РУС ENG 

Софинансирование социальных программ регионов ведется неэффективно

24 Февраля 2016 г.

Заместитель Председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова выступила в Государственной Думе с докладом в рамках «Правительственного часа», с участием заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец и министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина. В своем докладе зампред Счетной палаты указала на различные проблемы в социальной сфере.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

По словам Веры Чистовой, существует недостаток средств на реализацию программы обеспечения жильем детей сирот. Тем не менее, 525 млн руб., направленные в субъекты РФ на решение жилищной проблемы детей-сирот, остались недоиспользованными. «Кроме того, государство взяло на себя расширенные обязательства по обеспечению жильем сирот, достигших 23 лет, но не воспользовавшихся своим правом на получение жилплощади, и это решение, конечно, надо исполнять», - подчеркнула Вера Чистова.

При этом часть жилья, выделяемого сиротам, не соответствует санитарным и техническим нормам. Все эти факторы приводят к росту количества судебных решений, касающихся обеспечения детей-сирот жильем. На 1 января 2015 г. такие решения не были исполнены в отношении 18 тыс. сирот.

Смертность и прирост населения, медпомощь

Вера Чистова отметила, что в 2015 г. число умерших уменьшилось на 2 тыс. человек, однако на 1000 населения показатель остался на уровне 13,1. Таким образом, целевой показатель Правительства, составляющий 12,5 на 1000 населения, пока не достигнут. Прирост населения в основном вызван ростом рождаемости. Вместе с тем констатируется рост смертности из-за онкологических заболеваний. При этом, подчеркнула Чистова, растут как сроки ожидания медицинской помощи (в 1,5-2 раза больше нормативных значений), так и число отказов в вызове скорой помощи. Однако Счетная палата надеется, что меры, предпринимаемые правительством, позволят в 2016 г. улучшить эти показатели.

Создание новых мест в детских садах и школах

В прошлом году завершилась программа модернизации дошкольного образования. Чистова отметила, что программа была выполнена хорошо, хотя наблюдался довольно большой разброс по стоимости создания 1 места даже в схожих регионах. «Хотелось бы, чтобы новый проект по школам, на который уже планируется дополнительно выделить 25 млрд. руб., не споткнулся о те же самые грабли, что и дошкольная программа», - подчеркнула Чистова.

Субсидии регионам для решения проблем с безработицей

Уровень регистрируемой безработицы ни в одном из 18 российских регионов, получивших субсидии, не снизился. Схема предоставления субсидий достаточно прозрачна, однако желаемого результата, не приносит поэтому, отметила Чистова, необходимо анализировать данный механизм и искать иные принципы.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО)

В 2012-2014 гг. на цели поддержки социально ориентированных НКО было предусмотрено выделение около 8,2 млрд. руб. Но средства тратились неэффективно, до 50% уходило на административные расходы. Вопросы вызывает также порядок предоставления субсидий различным организациям, разброс расценок по аналогичным услугам. «Так, школа подготовки собак-проводников Всероссийского общества слепых на подготовку одной собаки-поводыря тратила за счет средств субсидии в 2013 г. 1 млн. руб., в 2014 году – 1,2 млн. руб. А расходы не получавшего субсидию АНО «Учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» на подготовку одной собаки-поводыря составляли всего 294 тыс. руб.,» - привела пример Вера Чистова

Проблемы государственных социальных внебюджетных фондов

По словам Чистовой, один из главных пробелов в этой сфере – отсутствие правил ценообразования при строительстве объектов Пенсионного фонда. Между тем, Счетная палата считает, что здесь должны действовать те же нормативы, которые есть по федеральной адресной программе, и установленные Минстроем подходы к ценообразованию на строительство объектов.

Софинансирование социальных программ регионов

Проверка Счетной палаты показала, что существующие нормы распределения и предоставления субсидий на софинансирование социальных программ регионов (для оказания адресной социальной помощи, обучения компьютерной грамотности пенсионеров и т.д.) – неэффективны и нуждаются в совершенствовании. При представлении субсидий, в частности, не учитывается уровень бюджетной обеспеченности регионов, ветхое и аварийное состояние некоторых социальных учреждений.

Трансферты Пенсионному фонду России (ПФР) и Фонду социального страхования (ФСС) из федерального бюджета

До сих пор Правительством не утверждена Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР. В результате расчет трансфертов из федерального бюджета осуществляется исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования. Так в конце 2015 г. Пенсионному фонду был увеличен межбюджетный трансферт на обязательное пенсионное страхование на 124,2 млрд. руб. Счётная палата возражала против этого увеличения, однако решение было принято. Но эти дополнительные средства были не востребованы и остались на счетах Фонда, что свидетельствует о неэффективности расходования средств федерального бюджета на трансферты ПФР. В свою очередь Фонд социального страхования не освоил 515 млн. руб., выделенные на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Общей проблемой всех государственных внебюджетных фондов, по словам Чистовой, в последнее время стал рост задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование. «Мы надеемся, что к 1 мая 2016 г. в Государственную Думу будут внесены законопроекты, разрабатываемые в соответствии с Указом Президента РФ о дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов, что позволит улучшить уровень администрирования данных фондов и найти механизм ликвидации данной недоимки», - отметила Чистова.

Наверх