РУС ENG 

Татьяна Голикова: внешний государственный долг России снизился в 2015 году на $4,4 млрд.

19 Февраля 2016 г.

Фото: Пресс-служба Президента России

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова на рабочей встрече с Президентом России Владимиром Путиным рассказала об исполнении федерального бюджета и эффективности государственных расходов в 2015 году. Полный текст оперативного доклада Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2015 г.  доступен по ссылке.

Татьяна Голикова сообщила, что доходы федерального бюджета за 2015 год составили 13,6 трлн. руб., превысив годовой план на 3,1%. «Отрадно отметить, что основное перевыполнение было достигнуто по внутреннему НДС – это почти 96,5 миллиарда рублей, 66 с небольшим миллиардов рублей – это НДС на импорт. Также мы получили дополнительные доходы по налогу на прибыль, но здесь не очень много, потому что основная ставка у нас в бюджетах субъектов Российской Федерации, и ещё по ряду позиций, которые связаны с различного рода платежами, санкциями и штрафами в федеральный бюджет», - сказала Председатель Счетной палаты.

Глава Счетной палаты отметила, что расходы федерального бюджета за 2015 год исполнены в сумме 15,6 трлн. руб. По словам Татьяны Голиковой, расходы федерального бюджета недовыполнены на 243 млрд. руб. «По‑крупному они складываются из расходов, которые просто были не исполнены отдельными главными распорядителями, и с другой стороны, плюсом из того объёма расходов, которые мы перечислили в качестве межбюджетных трансфертов в регионы, но 72,2 миллиарда регионы должны будут вернуть. Из них субсидии – 52,5 миллиарда рублей. Дело в том, что эта ситуация, к сожалению, повторяется в течение ряда лет. Конечно, она меняется с точки зрения цифр: цифра уменьшается, но по‑прежнему остаются все те же проблемы, которые связаны с неподготовленностью регионами проектно-сметной документации, неотводом земельных участков, неполучением разрешительной документации. В результате средства, которые федеральное правительство выделяет, – и за нами есть грешок в том смысле, что поздно выделяются эти средства, – но, с другой стороны, они бы выделялись раньше, если бы с той стороны были коллеги более расторопны», - сообщила Председатель Счетной палаты.

При этом Татьяна Голикова обратила внимание, что дефицит федерального бюджета в 2015 году сложился на уровне 1,9 трлн. рублей.

По словам Татьяны Голиковой, объем ФНБ по состоянию на 1 января 2016 года составил 5,2 трлн. руб., увеличившись за 2015 год на 19,1%. Председатель Счетной палаты отметила некоторое сокращение Резервного фонда, который на 1 января 2016 года составил 3,2 трлн. руб. «Это связано с тем, что мы направляли средства Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета», - пояснила Татьяна Голикова.

Также Председатель Счетной палаты сообщила о снижении объемов внешнего государственного долга Российской Федерации на $4,4 млрд. до $50 млрд. «Тем самым мы будем снижать расходы в зависимости от того, какую стратегию выберем в будущем по поводу заимствований на внешнем рынке», - сказала Татьяна Голикова.

Глава Счетной палаты сообщила, что экономия бюджетных средств по результатам заключения государственных контрактов за 2015 год составила 6,7%, в аналогичном периоде 2014 года – 4,1%. «На федеральном уровне заключено по открытой части бюджета 800 847 контрактов на сумму 2,5 триллиона рублей. При этом, к сожалению, – это понятно, это связано с уменьшением расходной части бюджета, – если говорить о деньгах, то объём, на который были заключены эти контракты, оценивается в 85,1 процента по отношению к уровню 2014 года», - отметила Татьяна Голикова. При этом Председатель Счетной палаты обратила внимание на рост числа контрактов, заключенных с единственным исполнителем. «С одной стороны, она объяснима в кризисных условиях, с другой стороны, по данным наших контрольных мероприятий, мы видим, что не все добросовестно пользуются возможностью закупок у единственного [исполнителя]. Часто это связано с уходом от 44‑ФЗ – закона о контрактной системе, где процедуры прописаны очень чётко. Переходят на 223‑ФЗ, который для акционерных обществ, а потом вовсе уходят из‑под законодательства, которое связано с контрактованием», - сказала Татьяна Голикова.

Также Татьяна Голикова обратила внимание на проблему остатков средств на счетах бюджетных и автономных учреждений. «У нас бюджетные, автономные учреждения имеют достаточно большие остатки на счетах – 175 миллиардов рублей. Сумма тоже немножко сократилась, на 33 миллиарда по сравнению с прошлым годом, но такие значительные остатки свидетельствуют о том, что либо там сильно накоплены доходы от предпринимательской деятельности – просто мы чуть позже увидим уже окончательные бухгалтерские отчёты главных распорядителей, либо не оказаны услуги в том виде, в каком они должны были быть оказаны. Но мы поправили законодательство, и если они не выполнили государственное задание, то есть не предоставили услугу и в связи с этим не использовали деньги, тогда мы заберём деньги в федеральный бюджет на цели антикризисного фонда. Очень важно, чтобы все министерства этим занимались серьёзно, – работа, которая требует особого внимания», - подчеркнула Татьяна Голикова.

