РУС ENG 

Механизм субсидирования затрат сельхозпроизводителей на создание и модернизацию объектов так и не заработал - Татьяна Голикова

24 Декабря 2015 г.

Виктор Погонцев/Интерпресс/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты «Анализа и оценки эффективности мер государственной поддержки, направленных на содействие импортозамещению в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в 2014 году и истекшем периоде 2015 года» и «Проверки эффективности предоставления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации средств федерального бюджета на реализацию первоочередных мероприятий по государственной поддержке сельского хозяйства в 2015 году». С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Объектами проверки по первому мероприятию являлись Минсельхоз России, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба государственной статистики. В рамках второго контрольного мероприятия проверка проходила в Минсельхозе России, Управлении сельского хозяйства Липецкой области (г. Липецк) и Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области (г. Владимир).

Осенью прошлого года распоряжением Правительства была утверждена «дорожная карта» – план импортозамещения в сельском хозяйстве. Однако анализ, проведенный Счетной палатой, показал, что документ содержит лишь меры нормативно-правового регулирования. Так, в конце 2014 года были откорректированы госпрограммы по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, приняты новые подпрограммы, однако в плане нет целевых ориентиров импортозамещения, мер стимулирования предприятий, несмотря на то, что это предусматривалось поручением Президента России.

Мясо и мясопродукты

По данным Минсельхоза России, уровень обеспеченности мясом и мясопродуктами составляет 81,5% от установленной нормы потребления в 70-75 кг в год на человека. Из произведенных в 2014 г. 12,8 млн. тонн мяса 23% составляла говядина, 30% - свинина, 44% - мясо птицы, 3% - другие виды мяса. За 9 месяцев 2015 г. производство выросло на 4,9%. Объемы производства мяса птицы выросли на 8,2%, свинины - на 4,8%, объем производства говядины сократился на 1,3%, других видов мяса - на 0,4%. «Объемы производства мяса крупного рогатого скота сокращаются уже на протяжении ряда лет по причине сокращения поголовья. В 2014 г. к уровню 2013 г. поголовье сократилось на 2%. За девять месяцев текущего года еще на 1,6%», - рассказал аудитор.

Несмотря на удовлетворительное обеспечение нормы рационального потребления мяса, вызывает вопросы структура потребления. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности доля говядины должна быть увеличена с текущих 14,6% до 33%. В настоящее время перед отраслью стоит задача переломить негативные тенденции в отношении мяса крупного рогатого скота и обеспечить дальнейшее повышение эффективности в птицеводстве и свиноводстве для наращивания их экспортного потенциала.

В 2015 г. для наращивания производства мяса крупного рогатого скота Минсельхозом России были отобраны 53 инвестиционных проекта, а также
3 проекта в рамках реализации механизма проектного финансирования. С учетом производства по ранее начатым проектам планируемый объем производства при реализации в полном объеме может составить в 2015-2018 гг. около 30 тыс. тонн. При таком росте доля мяса в общем объеме производства будет сокращаться. Согласно экспертным оценкам общий объем производства мяса и мясных продуктов будет расти и в среднесрочной перспективе достигнет порогового значения Доктрины продовольственной безопасности.

Молоко и молочные продукты

Более сложная ситуация сложилась в сфере производства молока и молочных продуктов. По итогам 2014 г. самообеспеченность ими составила 78,6%. При этом Доктриной продовольственной безопасности указывается пороговое значение в 90%.

Объем импорта молока и молочных продуктов в 2014 году составил
1013,8 тыс. тонн*, а за 9 месяцев текущего года - 410,7 тыс. тонн*. Таким образом, он сократился в 1,9 раза. Объем молока на внутреннем рынке составляет около
40 млн. тонн и не достигает объемов рационального потребления.

Реализация в полном объеме 166 инвестиционных проектов и 3 проектов в рамках реализации механизма проектного финансирования может позволить произвести в 2015-2018 гг. около 350,9 тыс. тонн и заместить около 7,8% от объема импорта или менее 1% от общего объема. «Результативность планируемых мер по увеличению производства молока на ближайшие годы будет недостаточной, и достижение порогового значения, установленного Доктриной, может быть не обеспечено», - добавил аудитор.

За 9 месяцев 2015 г. объем промышленного производства сыров и сырных продуктов, сливочного масла, творога и сметаны увеличился**. Производство сыра выросло на 23,8% и достигло уровня 440,3 тыс. тонн. Также увеличилось производство творога на 10,1% (до 310,6 тыс. тонн), сливочного масла на 5,4% (до 203,1 тыс. тонн) и сметаны на 6,1% (до 431,5 тыс. тонн). В то же время в молочной отрасли наблюдается существенный дефицит молока высших сортов для производства прежде всего качественных сыров. Согласно материалам экспертно-аналитического мероприятия это связано с продуктивностью молочного стада, а также с проблемами обеспечения сбалансированной кормовой базы молочных производств.

Снижение покупательной способности населения смещает спрос в сторону более дешевых товаров, производимых с использованием заменителей молока, таких как пальмовое масло. Его импорт за 9 месяцев 2015 года возрос примерно на 30%*.

Овощи

В 2015 г. в рамках подпрограмм «Развитие подотрасли растениеводства» и «Развитие овощеводства» по 11 направлениям расходов предусмотрено 69,7 млрд. руб.

Пороговое значение в 95% по картофелю перевыполнено. По другим овощам оно пока в Доктрине не определено. Согласно проекту Доктрины пороговое значение будет установлено на уровне 90%. Объем производства овощей открытого и защищенного грунта (без картофеля) в хозяйствах всех категорий в 2014 г. увеличился на 0,2% и составил 15,5 млн. тонн. Однако к уровню 2012 г. он сократился на 0,6%.

Объем импорта овощей в 2014 г. составил 2 339,6 тыс. тонн, или около 14% от рынка, а за 9 месяцев 2015 г. - 1 722,5 тыс. тонн, сократившись к аналогичному периоду 2014 г. в 1,4 раза*.

Согласно выводам Счетной палаты, в случае реализации в полном объеме 49 отобранных Минсельхозом России инвестиционных проектов по производству овощей открытого и защищенного грунта, а также инвестиционных проектов в рамках проектного финансирования может позволить в ближайшие три года заместить около 16% от уровня импорта 2014 г. Доля импорта на рынке может быть сокращена на 2%. «В этом сегменте при благоприятных природно-климатических условиях мы будем иметь преимущественно отечественную продукцию, - отметил аудитор, - В то же время России необходимо снизить зависимость от импорта семян». Их доля в 2014 г. составила примерно 40%.

Рыба и рыбопродукты

В 2014 году на выполнение основных мероприятий госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса Росрыболовством было использовано 10,5 млрд. руб. В 2015 году сводной бюджетной росписью предусмотрено 12,6 млрд. руб. Кассовое исполнение на 1 ноября 2015 года составило 84,5%. Объем добычи водных биоресурсов в 2014 году составил 4,2 млн. тонн, что на 1,4% ниже уровня 2013 года; за 9 месяцев 2015 года – 3,4 млн. тонн, что на 6% больше аналогичного периода 2014 года.

Объемов собственного производства рыбы и рыбопродуктов было бы достаточно для удовлетворения внутреннего спроса, в том числе по нормам рационального потребления, если бы не высокая доля экспорта. За 2014 год экспорт водных биоресурсов составил 1,7 млн. тонн* или 40%, за 9 месяцев 2015 года - 1,4 млн. тонн, что на 6,9% больше аналогичного периода 2014 г. В отличие от экспорта импортирует Россия продукцию в основном с высокой добавленной стоимостью. За 9 месяцев 2015 года импорт составил 403,2 тыс. тонн, сократившись к аналогичному периоду 2014 года на 38,3%.

Итоги

В рамках Антикризисного плана на господдержку сельского хозяйства из дополнительно предусмотренных средств федерального бюджета в сумме до 50 млрд. руб. на смягчение конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранение темпов кредитования агропромышленного комплекса по состоянию
на 1 ноября 2015 года распределено 42,05 млрд. руб., или 84,1%.

«Анализ распределения средств федерального бюджета по субсидиям на возмещение части процентной ставки по инвесткредитам на развитие животноводства показал, что объем бюджетных ассигнований был уменьшен с 32,6 млрд. руб. до 24,1 млрд. руб., а потом, в октябре, увеличен без должного обоснования за счет Антикризисного плана на 5,1 млрд. руб.», - отметила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Также она обратила внимание, что «по 8 из 12 субсидий на 1 ноября 2015 г. средства в сумме 11,5 млрд. руб. (27,3%) до получателей не доведены. 1,4 млрд. руб. остаются нераспределенными из-за отсутствия соглашений с регионами».

«Выделение дополнительных средств федерального бюджета в рамках Антикризисного плана осуществлялось без учета внутренних резервов Госпрограммы. Так, субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства в 2015 г. были сокращены в 14,3 раза; субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства – в 2,9 раза; субсидии на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховой премии в области животноводства – в 2,4 раза», - сказала глава контрольного ведомства.

Минсельхозом России, несмотря на дополнительно выделенные в рамках Антикризисного плана средства федерального бюджета, не были осуществлены корректировка Госпрограммы развития сельского хозяйства в части увеличения ресурсного обеспечения, а также изменения количественных значений целевых показателей. Кроме того, дополнительное увеличение бюджетных ассигнований
(от 2,5 до 24,3 раза) не повлекло изменений значений показателей результативности использования субсидий в заключенных с регионами соглашениях.

«Не заработал механизм субсидирования прямых понесенных затрат сельхозпроизводителей на создание и модернизацию объектов растениеводства и животноводства. По состоянию на 1 ноября 2015 г. предусмотренные на эти цели средствах в размере 800 млн. руб. так и не были использованы», - подчеркнула Татьяна Голикова.

Минсельхоз России, заключая соглашения о предоставлении субсидии бюджетам субъектов, не учитывает их региональные потребности. Так, на мероприятия по раскорчевке выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивации раскорчеванных площадей Минсельхоз России выделил бюджету Владимирской области субсидию в сумме 1,06 млн. руб. При этом регион в этих деньгах не нуждался и начиная с июня направлял в Минсельхоз уведомления об отказе от лимитов 2015 г.

Коллегией по результатам экспертно-аналитического мероприятия принято решение направить информационное письмо в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, по результатам контрольного мероприятия - представление Счетной палаты Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и информационное письмо в Правительство Российской Федерации, а также отчеты - в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

* По данным Федеральной таможенной службы

** По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации


Ключевые факты

  1. Уровень обеспеченности мясом и мясопродуктами составляет 81,5% от установленной нормы потребления в 70-75 кг в год на человека

  2. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности доля говядины должна быть увеличена с текущих 14,6% до 33%

  3. По итогам 2014 г. самообеспеченность молоком и молочными продуктами составила 78,6%. При этом Доктриной продовольственной безопасности указывается пороговое значение в 90%

  4. Пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности в 95% по картофелю перевыполнено

  5. Объем добычи водных биоресурсов в 2014 году составил 4,2 млн. тонн, что на 1,4% ниже уровня 2013 года; за 9 месяцев 2015 года – 3,4 млн. тонн, что на 6% больше аналогичного периода 2014 года


Материалы по теме

Наверх