии отбора проектов, одним из которых (подпункт «з» пункта 14) является период, на который предусматриваются бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации проекта, не превышающий 5 лет.

Фактические сроки реализации Комплексного инвестиционного проекта в настоящее время составляют 8 лет (с 2009 года по 2016 год).

*** В 2014 г. Росжелдор и ФГУП «ЕГЗ» заключили соглашение о передаче ФГУП «ЕГЗ» полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица Федерального агентства железнодорожного транспорта государственных контрактов.


Материалы по теме

Наверх