Справочная информация:

Счетная палата Российской Федерации подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2015 г. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе.

ВВП составил 80,4 трлн. руб.

Индекс промышленного производства составил 96,6%. Промышленный рост зафиксирован только в добыче полезных ископаемых (на 0,3%),что обусловлено опережающим ростом добычи угля и металлических руд.

Средняя цена на нефть марки «Юралс» составила $51,23 за баррель, что на $1,77 ниже среднегодовой прогнозной цены на российскую нефть.

Объем экспорта товаров из Российской Федерации, по оценке Банка России, составил $339,6 млрд., что на 31,8% меньше, чем в 2014 г. Сокращение экспорта обусловлено, в первую очередь, снижением мировых цен на российскую нефть. Объем импорта товаров составил $194 млрд., что на 37% меньше, чем в 2014 г. Сокращение импорта обусловлено введенными Правительством России ограничениями по ввозу продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из ряда стран, а также сокращением машино-технического импорта инвестиционного назначения.

Инфляция составила 12,9%, при прогнозном годовом показателе 12,2%.

Рост цен на продовольственные товары составил 14%. Значительный прирост цен отмечается на рыбу и морепродукты - 20,9%, макаронные изделия – 19,5%, крупы и бобовые – 15,5%, сахар-песок – 12,9%, плодоовощную продукцию – 17,4%, молоко и молочную продукцию - 11,5%, масло сливочное – 10,6%.

Рост цен на непродовольственные товары составил 13,7%. Наибольший прирост цен отмечается на табачные изделия – на 26,6%, моющие и чистящие средства - 22,4%, ткани –19,7%, электротовары – 16,8%, медикаменты – 19,6%.

Рост цен и тарифов на услуги наблюдается на уровне 10,2%. Наиболее существенный рост зафиксирован на услуги зарубежного туризма – 19,8%, страхования – 20,5%, дошкольного воспитания – 16,8%, санаторно-оздоровительные услуги – 14,4%, медицинские услуги - 11,1%. Жилищные услуги подорожали на 12,1%, коммунальные услуги - на 9,1%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 4%, реальная начисленная среднемесячная заработная плата – на 9,5%. При этом численность безработных в среднемесячном исчислении составила 4,264 млн. человек.

Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2016 г. составила 3,6 млрд. руб., увеличившись за год в 1,8 раза. Более 97% общей суммы просроченной задолженности приходится на задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 32% приходится на обрабатывающие производства, 26% - на транспорт, 23% - на строительство, 6% - на добычу полезных ископаемых, 5% - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки.

Курс доллара США к рублю в 2015 году составил 60,66 руб. за $1.

Доходы федерального бюджета составили 13,65 трлн. руб., или 103,1% уточненного прогнозного годового объема. Нефтегазовые доходы составили 5,86 трлн. руб., ненефтегазовые доходы – 7,79 трлн. руб.

Расходы федерального бюджета исполнены в сумме 15,61 трлн. руб., или 98,5% показателя сводной бюджетной росписи. Общий объем бюджетных ассигнований недовыполнен на 243,4 млрд. рублей, что превышает объем недовыполнения в 2014 и 2013 годах. Наиболее низкое исполнение расходов федерального бюджета (от 75% до 95%) установлено по Росавиации, Росводресурсам, Росалкогольрегулированию, Росфиннадзору, Минюсту России, Роскосмосу, Ространснадзору, Росгидромету, ФСВТС России, Россельхознадзору, ФМБА России.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации исполнены в сумме 7,7 трлн. руб., или 98% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Наиболее низкое исполнение отмечено по госпрограммам: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы – 80,1%, «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» - 86,7%, «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» - 89,7%.

Расходы на реализацию ФАИП исполнены в общей сумме на 856,9 млрд. руб., или 93,3% утвержденного годового объема ЛБО.

Взносы в уставные капиталы АО с государственным участием осуществлены в общей сумме 284,5 млрд. руб., что составляет 99,9% показателя сводной бюджетной росписи. Наибольшие суммы взносов в уставные капиталы предоставлены организациям: ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» - 103,8 млрд. руб., ОАО «Российские железные дороги» – 71,2 млрд. руб., ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» - 34,9 млрд. руб.

Имущественные взносы в госкорпорации и госкомпанию осуществлены в общей сумме 233,4 млрд. руб., что составляет 100% показателя сводной бюджетной росписи. Имущественные взносы перечислены организациям: ГК «Росатом» - 92,8 млрд. руб., ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - 69,1 млрд. руб., ГК «Ростех» - 53,8 млрд. руб., ГК «Внешэкономбанк» - 16 млрд. руб., ГК «Автодор» - 1,5 млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета сложился в размере 1,95 трлн. руб. (2,4% ВВП), при уточненном годовом дефиците в размере 2,16 трлн. руб.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации составили 7,2 млрд. руб., что значительно ниже объемов поступлений за 2014 г. (29,72 млрд. руб.) и первоначально планируемых объемов (158,5 млрд. руб.).


Материалы по теме

Наверх