РУС ENG 

Строительство ЦКАД практически не ведется. Подрядчики зарабатывают на авансах.

17 февраля 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога». Промежуточные результаты этой проверки рассматривались Коллегией в июле и ноябре 2015 г.

Объект проверки: Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).

Проверяемый период: 2015 г.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Проверка Счетной палаты показала, что привлечение «Автодором» из средств Фонда национального благосостояния 21,7 млрд. руб. не оказало положительного влияния на реализацию инвестиционного проекта строительства ЦКАД в 2015 г. До конца октября выделенные средства не использовались и находились на отдельном счете в Газпромбанке. По состоянию на 25 декабря 2015 г. «Автодор» получил доход на сумму 1,2 млрд. руб. в виде процентов по размещенным средствам ФНБ.

Ранее Счетная палата направляла ГК «Автодор» представление, в котором предлагала Госкомпании внести на рассмотрение Наблюдательного совета ГК «Автодор» вопрос о разработке и утверждении порядка использования процентов от размещенных средств ФНБ (за вычетом налога на прибыль) на финансирование проекта строительства ЦКАД. Как сообщил аудитор, данный вопрос будет рассмотрен Наблюдательным советом Госкомпании при утверждении финансового плана на 2016 г.

Для строительства с последующей эксплуатацией на платной основе Пускового комплекса №1 ГК «Автодор» 23 мая 2014 г. заключила долгосрочное инвестиционное с ООО «Стройгазконсалтинг». В связи с тем, что компания не выполнила взятые на себя обязательства, 11 августа 2015 г. права и обязанности по исполнению соглашения перешли АО «Крокус интернешнл». В конце октября «Автодор» направил 12,6 млрд. руб. из средств ФНБ на аванс АО «Крокус интернешнл» на строительство первого пускового комплекса. «Сумма аванса на 4,8 млрд. руб. превысила установленный календарным графиком объем подрядных работ на 2015-2016 гг.», - уточнил Валерий Богомолов.

АО «Крокус интернешнл» приняло обязательства выполнить до конца 2015 г. работы общей стоимостью 182,8 млн. руб. По состоянию на 25 декабря 2015 г. компанией акты выполненных работ предоставлены не были.

Аванс, предоставленный за счет средств ФНБ, находится на отдельном счете АО «Крокус интернешнл» в ПАО «Сбербанк России». По словам аудитора, проценты, полученные от размещения аванса на счете в кредитной организации, станут доходами АО «Крокус интернешнл», в то время как проценты, получаемые Госкомпанией от размещения средств ФНБ, могут быть использованы на цели строительства ЦКАД.

Аналогичная ситуация сложилась при строительстве пускового комплекса №5. Госкомпания в конце 2014-начале 2015 г. за счет средств субсидий перечислила генеральному подрядчику ООО «Кольцевая магистраль» в качестве аванса 11,2 млрд. руб. По итогам 2015 г. ГК приняла у подрядчика выполненные работы на 119 млн. руб. - 5% от утвержденного соглашением объема работ на 2015 год. Вместе с тем доход подрядчика за счет полученных процентов от размещения аванса в Газпромбанке составил 871 млн. руб.

Что касается третьего и четвертого пусковых комплексов, то по итогам 2015 г. не завершена подготовка их территорий. Проведение конкурсов по отбору исполнителей на проведение строительно-монтажных работ перенесено на 2016 г.

В 2015 г. ГК не выполнила задачу по привлечению внебюджетного финансирования на цели строительства ЦКАД.

Паспортом проекта в 2014 г. предусмотрено привлечение средств инвесторов в размере 372 млн. руб., в 2015 году - 8 млрд. руб. По итогам 2015 г. средства инвесторов «Автодором» не привлекались.

В свою очередь Председателем Счетной палаты Татьяной Голиковой было отмечено, что большие сомнения вызывает эффективность предоставления многомиллиардных авансов контрагентам. Она отметила, что учитывая низкую дисциплину контрагентов по выполнению предоплаченных работ, эти средства могли бы стать дополнительным источником доходов бюджета. «Для проверки доводов руководства ГК о том, что растет стоимость строительных материалов и подрядчикам нужно пораньше законтрактоваться, Счетная палата провела сравнительный анализ стоимости работ по условиям инвестиционного соглашения на строительство пятого пускового комплекса и стоимости аналогичных работ по условиям договоров субподряда. Результаты этого анализа показывают, что авансы не оправданы», - заявила Татьяна Голикова.

Коллегия приняла решение направить представление в ГК «Автодор», информационные письма в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов и Министерство транспорта Российской Федерации, а также отчет и информацию об основных итогах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх